+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

4 автономных округа рф и их столицы. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России – в чем особенности

Содержание

Сколько субъектов в РФ на 2021 год

4 автономных округа рф и их столицы. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности
Подробности Категория: Города и страны Обновлено 10.01.2021 11:54 12807

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Сколько субъектов в РФ на 2021 год? На данный момент насчитывается 85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти.

Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

 Перечень субъектов РФ

Ниже приведен перечень существующих  субъектов Российской Федерации.

В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), не получило международного признания.
Республика
  • охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5);
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);
  • вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)[3].

Распределение субъектов федерации по типам

Ниже приводятся  о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.

Коды субъектов федерации

Основная статья: Коды субъектов Российской Федерации

Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.

Группировки регионов России

Субъекты Российской Федерации группируются в:

История российского федерализма

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований[14]). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года.

В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации стало [1].

1990-е годы

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию[15]. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти[16].
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е годы

Основная статья: Объединение регионов России

Основная статья: Объединение регионов России § Проекты объединения регионов, по которым заявлялись проведение референдума и мероприятия по интеграции

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части.

Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ[18][19].

На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой[20], а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав[18]) был отозван из Государственной думы инициаторами[21] в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами[22][23].

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России[24].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Список федеральных округов и субъектов Российской Федерации

4 автономных округа рф и их столицы. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых, в единой информационной системе (www.zakupki.gov.

ru) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых, нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы.

Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д.

В-третьих, сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ
II. Южный федеральный округ
III. Северо-Западный федеральный округ
IV. Дальневосточный федеральный округ
V. Сибирский федеральный округ
VI. Уральский федеральный округ
VII. Приволжский федеральный округ
VIII. Северо-Кавказский федеральный округ
IX. Крымский федеральный округ

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия — Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь

Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации

4 автономных округа рф и их столицы. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности

Автономия – это самостоятельное осуществление государственной власти национально-государственным образованием в пределах компетенции, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральными законами.

Исторически в России сложились три вида автономных образований: автономные республики, автономные области и автономные округа.

Автономные республики рассматривались как несуверенные государства, политическая форма автономии. Они имели свои конституции, которые утверждались Верховным Советом РСФСР, высшие органы государственной власти.

Автономная республика имела представительство в составе 11 депутатов в Совете Национальностей Верховного Совета СССР.

Председатели президиумов верховных советов автономных республик были заместителями Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

К административной форме автономии относились автономные области и автономные округа. Эта форма автономии для многих национальностей РСФСР сыграла роль переходной ступени к более высоким формам их национально-государственного устройства. Например, Киргизская автономная область была преобразована сначала в АССР в составе РСФСР, а с 1936 г. – в союзную республику в составе СССР.

Автономная область – это область, отличавшаяся особенностями быта и национального состава и входившая в состав края па территории РСФСР на началах административной автономии.

Автономные области входили в состав краев. Правовой статус автономной области определялся Конституцией РСФСР, а также законом об автономной области.

Он принимался Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депутатов автономной области.

Автономная область имела пять представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР, а также имела своих представителей в Верховном Совете РСФСР в соответствии со своей численностью.

Акты органов государственной автономной области обладали особой юридической силой. Так, акты Совета народных депутатов автономной области не могли быть отменены краевым Советом народных депутатов. В случае несоответствия закону их мог отменить Президиум Верховного Совета РСФСР. Акты исполкома Совета автономной области могли быть отменены только Советом Министров РСФСР.

В 1991 г. автономные области (Адыгейская, Горно- Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская) были преобразованы в республики в составе Российской Федерации.

В настоящее время в составе Российской Федерации осталась Еврейская автономная область. Ее сохранение имеет характер традиции, так как евреев в составе населения этой области почти не осталось.

Поэтому термин автономная область целесообразно устранить.

Автономный округ – национально-территориальное образование, отличающееся особенностями быта и национального состава населения, входившее в состав РСФСР непосредственно или через край, область.

Правовой статус автономного округа определялся прежде всего Конституцией РСФСР, а также законом об автономных областях. В России было десять автономных округов, семь из них – на Крайнем Севере и приравненных к нему районах.

