+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

День образования кубанского казачьего войска история. Откуда на самом деле появились кубанские казаки

Кубанское казачье войско: история, фото

День образования кубанского казачьего войска история. Откуда на самом деле появились кубанские казаки

Военное искусство всегда являлось достаточно значимой частью жизни многих народностей и государств. Ведь как только человек взял в руки палку, он начал использовать свою силу для подчинения себе подобных.

Эта негативная любовь к насилию преследовала человечество на протяжении всей его истории.

Данный факт привел к тому, что в каждой народности появился отдельный класс воинов, отличающихся профессионализмом и беспощадностью.

Следует отметить тот факт, что на территории славянских государств также существовали подобные воинственные касты.

История их формирования достаточно интересна, если учитывать тот факт, что на территории современной России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ велись постоянные войны за территориальное господство между различными государствами. Таким образом, постоянные военные конфликты существенно закалили живущее в представленных странах население.

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в данном государстве наиболее известной воинской общиной являются кубанские казаки. Создание этого войска осуществлялось годами, а их деятельность жива по сей день.

В статье будут рассмотрены наиболее яркие этапы развития кубанского казачества, а также специфика данного военного формирования.

Кто такие кубанские казаки?

История Кубанского казачьего войска восходит к очень далеким временам.

Сегодня представить всю хронологию существования данного военного формирования достаточно сложно, так как оно до сих пор действует на территории Российской Федерации, о чем пойдет речь далее в статье.

Тем не менее, если учитывать исторические факты, то Кубанское казачье войско – это часть всего казачества в Российской империи, которая базировалась на Северном Кавказе. Иными словами, это формирование играло роль современных пограничников.

Из исторических источников известно, что военный штаб кубанского казачества базировался в Екатеринодаре (современное название города – Краснодар).

Невзирая на тот факт, что Кубанское казачье войско было типичной военной группой, одним из элементов армии Российской империи, на его базе сформировался свой этнос.

Этот факт сегодня позволяет говорить о казаках не просто как о воинах, а как об отдельной национальности, наряду с россиянами, чеченцами, казахами и т. п.

История создания

Казаки Кубанского казачьего войска первоначально не были однородной этнической массой патриотов своего государства. Ведь, как уже указывалось ранее, история создания данного формирования достаточно сложна. Кубанское казачье войско сформировалось из нескольких групп казаков, которых к середине XVIII века было достаточно много на территории Российской империи.

Конечно, прародителями казачьих полков Кубани нужно по праву считать запорожских казаков, которые появились еще в XVI веке. Как мы знаем, они изначально базировались на территории современной Украины, на острове Хортица, который находится близ современного города Запорожье.

Впоследствии запорожские казаки стали угрозой для имперской власти, потому что из организованного военного формирования превратились в обычные разбойничьи группы. Поэтому уже к концу XVIII века казачество как таковое получило статус «вне закона».

Однако этот факт не стал окончательной точкой в развитии подобных формирований.

Черноморские казаки

В 1774 году Российская империя получает выход к Черному морю. На этом этапе Турция перестала представлять угрозу, а Речь Посполита, одно из наиболее сильных государств на западе, находилось на грани полного развала. Поэтому потребность удержания казаков на их историческом месте более не требовалась.

Помимо этого данные формирования к концу XVIII века стали превращаться в бандитские структуры. Подтверждением этого факта является поддержание казаками Пугачевского восстания. Таким образом, в 1775 году было принято решение о полном уничтожении Запорожской Сечи и всех её обитателей.

В этой бойне смогли уцелеть лишь 12 тысяч казаков, которые впоследствии сбежали в устье Дуная.

Войско верных запорожцев

Следует отметить, что появление Задунайской Сечи стало весомым аргументом для Турции, которая заполучила дополнительные силы в составе 12 тысяч воинов.

В свою очередь, Российская империя, видя угрозу своим территориальным интересам на юге державы, останавливает процесс ликвидации казаков. Более того, в 1787 году Григорий Потемкин создает Войско верных запорожцев из числа ранее преследуемых участников одноименных полков.

С их помощью Российская империи не только укрепляется на юге, но и выигрывает русско-турецкую кампанию 1787-1792 годов.

