+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Анализ стихотворения некрасова школьник. Как жил Некрасов

Некрасов, Школьник: анализ, характеристика

Анализ стихотворения некрасова школьник. Как жил Некрасов

Реализм и ни слова лжи – вот главная особенность творчества Николая Некрасова. Путешествуя просторами родного государства, поэт успел многое увидеть: глубокую печаль, нужду и несгибаемую силу русского духа.

В его стихах отчетливо отображаются эти реалии. Каждая строчка произведений наполнена болью и грустью, но за ними скрывается надежда на лучшее будущее.

Говорить об особенностях творчества поэта можно долго, но для наглядности лучше провести анализ стихотворения Некрасова «Школьник».

План анализа

Анализировать лирическое произведение необходимо, опираясь на план. Это намного упростит работу. Чаще всего для анализа стихотворения используют следующие характеристики:

  1. Когда, кем и при каких условиях было написано сочинение.
  2. О чем произведение? Необходимо описать основную тему, идею и сюжет.
  3. Художественные средства. Нужно указать какими художественными приемами воспользовался автор, чтобы выразить основную мысль.
  4. Лексика и композиция. Здесь указывается, какой лексикой написан стих: разговорной, публицистической и т.д. Также стоит упомянуть о количестве строк и строф.
  5. Образ лирического героя.

Теперь можно приступать к анализу стихотворения Некрасова «Школьник». 4 класс, в котором начинают изучать творчество русского поэта, тоже может справиться с этим заданием, следуя плану.

Поэт и его творение

Произведения Некрасова отличаются глубиной содержания и наполнены невероятной силой. В его стихах часто описаны трудности, с которым сталкивается простой народ и сам поэт. Так, в 1856 году Некрасов создает произведение «Школьник» (первая его публикация была в журнале «Библиотека для чтения» – №10).

1856-й год можно назвать переломным в деятельности поэта.

Некрасов смог победить серьезное заболевание, издал собственный сборник стихотворений, а журнал «Современник», выпуском которого он занимался, снова начал набирать популярность.

К тому же к власти приходит Александр II, и крепостной быт становится немного свободнее. В это время и создается стихотворение «Школьник», которое повествует о детях, желающих вырваться из нищеты и пойти собственным путем.

Тема, идея, сюжет

Анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно обозначить главную тему произведения: вопросы образования, о которых размышляет лирический герой. Основная идея стиха заключается в образе дороги, которая олицетворяет жизненный путь.

В основу сюжета положена встреча лирического героя с простым крестьянским ребенком. Он был бедно одет и нес с собой книгу.

Увидев ее, лирический герой начинает рассуждать о пользе образования, в частности о том, что простым людям тяжело отправить своего ребенка учится.

Но, тем не менее, его речь оптимистична, лирический герой подбадривает мальчишку, говоря, что все начинали с трудного пути. Ставит в пример Ломоносова, и говорит, что для тех, кто не боится труда в получении знаний, «сон свершится наяву».

В заключении герой обращается к своей Родине, которая еще не исчерпала себя и способна рождать таланты, что в будущем познают и уважение, и почет.

Художественные средства

Продолжая анализировать стихотворение «Школьник» Некрасова по плану, уделим внимание художественным средствам, которые использовал поэт.

В первом четверостишии, создавая обстановку, в которой находится лирический герой, автор использует метафору «невеселая дорога». Чтобы описать ребенка с книгой Некрасов пользуется эпитетами: «грязно тело», «едва прикрыта грудь», «ноги босы».

Также много эпитетов можно встретить и в следующих строках, к примеру, «родная Русь» или «архангельский мужик».

В последних строках встречается антитеза – противопоставление. Тех, кто стремится к знаниям, автор противопоставляет людям, которые ни к чему не проявляют должного интереса. Первых Некрасов характеризует, как «добрых», «благородных» и «сильных», вторых – как «напыщенных», «тупых» и «холодных».

В произведении можно встретить аллегорию, – «сон свершится наяву». Также встречается риторическая фигура – обращение, что подчеркивает волнение Некрасова: «Не стыдися!», «Ну, пошел же, ради бога!».

Лексика и композиция

В своем творчестве Некрасов широко использовал народную речь, поэтому в стихе «Школьник» и встречаются такие слова, как «батька», «не трусь» и другие.

Выполняя по литературе анализ стихотворения Некрасова «Школьник», обязательно необходимо указать количество строк, строф и определить стихотворный размер. Так, стихотворение состоит из 10-ти строф. Условно их можно разделить на 3 блока:

  1. Описание путешествия лирического героя.
  2. Основная часть, что состоит из монолога героя.
  3. Обращение к Родине.

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник» показал, что произведение имеет размер четырехстопного хорея, а строфы состоят из четверостиший с перекрестной рифмой.

Лирический герой

На этом пункте и заканчивается комплексный анализ. Из анализа стихотворения Некрасова «Школьник» становится понятно, что в качестве лирического героя выступает сам автор, описывая свои поездки страной.

В основу произведения положены размышления Некрасова о тяжелой судьбе своего народа, но он уверен, что среди простых крестьян есть много талантов. Он хочет поддержать детей, что желают учиться и выбрать другую судьбу, нежели у родителей.

