+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Целевое расходование бюджетных средств. Порядок расходования средств бюджета

Содержание

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Целевое расходование бюджетных средств. Порядок расходования средств бюджета

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов.

Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье. 

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершениидействий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета,приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Кто несет ответственность за нецелевое использованиебюджетных средств

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Виды ответственности за нецелевое использование бюджетныхсредств

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использованиебюджетных средств наказываются:

1. Должностные лица:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

2. Юридические лица:

  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не поназначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5до 7 миллионов рублей:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Дополнительные последствия

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

1. Отсутствие умысла

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15.

14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам.

Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате.

Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области.

К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

Целевое расходование бюджетных средств

Целевое расходование бюджетных средств. Порядок расходования средств бюджета

Нецелевым использованием средств признаются направление бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной росписью, бюджетной росписью, сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В условиях нынешней экономики и при наличии финансового кризиса, необходимо целевое расходование и особое внимание уделяется эффективности их использования.

Неоднократно первые лица государства заявляли о важности строгого целевого расходования, так как средства ограничены.

Предполагается прозрачность движения государственных финансовых потоков, это напрямую влияет на эффективность их использования.

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2019 году.

Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.

Кто должен быть получателем?

Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, получателем могут выступать:

  • управление внебюджетных государственных фондов;
  • органы государственной власти;
  • органы местного управления;
  • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
  • казенные учреждения.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

Наказание

Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

Административная ответственность

В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.

Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
  • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

Уголовная ответственность

Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
  • осуждение, сроком до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет.

Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.

Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.

Целевое и нецелевое использование бюджетных средств

Уголовная ответственность за не целевое расходование бюджетных средств предусмотрена статьей 285.1 УК РФ.

В частности уголовно наказуемым деянием является расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Так, в соответствии со статьей 289 БК РФ не целевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Очевидно, данные расхождения в формулировках правовых норм следует устранить. На наш взгляд более правильным является термин «использование». Использование бюджетных средств предполагает не только их расходование, но и пользование в других формах.

Понятие целевого использования бюджетных средств раскрывается и в некоторых других нормах БК РФ.

В соответствии с данной статьей, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В статьеУголовный кодекс Российской федерации 163 БК РФ «Права и обязанности получателей бюджетных средств» прямо говорится о том, что получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

Понятие целевого и нецелевого использования бюджетных средств

В силу ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета (ст. 184.1 БК РФ).

Целевое использование бюджетных средств — использование полученных бюджетных средств на конкретные цели, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения на очередной финансовый год.

Согласно ч. 1 ст. 306.

4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств. Однако, ранее данное понятие означало направление и1 Уголовный кодекс Российской федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием для их получения.

Таким образом, мы можем видеть, что в новой редакции Бюджетного кодекса дифференцируется ответственность за нецелевое испол2 Бюджетный кодекс Российской федерацииьзование бюджетных средств в зависимости от субъекта нарушения.

Так, бесспорное взыскание предлагается применять только в рамках межбюджетных отношений и при наличии просроченной задолженности по бюджетным кредитам или установлении фактов нецелевого использования межбюджетных трансфертов.

Бесспорное взыскание бюджетных средств с их получателя при установлении фактов нецелевого использования таких средств экономически нецелесообразно.

  • Получатели бюджетных средствБюджетная отчетность ПБС, АИФ, АДБФОРМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ1. Бюджетные и автономные учреждения составляют…
  • Бюджетные ассигнованияРазъяснениеБюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения…

Расходование средств на ОМС: целевое и нецелевое. Из чего формируется финансирование

Целевое расходование бюджетных средств. Порядок расходования средств бюджета

Российская Федерация предоставляет возможность для каждого своего гражданина получить гарантированную медицинскую помощь совершенно бесплатно. Финансирование на данное мероприятие выделяется из фондов медицинского страхования. Законодательство определяет порядок расходования государственных средств, а также меры наказания за их неграмотное распределение.

MyStrahoi.ru

Понятие ОМС

Обязательное медицинское страхование – социальная программа государства, направленная на предоставление гражданам бесплатной врачебной и лекарственной помощи. Согласно ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», удовлетворение потребностей граждан в медицинской поддержке должно происходить за счет страховых отчислений.

Каждый гражданин РФ имеет право получить медицинскую помощь бесплатно. Это осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ.

8 800 350-84-13 добавочный 723 – телефон горячей линии юридической консультации. Звоните, если возникают спорные моменты.

Базовая программа – это список основных услуг, которые может получить гражданин бесплатно.

В Территориальную программу также могут добавить дополнительные услуги, что напрямую зависит от уровня развития региона, где данная программа осуществляется. Список услуг Территориальной программы может быть больше, чем Базовой, но никак не меньше.