Создание кубанского казачества

Кубанское казачье войско, фото которого представлены в статье, было сформировано в 1792 году. После русско-турецкой кампании в столицу Российской империи отправляется делегация, во главе которой был поставлен судья Черноморского войска Антон Головатый.

Делегация была собрана для того, чтобы просить у «просвещенной монархии» земли для расселения черноморских казаков. Переговоры проходили с марта по май 1792 года. «Руководство» империи не хотело выделять казакам окрестности Тамани и земли на правом берегу Кубани.

В данном случае позиция имперской власти была понятна – нежелание создавать подобное запорожцам формирование, которое может в любой момент предать. Однако согласие все-таки было достигнуто. Таким образом, с 1792 года полки Кубанского казачьего войска стали располагаться на территории Тамани и Кубани.

Эти земли были переданы им «в вечное и потомственное владение», что в целом подтверждается существованием кубанского казачества сегодня.

История линейных казаков

Следует отметить, что Кубанское казачье войско было сформировано не только исключительно из черноморских казаков.

В состав кубанских полков также входили так называемые «линейные казаки», которые стали частью большого военного формирования в 1860 году.

Однако история кавказского линейного казачьего войска начинается еще с середины XV века. Прародителем линейных полков были хоперские казаки.

История хоперских полков

Хоперские казаки проживали на территории рек Хопер и Медведица с 1444 года. Но в XVIII веке данные полки предприняли восстание против власти Петра I. Реакция монарха была незамедлительной и жестокой.

В период с 1708 по 1716 года на территориях между указанными реками фактически никто не жил. Однако с 1716 года сюда возвращаются казачьи полки, которые были участниками Северной войны.

За военную доблесть во время войны со Швецией хоперским казакам разрешили выстроить свою крепость на исторической родине. Впоследствии войско настолько развилось, что его часть была переведена на Северный Кавказ для защиты границ Российской империи.

А в 1860 году, как уже указывалось ранее, данная часть казацкого войска была переведена в состав кубанского военного формирования.

Современный этап развития кубанского казачества

Кубанское войско казаков существует по сей день на территориях, которые были им выделены в конце XVIII века. Это военное формирование исполняет роль негласных пограничников.

Нужно отметить факт того, что кубанские казаки были участниками Первой мировой и Великой Отечественной войн. Последний исторический период, который начался с 1945 года, существенно упразднил роль казаков в сфере государственного управления и службы.

Тем не менее данное формирование никто так и не расформировал, даже с учетом политической доктрины Советского Союза.

Атаманы Кубанского казачьего войска на протяжении всей истории его существования всеми силами отстаивали права своего народа, который к 1945 году уже можно было назвать совершенно отдельным этносом.

После развала Советского Союза на территории Российской Федерации было произведено объединение казацких общин с целью повышения самобытности и прославления этнических меньшинств государства.

С того времени существует такая организация, как Кубанское войсковое казачье общество (КВКО).

КВКО

Свою историю КВКО начинает с 1990 года. Первым атаманом данной военной организации стал Владимир Громов. Необходимо отметить, что боеспособность подразделений КВКО находится на достаточно высоком уровне. Подтверждением тому является участие упомянутой организации в Абхазской войне. В 1993 году подразделения КВКО первыми вошли в город Сухум.

Позднее Кубанское казачье войско было включено в «Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации». Это значит, что деятельность КВКО стала легальной. Помимо того, существуют регалии Кубанского казачьего войска и своеобразная структура общества. На сегодняшний день организация играет роль больше правоохранительного, нежели военного органа.

Территориальная структура КВКО

Кубанское войсковое казачье общество имеет свою территориальную структуру, что позволяет говорить о значительной развитости не только организации в целом, но и её деятельности. На сегодняшний день структура КВКО состоит из следующих территориальных единиц:

  1. Еёский казачий отдел.
  2. Кавказский казачий отдел.
  3. Таманский казачий отдел.
  4. Екатеринодарский казачий отдел.
  5. Майкопский казачий отдел.
  6. Баталпашинский казачий отдел.
  7. Черноморский казачий округ.
  8. Сухумский особый казачий отдел.

