+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Адрес высшего совета юстиции рф. Органы юстиции: задачи, функции, система

Чем занимается Министерство юстиции России

Адрес высшего совета юстиции рф. Органы юстиции: задачи, функции, система

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 2 апреля 2019. Время чтения 5 мин.

Деятельность министерства юстиции России берет начало 8 сентября 1802 года. Помимо Министра и его заместителей, в настоящее время в состав ведомства входят 12 департаментов, 2 аппарата, 2 федеральные службы, учреждения, экспертно-консультативные органы.

По Положению от 2004 года, Министерство юстиции занимается вопросами в области юстиции. Это работа в сфере исполнения уголовных наказаний, оказание бесплатной юридической помощи населению, надзор за деятельностью систем адвокатуры, нотариата, службы судебных приставов и прочее.

Общие сведения

Таблица 1. Краткая справка об органе

Полное наименованиеОсновная задачаРуководитель (наименование должности и личные данные)Кому подконтрольно учреждениеОфициальный сайт
Министерство юстиции Российской ФедерацииДеятельность в сфере юстицииМинистр Коновалов Александр ВладимировичРуководство деятельностью осуществляет Президент РФhttps://minjust.ru

Чем занимается Министерство юстиции

Ведомство выполняет такие ключевые задачи:

  1. Контролирует и организует деятельность по регистрации некоммерческих организаций (международных, иностранных учреждений, политических партий, религиозных и общественных объединений).
  2. Контролирует:
  • как исполняются уголовные наказания;
  • работу адвокатуры и нотариата;
  • как проводится государственная регистрация актов гражданского состояния (работа органов ЗАГС);
  • обеспечение установленного порядка работы судов;
  • исполнение судебных актов и документов иных органов (исполнительное производство).
  1. Проводит правовое регулирование в областях, перечисленных в пункте 2.
  2. Обеспечивает защиту прав и свобод граждан.
  3. Осуществляет деятельность в области судебной экспертизы.
  4. Обеспечивает работу Уполномоченного РФ по правам человека при Европейском Суде.
  5. Готовит и вносит на рассмотрение органам законодательной власти проекты правовых документов (например, законов).

При выполнении возложенных функций орган опирается на нормативные документы РФ и международные договора России.

Минюст и граждане

Рассмотрим, когда физическое лицо может столкнуться с деятельностью Министерства в обычной жизни.

Пример 1. Имеется судебное решение по делу, где ответчиком выступал иностранный гражданин. Истец намерен предъявить его на исполнение стране проживания должника. Для этого он должен сначала проставить апостиль на данном документе, для чего обращается в Минюст.

Пример 2. Действующий адвокат изменил анкетные данные (например, фамилию при замужестве) и ему необходимо поменять служебное удостоверение. Для этого он должен обратиться в территориальное отделение Министерства и подать заявление о смене анкетных данных. Новое удостоверение можно будет получить спустя некоторое время.

Внимание! Граждане должны помнить о том, что ведомство не рассматривает прямые жалобы, например, на нотариуса, следственный изолятор или адвоката.

Система ведомства

Структура органа в настоящее время:

  • Министр и его заместители;
  • коллегия Минюста РФ;
  • 12 департаментов (организации и контроля, управления делами, уголовного, административного и процессуального законодательства и другие);
  • 2 аппарата (Уполномоченного РФ при Европейском Суде и зарубежный);
  • 2 федеральные службы (ФССП и ФСИН);
  • учреждения;
  • экспертные и консультативные органы при Министерстве.

К учреждениям относятся судебно-экспертные, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судэкспертизы и ГБОУ «Всероссийский государственный университет юстиции».

Интересно! В члены коллегии учреждения входят не только Министр, его заместители, руководители департаментов и начальники управлений, но и депутат Государственной думы и представитель Совета Федерации.

Полномочия

Полномочиями Минюста России являются:

  • внесение проектов законов, относящихся к компетенции органа;
  • обеспечение исполнения нормативных документов по вопросам, входящим в область работы ведомства;
  • обобщение практики применения правовых актов по сфере деятельности;
  • издание нормативных документов в пределах компетенции;
  • правовая экспертиза проектов правовых актов;
  • ведение государственного реестра муниципальных образований;
  • проведение учета региональных нормативных документов;
  • открытие и упразднение государственных нотариальных контор в регионах России и многое другое.