Важно!Получить медицинское или лекарственное обеспечение бесплатно вы сможете только в тех государственных учреждениях, которые уже состоят в реестре Территориальных фондов ОМС.

Как формируется финансовый фонд ОМС?

Средства в ОМС поступают из нескольких источников:

  • Налоговые отчисления предприятий.
  • Государственные взносы на медицинское страхование граждан без заработка.
  • Денежные средства, предоставляемые добровольно юридическими и физическими лицами.
  • Суммы из федерального бюджета на реализацию Территориальной программы.
  • Пени и штрафы граждан.
  • Другие законные источники.

Как расходуются?

MyStrahoi.ru

Согласно ст. 35 ФЗ № 326, средства ОМС расходуются по следующим статьям:

  • денежные средства, реализуемые на медицинские и лекарственные нужды населения;
  • затраты на содержание медицинских учреждений, снабжение их качественной техникой и медикаментами.

Для оказания качественной медицинской помощи необходимо оплатить следующее:

  • заработная плата медицинским сотрудникам, которые оказывают помощь пациенту;
  • покупка и обновление медицинских препаратов и средств;
  • компенсирование амортизации техники, которая была использована.

Более того, государство предоставляет средства на следующие запросы населения:

  • обеспечение граждан с тяжелыми заболеваниями, при которых необходимы определенные лекарства, нужными медикаментами.
  • выдача лекарственных препаратов людям на амбулаторном лечении.

Важно!Государство предоставляет большие суммы и на развитие науки. Более того, оно выделяет деньги на проведение медицинских опытов и исследований. Таким образом, оно вкладывается в здоровье своей нации сейчас и в дальнейшем будущем.

Облагораживание территории медицинских учреждений тоже входит в перечень расходов государства. Этим должна заниматься Территориальная программа конкретного региона.

8 800 350-84-13 добавочный 723 – телефон горячей линии юридической консультации. Звоните, если возникают спорные моменты.

Нецелевые траты: что это такое?

MyStrahoi.ru

Денежные ресурсы ОМС не до конца покрывают возможные и реальные расходы медицинских учреждений.

Если государственные деньги, которые изначально были назначены на ОМС, были потрачены на нечто иное, то нарушителя ждет административная ответственность.

Известно, что нецелевая растрата государственных средств сегодня не является большой редкостью.

Выход за черту лимита расходов на приобретение медицинской техники

Государство устанавливает фиксированную сумму на оборудование, которую ни в коем случае нельзя превышать. Согласно ФЗ № 326, максимальной суммой, которую можно потратить, является 100 тысяч рублей.

Пример из практики:

По Территориальной программе больница получила определенные средства на развитие и обновление. Руководство приобрело медицинскую технику за 150 тысяч рублей. Сотрудники больницы утверждали, что данная трата пошла только на пользу учреждению и не являлась нецелевой, но суд был непоколебим. Больнице пришлось выплатить 150 тысяч государству, а также еще 15 тысяч в качестве штрафа.

Выплата премий сотрудникам из фонда ОМС

Работодателю запрещено выплачивать любые поощрительные суммы своим сотрудникам из денег, полученных по программам ОМС. К таким выплатам относят:

  • компенсация за сверхурочные часы и работу по выходным и праздникам;
  • доплата за долгий трудовой стаж;
  • премия, аванс и прочие выплаты-поощрения.

Важно!Местные власти каждого отдельного региона самостоятельно решают, каким образом можно расходовать средства по ОМС. Трудовой кодекс РФ утверждает, что, согласно Территориальной программе, трудовая деятельность может быть оплачена за счет отчисления из фонда ОМС.

Обязательные отчисления и проживание сотрудников

MyStrahoi.ru

Удовлетворять сотрудников в обеспечении их материальными благами, за счет фонда ОМС, категорически запрещено. Нельзя оплачивать за работника аренду, а также закрывать взносы лица в государственный бюджет.

Справка!Ремонтирование домов медицинского персонала тоже не входит в статью расходов ОМС. А вот для того, чтобы сделать наконец-то капитальный ремонт самого медицинского учреждения, активистам придется обратиться к государственному бюджету напрямую.

Оплата дополнительных запросов

В качестве дополнительных нецелевых трат выделяют:

  • закрытие штрафов и пени;
  • покупка мебели;
  • оплата билетов;
  • затраты на питание сотрудников;
  • денежные средства, расходуемые на интернет и телефонные разговоры, если того требует должность сотрудника.

Выплаты за вредные условия труда без предварительной аттестации

Согласно ст. 147 ТК РФ, сотрудники имеют право получать повышенную заработную плату при неблагоприятных условиях труда.

Сумму повышения заработной платы устанавливает сам работодатель, принимая во внимание мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Согласно положению об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения от 29.10.2008 № 416, доплата, без факта проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест, не может быть связана с обеспечением бесплатной медицинской помощи по ОМС, а значит и оплачивать за счет государственных средств ее нельзя.