Лирический герой, а вместе с ним и сам Некрасов, призывают не стыдиться нищеты, ведь упорный труд будет вознагражден.

О поэзии

Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта.

Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы.

Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.

Анализ стихотворения Некрасова Школьник

Анализ стихотворения некрасова школьник. Как жил Некрасов

Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича.

Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой.

Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле

Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом.

К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия.

Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы.

Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов.

Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери.

Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью.

При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию.

По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну.

При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее.

Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии.

Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться.

Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение — в этом и проблема: Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь … Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Но учить крестьянскнх детей надо.

Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране.

Герою стихотворения можно рассчитывать только на милосердие других людей: Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете- Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь … Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше.

Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника.

Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк.

Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться.

Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов.

Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора).

А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте.

До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым.

Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Темы соседних сочинений

← Человек↑ НекрасовЭлегия →

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова

Анализ стихотворения некрасова школьник. Как жил Некрасов

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Краткое содержание, тема стихотворения Некрасова

Анализ стихотворения некрасова школьник. Как жил Некрасов

Тема стихотворения Некрасова “Школьник”, анализ которого вы найдете ниже, – жизнь русской глубинки и вера в светлое будущее. Перед нами одна из настоящих жемчужин русской поэзии.

Яркий, живой язык, близкие поэту образы простого народа делают стихотворение особенным. Строчки легко запоминаются, перед нами при прочтении будто возникает картинка.

Стихотворение входит к обязательным для изучения в школьной программе. Изучают его ученики в шестом классе.

Предлагаем вам краткое содержание стихотворения, описание его тематики и анализ, а также откроем вам небольшой секрет: о ком же в поэзии говорит Некрасов, кто этот загадочный “архангельский мужик”, ставший “разумным и великим”.

О некрасове

Н. А. Некрасов – классик, писатель и публицист. Известен своими поэмами “Кому на Руси жить хорошо” и “Русские женщины”.

Он же автор стихотворения о дедушке Мазае и зайцах.

Писатель старался писать наиболее простой и легкой речью, максимально приближенной к народному стилю. Диалектизмы и просторечные выражения придавали его слогу удивительную живость и искренность. Ярким примером служит речь стихотворения Некрасова “Школьник”, анализ которого мы предоставим ниже.

Поэт вырос в семье помещика, который был грозой как для своих крепостных, так и для жены и детей. Постоянный террор и деспотизм отца оставили глубокие шрамы на сердце писателя, многие переживания он выплеснул в своих произведениях.

Будучи сыном помещика, он всем своим сердцем сочувствовал простому народу, принимая его беды и лишения.

В 16 лет юный поэт оказался совершенно без помощи и поддержки отца, но он, как и герой нашего произведения, не оплошал и добился своей цели.

О стихотворении

Произведение Некрасова “Школьник” – одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.

Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие – учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти.

На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке.

Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное – не робеть, не лениться.

Краткое содержание

Стихотворение начинается окриком на свою лошадку извозчика. Он видит мальчика, худого, бедного, с грязными от длительной ходьбы ногами и “книжкой в котомке”. Мальчик на предложение подвезти быстро забирается в убогую телегу, и герои едут дальше разговаривая.

После прочтения сразу становится ясно, кого подразумевал Некрасов в стихотворении “Школьник”. Это собирательный образ всего народа, который беден и голоден, но стремится к знанию, не боится трудностей и тревог. Писатель испытывает гордость за своих сверстников, которые, сбивая в кровь ноги, стремятся стать кем-то.

Упоминается в стихотворении еще один персонаж: «архангельский мужик», который «по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Эти строчки – о величайшем ученом, математике, физике, биологе и филологе Михаиле Ломоносове, который родился в маленькой деревушке, но стал академиком, профессором и преподавателем. Вот на такое будущее намекает автор, пророча его маленькому мальчику-школьнику.

Образы стихотворения Некрасова “Школьник”. Анализ

Главный центральный образ произведения – бедный оборванный мальчишка-школьник, бредущий лесом, скорее всего, на учебу. Извозчик, посадивший мальчика на свою телегу, и сочувствует ему, и подбадривает ученика, что он на верном пути, знания – путь к выходу из нищенской жизни. При этом рассказчик сквозь грусть и жалость к бедному школьнику говорит о радости и вере в его внутреннюю силу.

Проблематика стихотворения Некрасова “Школьник” (анализ которого сейчас часто выполняют на уроках литературы современные ученики) – это и сопереживание, и страдание сердца поэта от безысходной, нищей жизни в деревнях, и одновременно гимн сильному, целеустремленному народу. Эти простые, искренние люди не грустят о своей горькой судьбе, а борются с невзгодами и тревогами, и даже в бедствии стремятся к знаниям, верят в светлое будущее.

Тема стихотворения “Школьник” Некрасова

Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами.

Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей.

К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них – надоевшее занятие.

Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он – плата за заветную «грамоту».

Н. А. Некрасов (“Школьник” – одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.

В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится – еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.

Выводы

Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. “Школьник” – это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа – голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа – Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.