Данная структура позволяет КВКО осуществлять свои правоохранительные функции намного эффективнее и максимально оперативно.

Культура кубанских казаков

Помимо значительной роли в военном секторе Российской Федерации Кубанское казачество является достаточно интересным этническим социальным образованием.

Его культурные традиции восходят к запорожским казакам. Кубанские вояки достаточно близки в культурном вопросе с коренными украинцами.

Также существует казачья форма Кубанского казачьего войска, дизайн которой также был сформирован исторически.

В статье было представлено Кубанское казачье войско. Истоки формирования и структура данной организации восходят ко времени существования запорожских казаков, которые, по сути, стали прародителями кубанского воинства. Это этническое формирование все еще действует на территории современной России. Будем надеяться, что этот остров славянской культуры не затеряется в пучине веков!

К 225-летию начала заселения кубани казаками. как кубань стала казачьим краем | синодальный комитет по взаимодействию с казачеством

День образования кубанского казачьего войска история. Откуда на самом деле появились кубанские казаки

 Свет МАЯКОВ

В год празднования юбилея со времени начала заселения кубанских земель захотелось мне обобщить историческую информацию, которая накапливалась многие годы.

Как жили в те времена люди? Как шло заселение бескрайних степей и превращение их в пахотные земли? Какой был административный уклад? Какими были бытовые условия и отношения между соседями? И сравнить, чем отличались от нынешнего времени? 

После русско-турецкой войны 1787-1791 годов южной границей российских земель стала река Кубань. Тогда она протекала в дикой бескрайней степи. Границу нужно было охранять от набегов жителей закубанья, которые угоняли скот, забирали в рабство молодежь, подростков и понравившихся женщин. Чаще всего набеги совершали, когда мужчины были в поле.

И тогда Екатерина II «Жалованной грамотой» отписала кубанские степи казачеству, чтобы казаки не только вели охрану границы и несли воинскую службу, но и поселялись в этих неспокойных местах, обрабатывали и обживали земли.

Всего было даровано около трех миллионов десятин земли, а одна десятина равна одному гектару и 9 соткам, в районе Азовского и Черного морей, вдоль рек Кубань, Лаба, Ея. Более 17 тысяч запорожцев, ставших основой кубанского казачества, переселились на новые места.

Получая наделы, они быстро прижились на плодородных землях.

На пологом левом берегу Кубани уходящие войска строили для переселенцев дома и хозпостройки для скота – заходи и живи. Вскоре загодя построенного жилья стало не хватать. Новые жители сначала рыли землянки, а потом строили жилье. Народ добирался как мог – на поездах, на бычьих упряжках, на лошадях, пешком. Плыли и по морю. Дорога была неблизкой и нелегкой.

Некоторые по 3-4 месяца были в пути. Скарб, стариков и детей везли на бричках и телегах. Взрослые шли пешком, многие – босиком. Жара, пере-утомление, недоедание уносили много жизней. Глядя на мытарства переселенцев, им сочувствовали те, кто уже осел и обжился, но на ночлег не пускали.

По ночам мужчины и старшие сыновья с оружием охраняли семью, скарб и животных, особенно быков да лошадей.

Росли станицы и хутора, которые казаки называли – «живая матерь казачества». Ласково звучит, не то что сегодняшнее – административная единица. В казачьих поселениях ни один человек не был обойден вниманием, особенно дети.

Если отец погиб на службе, или неожиданно умерла мать, всех осиротевших детей забирали родственники. На каждого сироту бесплатно выделяли полпая земли, который оставался за ним до совершеннолетия.

Если девушка не выходила замуж, то эти полпая земли оставались за ней пожизненно. Вдова казака получала полный пай за своего мужа.

Не всегда мужчины-казаки могли работать на своей земле. Шли войны. Дворы, где оставались одни женщины, объединялись на страдную пору. Люди в то время выживали благодаря доверию друг к другу.

Помогали выполнять мастеровые и строительные работы. Деньги давали в долг без всяких расписок и свидетелей.

Даже потерянный кем-то кошелек нашедший приносил в правление станицы, а дежурный возвращал его владельцу.