Северные автономные округа были созданы почти одновременно в декабре 1930 г. Цель их создания – оказание помощи коренному населению. Правовой статус автономного округа почти не отличался от правового статуса обычной административно-территориальной единицы.

Единственная гарантия автономных прав – избрание одного депутата в Совет Национальностей Верховного Совета РСФСР.

В северных автономных округах народы, давшие им название, на современном этапе развития России составляют лишь малую долю их населения. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе ханты и манси составляют 1,7% населения. Такая же ситуация и в других округах. Только в Корякском автономном округе коряки составляют 15% населения.

В настоящее время в результате укрупнения субъектов РФ осталось четыре автономных округа в качестве самостоятельных субъектов Федерации. Остальные округа стали обычными административно-территориальными единицами в рамках новых субъектов РФ.

По Конституции РФ правовой статус автономной области и автономных округов совпадает с общим правовым статусом краев, областей в составе России и не имеет каких-либо особенностей.

Край, область до подписания Федеративного договора в 1992 г. были крупными административно-территориальными единицами, находившимися в унитарных отношениях с высшими органами государственной власти РФ. В России было шесть краев и 49 областей. В края (кроме Приморского) входили автономные области, а в Красноярский край, кроме того, – два автономных округа.

В состав семи областей РСФСР входили автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. края и областисубъекты РФ. Спецификой правового статуса отдельных краев и областей является нахождение в их составе других самостоятельных субъектов Федерации – автономных округов.

Проблема во взаимоотношениях между округом и областью, в состав которого он входит, основана на конституционной коллизии. Конституция РФ 1993 г., оставляя автономный округ в административном подчинении края, области, наделила его полномочиями субъекта РФ.

При этом не было сделано исключение из конституционного положения о равенстве прав всех субъектов РФ. Эта коллизия породила конфликты по вопросам бюджетных платежей. Сложилась ситуация, когда основная экономическая деятельность ведется на территории автономного округа, а платежи изымаются в краевой, областной бюджеты.

Это было характерно, например, для отношений между Ханты-Мансийским автономным округом и Тюменской областью.

Проблема соотношения их статуса была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который постановил, что вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. “Вхождение” не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Федерации, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией РФ.

Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов РФ и договором между их органами государственной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа.

Отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов государственной власти края, области на автономный округ (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П “По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области”).

Спецификой правового статуса городов федерального значения в составе Российской Федерации является сочетание одновременно статуса субъекта РФ и статуса населенного пункта – города. Правовой статус Москвы можно рассматривать в четырех аспектах:

  • 1) Москва как населенный пункт – город;
  • 2) Москва как субъект РФ;
  • 3) Москва – столица Российской Федерации;
  • 4) Москва – административный центр другого субъекта Федерации – Московской области.

Отличительной особенностью краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов от республик является наличие в качестве основного закона – устава.

Устав принимается только законодательным органом государственной власти перечисленных субъектов РФ. Специальный орган для изменения устава не создается.

Поправки в устав могут вноситься как квалифицированным, так и простым большинством депутатов законодательного органа государственной власти (Москва, Тюменская область).

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
Предметы ведения и полномочия субъектов РФ можно подразделить на два вида: 1) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, определенные в ст. 72 Конституции РФ; 2) исключительные полномочия и предметы ведения субъекта РФ. Они устанавливаются на основе правила, вытекающего из ст. 77 (ч. 1) Конституции РФ, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов РФ, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации можно классифицировать по следующим группам.В сфере государственного строительства и правотворчества в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

  • – обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • – административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • – установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • – кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • – установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • – обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • – режим пограничных зон;
  • – координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

В сфере правового статуса личности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся:

  • – защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – защита прав национальных меньшинств;
  • – защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В сфере экономического и социально-культурного развития в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

  • – вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • – разграничение государственной собственности;
  • – природопользование;
  • – охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • – особо охраняемые природные территории;
  • – охрана памятников истории и культуры;
  • – общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • – координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • – осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Исключительная компетенция субъектов РФ определяется конституциями и уставами субъектов РФ. В нее входят все полномочия, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.К числу полномочий субъекта РФ относятся:

  • – принятие, изменение и дополнение конституции (устава), законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением;
  • – установление административно-территориального устройства;
  • – определение системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также формирование органов государственной власти субъекта РФ;
  • – государственная служба субъекта РФ;
  • – организация и развитие местного самоуправления;
  • – учреждение и присвоение почетных званий и премий субъекта Федерации;
  • – государственная собственность субъекта Федерации и управление ею;
  • – определение политики и принятие программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития субъекта Федерации;
  • – финансовое, валютное, денежно-кредитное регулирование в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
  • – бюджет, налоги, пошлины и сборы, внебюджетные фонды субъекта Федерации;
  • – международные и внешнеэкономические связи субъекта Федерации;
  • – иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий ее органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.

 

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России – в чем особенности?

4 автономных округа рф и их столицы. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности

Российскую Федерацию можно разделить на субъекты такие как:

  1. республики
  2. края
  3. города федерального значения
  4. области
  5. автономные округа и автономные области

Каждый тип субъекта имеет свои особенности в конституционно-правовом статусе. Ссылки на статьи Конституции России помечены знаком[*]при наведении мыши вы увидите содержащие соответствующие положения.

Республика
  • в Конституции России охарактеризована как – государство [*]
  • статус Конституцией России определяется и своей конституцией [*] [*]
  • наделен вправом устанавливать свои гос. языки [*]
Край, область и город федерального значения
  • статус определяется Конституцией России, а так же своим уставом, принимаемым краевым (городским или областным) законодательным (представительным) органом [*] [*]
Автономная область
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области [*] [*]
  • может быть принят федеральный закон об автономной области [*]
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа [*] [*]
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе [*]
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью [*]

Расположение на карте

Снизу приведены сведения о количестве субъектов РФ и их территориальном расположении на карте.

На карте двадцать одна Республика
На карте девять Краёв
На карте сорок шесть Областей
На карте два Города федерального значения
На карте одна Автономная область
На карте четыре Автономных округа

Данные представлены на 4-ое августа 2013 года.

Список федеральных округов в России

Федеральные округа в Российской Федерации созданы на основании Указа президента РФ В.В.Путина от 13 мая 2000 года под номером 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Ниже представлен список федеральных округов России и их расположение на карте.

№ Ном Название округа Официальный сайт Его площадь в км² Его население за 01.01.2014 [*] Субъектов РФ Административный центр
1Центральный федеральный округcfo.gov.ru652,800↗3881987418Москва
2Южный федеральный округufo.gov.ru416,840↗139638746Ростов-на-Дону
3Северо-Западный федеральный округszfo.gov.ru1,677,900↗1380065811Санкт-Петербург
4Дальневосточный федеральный округwww.dfo.gov.ru6,215,900↘62266409Хабаровск
5Сибирский федеральный округwww.sibfo.ru5,114,800↗1929274012Новосибирск
6Уральский федеральный округwww.uralfo.ru1,788,900↗122342246Екатеринбург
7Приволжский федеральный округwww.pfo.ru1,038,000↘2973883614Нижний Новгород
8Северо-Кавказский федеральный округskfo.gov.ru172,360↗95900857Пятигорск
9Крымский федеральный округ27,161↗23424112Симферополь

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком [*] при наведении мыши вы увидите название документа.

Источник: http://xn—-7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/subjects.php

Особенности административно-территориального деления России – Советы юриста – АНГАРД.РФ

Федеративный характер страны закреплен в статье 1 и главе 3 Конституции РФ. Основной закон указывает все регионы, входящие в состав России. Помимо простого перечисления, ее нормы закладывают основу взаимодействия между центром и субъектами страны. К этим вопросам относится политические моменты, а также культурные аспекты.

Виды регионов, входящих в состав РФ

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями.

В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края).

Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

 Республики Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Крым3• Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия
 Края Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский
 Области Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская
 Города федерального значения Москва • Санкт-Петербург • Севастополь
 Автономная область Еврейская
 Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) • Ханты-Мансийский — Югра (Расположен на территории Тюменской области) • Чукотский • Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

К чему отнести федеральные округа?

С точки зрения конституционного устройства нашей страны такая проблема не стоит. Данные образования носят технический характер. Их целью является организация координированного сотрудничества между властями и гражданами соседних регионов для решения общих проблем или проведения совместных мероприятий.