Полный перечень разрешаемых ведомством вопросов закреплен в Положении, утвержденном Указом Президента № 1313 от 13.10.2004 г.

Какие решения ведомства обжалуются

Наиболее часто обжалуются следующие решения учреждения:

  1. о нежелательности пребывания или проживания в России иностранца либо лица без гражданства;
  2. отказ в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальном документе РФ, подлежащем вывозу из страны.

Анализ проведен на основании официальных данных ведомства за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.

Руководство

С 2008 года ведомство возглавляет Коновалов А. В., который начал трудовую деятельность в качестве помощника прокурора.

Затем замещал должности следователя прокуратуры, прокурора отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры г.

Санкт-Петербурга, заместителя и в дальнейшем прокурора Московского района, заместителя и первого заместителя Северной столицы, прокурора Республики Башкортостан. До 2008 года был Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском округе.

Рисунок 1. Коновалов А. В.

Ранее с июня 2006 года по май 2008 года данный пост занимал Устинов Владимир Васильевич. Работу по юридической специальности он начинал в качестве стажера, а затем помощника прокурора. С 2000 по 2006 годы был Генеральным прокурором страны. С 2008 года — Полномочный представитель главы государства в Южном округе.

В период с августа 1999 года по июнь 2006 года Министром юстиции был нынешний Генеральный прокурор Чайка Юрий Яковлевич.

Немного истории

Датой учреждения ведомства считается 8 сентября 1802 года. На вновь созданный орган возлагались задачи по подготовке законодательных актов, управление работой судов и прокуратуры. Первым министром юстиции был поэт Державин Гавриил Романович.

Полномочия ведомства расширились после судебной реформы 1864 года. Оно осуществляло руководство судебными органами, управление тюремной и межевой частями, нотариатом.

После Октябрьской революции 1917 года ведомство получило название Народного комиссариата юстиции. В 1963 году орган был упразднен. Воссоздание учреждения началось с издания 30.08.1970 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР.

О том, как проходит заседание коллегии Минюста и какие вопросы на нем рассматриваются, в следующем сюжете:

Министерство юстиции РФ: состав органов, основные задачи и функции

Адрес высшего совета юстиции рф. Органы юстиции: задачи, функции, система

Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313).

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  1. по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:
    • исполнения уголовных наказаний;
    • регистрации некоммерческих организаций;
    • адвокатуры;
    • нотариата;
    • государственной регистрации актов гражданского состояния;
    • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
    • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
    • деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц;
    • территориального устройства Российской Федерации;
    • организации местного самоуправления;
    • разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  2. правоприменительные функции и функции по контролю в сфере
    • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
  3. функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
  4. функции по контролю и надзору в сфере:
    • адвокатуры;
    • нотариата;
    • государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Основные задачи Минюста России:

  1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  2. нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. обеспечение в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных органах;
  5. обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
  6. организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
  7. осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (в сфере юстиции). Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:

  • координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
  • юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
  • государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
  • представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
  • государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
  • участие в подготовке Свода законов РФ;
  • участие в разработке и реализации программ автоматизированных систем правовой информации;
  • обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.

Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О международных договорах РФ” от 15 июля 1995 г. оно обязано:

  1. давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства;
  2. представлять заключения о соответствии или не соответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при вступлении договора в силу.

Функция обеспечения юридической помощью граждан и организаций тесно связана с реализацией соответствующего конституционного положения (см. ст. 48 Конституции РФ).

В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре на территориальные органы Министерства возложено ведение региональных реестров адвокатов, своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях, участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов и разбирательством жалоб на действия адвокатов, принятие мер по лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.

Значительно шире функции этого министерства во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см.  п. 7 Положения о Министерстве юстиции):

  • наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий;
  • контролировать исполнение ими профессиональных обязанностей;
  • организовывать выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;
  • удостоверять подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
  • утверждать формы нотариальных документов.

Состав органов Министерства юстиции

В соответствии  положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

Организационная структура Минюста РФ

  1. Руководство (министр и его заместители, коллегия);
  2. Структурные подразделения (департаменты; Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации; зарубежный аппарат Минюста);
  3. Федеральные службы  (ФССП, ФСИН);
  4. Территориальные органы (главные управления, управления в субъектах РФ);
  5. Учреждения (Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, ФГБОУ ВО “Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)”, судебно-экспертные учреждения).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.