8 800 350-84-13 добавочный 723 – телефон горячей линии юридической консультации. Звоните, если возникают спорные моменты.

Какие санкции назначаются за нецелевое использование?

Обычно ТФОМС проверяет расходование средств в регионах. Они делают это осторожно и соблюдая все законы.

Если нарушений особо нет, даже после крупной проверки, то все в порядке. Если же иначе, то руководитель должен быть предупрежден с помощью служебной записки. Если само представительство ТОФМС заметило нарушение, составляется акт со следующими данными:

  • сумма нецелевых затрат;
  • информация о том, куда «ушли» государственные деньги;
  • требования о возврате государственных средств обратно в бюджет ОМС;
  • размер штрафа.

Важно!Согласно ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326, размер штрафа составляет 10% от суммы, которая была затрачена. Если средства были потрачены крайне «варварским» способом, и об этом узнали в ТФОМС, на учреждение подается судебное заявление, и начинается расследование. Исход обычно определяется в пользу государства.

Заключение

Фонд ОМС – это единственный источник денежных средств, которые отчисляются на здравоохранение граждан РФ. Деньги, появляющиеся здесь с помощью территориальных отчислений, снабжают граждан лекарственными препаратами, врачебной помощью и обеспечивают качественное медицинское обслуживание пациентов.

К сожалению, государственный бюджет не может покрыть все потребности медицинского учреждения. Клиника несет административную ответственность в случае, если средства ОМС были израсходованы нецелевым образом. Самые неприятные случаи растраты государственных денег заканчиваются судебным разбирательством.

8 800 350-84-13 добавочный 723 – телефон горячей линии юридической консультации. Звоните, если возникают спорные моменты.

Нецелевое использование и расходование: обзор – 2019. журнал

Целевое расходование бюджетных средств. Порядок расходования средств бюджета

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля
(Санкт-Петербург)

Расскажем об особенностях нарушений нецелевого использования и расходования и приведем обзор правоприменительной практики в части нецелевого использования за последнее время. Основной источник финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений – различные виды субсидий (средства из бюджета). Средства субсидии расходуются учреждениями в соответствии с целями и условиями их предоставления по соглашениям и согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности. Субсидии подлежат госконтролю со стороны Федерального казначейства и учредителя. Федеральное казначейство имеет право проверять использование средств субсидии и принимать меры административной ответственности по результатам проверок.Рассмотрим пример актуального запроса по перечню документов при проверках госконтроля Казначейством субсидий в 2019 году.

Отличие нецелевого использования от расходования средств бюджета

 
    Отличие формулировок нарушений в части нецелевого «использования» или «расходования» в следующем:

нецелевое «использование» – административная ответственность по КоАП РФ и за нарушение бюджетного законодательства,
нецелевое «расходование» – уголовная ответственность (при наличии умысла на совершение должностным лицом или группой лиц получателя бюджетных средств расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения).

Нецелевое ИСПОЛЬЗОВАНИЕ средств бюджета: понятие и ответственность

 
    Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ (в ред. от 26.07.

2019 № 199-ФЗ), признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
    Определение нецелевого использования теперь содержит нарушение лимитов бюджетных обязательств и правовых актов – оснований предоставления средств из бюджета, которыми дополнена статья 306.4 БК РФ. Кроме того, статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
    Нецелевое использование бюджетных средств, согласно статье 15.14 КоАП РФ, выражается в направлении СРЕДСТВ БЮДЖЕТА бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
    Административный штраф за нецелевое использование в соответствии со статьей 15.14. КоАП РФ налагается на:

должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (или грозит дисквалификация на срок от одного года до 3 лет);
юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Позиция защиты ВС РФ при квалификации нецелевого нарушения

 
    Обратите внимание на пункт 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.

2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что если судом будет установлено, что исходя из содержания перечней расходов бюджета, наименований статей и подстатей КОСГУ невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью КОСГУ участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи КОСГУ), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств. ст. 285.1 ук рф в 2020 году – Статья УК РФ

Целевое расходование бюджетных средств. Порядок расходования средств бюджета

15.11.2019

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств.

Юридическая характеристика

Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.

Структура бюджетной системы

Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть использованы должностным лицом пока не будет определено новое назначение для них.

ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  • субсидии, включая муниципальные и региональные;
  • гранты в форме субсидирования;
  • трансферы;
  • государственные кредиты;
  • субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности.

Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется.

К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.

Определение состава преступления

Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это должностное лицо, которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.

Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.

Преступление или правонарушение?

Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда — преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей).

Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы.

Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

Наказание за нецелевое использование

В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

Что гласит КоАП РФ

Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Уголовная ответственность в России

Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.