Политические аспекты федеративного устройства

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения.

https://www.youtube.com/watch?v=IYElL4M66Z0

В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время.

Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

Источник: https://xn--80aaif6bu.xn--p1ai/poleznaya-informatsiya/osobennosti-administrativno-territorialnogo-deleniya-rossii/

Автономный округ (Россия)

4 автономных округа рф и их столицы. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Российская Федерация состоит из 85 равноправных субъектов, 4 из которых имеют статус автономных округов:

Конституционно-правовой статус автономного округа[ | ]

Один из шести видов субъектов Российской Федерации, сформированный по национально-территориальному признаку.

Статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором, уставом автономного округа, а также договорами между Федерацией и субъектом или особым федеральным законом об автономном округе, принятым по представлению его законодательных и исполнительных органов.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

История в России[ | ]

Автономные округа (АО) (до 7 октября 1977 года — Национальные округа (НО)) начали появляться в советский период, в составе новых административных единиц — краёв и областей по аналогии с обычными округами, на которые поначалу делились новые субъекты. Автономные округа существовали только на территории современной России и до 1992 года не были самостоятельными субъектами. К марту 1939 года количество автономных (национальных) округов установилось в количестве 10 штук и не изменялось вплоть до 2005 года.

На территории РСФСР в хронологическом порядке были образованы следующие автономные (национальные) округа (с 1990 года вошедшие в состав РФ):

31 марта 1992 года, после подписания Федеративного договора, автономные округа стали самостоятельными субъектами Российской Федерации, но продолжали формально входить в состав областей или краёв.

16 июля 1992 года в соответствии с законом РФ Чукотский АО был официально выведен из состава Магаданской области. Для остальных девяти автономных округов соответствующие законы принять не успели, таким образом, Чукотский АО — единственный округ, не входящий в состав какого-либо другого субъекта федерации.

Укрупнение регионов и упразднение автономных округов[ | ]

Основная статья: Объединение регионов России

В период 2005—2008 годов количество автономных округов в России сократилось за счёт их объединения с соседними субъектами, куда они номинально входили. В этот период были упразднены:

Национальный состав Российских автономных округов (в процентах)[ | ]

Округтитульныйрусскиедругие[2]год197919892002201019791989200220101979198920022010
Агинский Бурятский[3]▲52,2▲ 54,9▲ 62,5▼42▼ 40,8▼ 35,1
Коми-Пермяцкий[3]▲61,6▼ 60,2▼ 59▼34,9▲ 36,1▲ 38,1
Корякский (все коренные)[3]16,3▲ 16,45▲ 26,6▲30,362,9▼ 62▼ 50,5▼46,224,9▲ 40,5▲46,5
Ненецкий (коми)▼12,8▼ 11,9▲ 18,6▼17,8▲66▼ 65,8▼ 62,4▼ 66,1▼11,1▼ 9,5▲ 10,8▼ 9
Таймырский (Долгано-Ненецкий) (ненцы)[3]▼9,6▼ 8,9▲ 13,8▲ 15,7▲68,9▼ 67,1▼ 58,6▼ 50,0▼5▼ 4,4▲ 7,6▲ 10,1
Усть-Ордынский Бурятский[3]▲34,1▲ 36,3▲ 39,6▼58,3▼ 56,5▼ 54,4
Ханты-Мансийский▼1,9▼ 0,9▲ 1,2▲ 1,3▼74,3▼ 66,3▼ 66▲ 68,1▼1,1▼ 0,5▲ 0,7▲ 0,8
Чукотский (все коренные)▼8,1▼ 7,3▲ 23,4▲ 26,7▼68,6▼ 66,1▼ 51,8▲ 52,59,6▲ 30,8▲ 35,3
Эвенкийский[3]▼20▼ 14,1▲ 21,5▲ 22,0▲62,5▲ 67,5▼ 61,9▼ 59,4
Ямало-Ненецкий (ханты)▼10,7▼ 4,2▲ 5,2▲ 5,9▲59,1▲ 59,2▼ 58,8▲ 61,7▼1,5▲ 1,7▲ 1,9

См. также[ | ]

  • Национальный округ
  • Автономная область (Россия)
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.