Места для пастбищ и сенокосов делились поровну: генерал ты или простой казак. Ежегодно к этому списку добавлялись фамилии молодых казаков, которым исполнялось 17 лет. Имелись и запасные наделы на непредвиденные случаи.

Размеры пая менялись в связи с ростом населения. Если в 1881 году на пай приходилось 12 десятин земли, то в 1889 году – уже 9 десятин. Жили казаки не богато.

Всеми делами в станице ведал станичный сбор – собрание казаков, куда входил один представитель от каждых 10 дворов.

Станичный атаман

День станичного атамана начинался с объезда станицы: летом – на линейке, зимой – на санях.

Атаман  узнавал о нуждах станичников, состоянии дворов – не выносят ли мусор на улицу, не нужно ли перекрыть камышом крышу вдове, в порядке ли сараи для строевых лошадей.

В общестаничных масштабах всегда присутствовал при застройке центра станицы, проверял «магазины», где хранились запасы на случай неурожая.

Станицы были большие – по 18 – 20 тысяч жителей, и разбросаны по разным берегам реки. Поэтому за одно утро все объехать было невозможно. Но атаман старался заглянуть во все «кутки».

У реки – Лягушовка, у кладбища – Кладбищенский, у родника – Родниковка…  И везде к нему подходили казаки, говорили о самых беспокоящих темах. А атаман этому только радовался, усы довольно поглаживал. Ведь встречаясь с людьми, разговаривал со станичниками, он мог судить о правильности своих действий и решений.

Атаман осознавал всю тягость принятой на себя ответственности и старался сделать так, чтобы землякам осталась о нем добрая память.

На атаманский срок жители «возводили» самого достойного на должность «хозяина станицы». Задолго до общего сбора станица гудела по своим «куткам» — каждый хотел выбрать своего представителя в управление.

И здесь не имело значения богатый ты или бедный. Главное – личная жизнь и ратные дела. Казаки гордились своим атаманством, где хорошо видно, что власть в станице – выборная. В правление не мог попасть случайный человек.

Постоянно живя рядом, все досконально знали друг друга.

Согласно «Положения об общественном управлении» от 1870 года в каждое станичное управление входили: станичный сбор, станичный атаман и станичный суд. Обязанности атаманов из года в год оставались постоянными, за исключением особых обстоятельств или военных действий.

При закладке станицы святым долгом любого атамана была постройка церкви. В ее возведении принимал участие каждый станичник. Посещение церкви в воскресные дни зависело от полевых работ.

А в большие церковные праздники – Рождество, Пасху, Троицу, Покрова Богородицы, казаки не работали и в церковь приходили семьями.

Кстати, в селе Новокубанском церковь была на центральной площади, там, где сейчас расположен фонтан в парке. Улица Большевистская в то время именовалась Церковной.

Одной из главных задач жителей тех лет – обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов. Камышовые крыши и многочисленные скирды соломы у хат были пожароопасны.

Усилий пожарной команды часто было недостаточно, и на помощь всегда приходили соседи. У каждого имелся во дворе противопожарный инвентарь: бочки с водой, ящик с песком, багор, лом, лестница.

Чтобы все это было в наличии, следил атаман.

Атаман контролировал состояние почтовых станций и дорог, наличие хороших мостов через реку, верстовых столбов вдоль дороги.

Если станица располагалась на центральном тракте, то в ней обязательно должна была быть ямская, постоялый двор и почтовые служащие. Думал атаман и о будущем станицы, ее молодом поколении.

Любознательных казачат из бедных семей отправляли учиться в сельхоз-училища, фельдшерские школы, учительские семинарии или Анапскую школу садоводов.

обязанность казака – воинская служба. Поэтому атаман стремился поддерживать и боевой дух станичников, и воинскую выправку. Для этого проводили ежегодные военно-полевые сборы, станичные скачки, смотры строевых лошадей и военного снаряжения.

Ведь не только мирным трудом занимались казаки. Они, прежде всего, – защитники своих семей. В военных походах, конечно, скучали по родимой стороне и по семьям. Наставник-священник вдохновлял казаков на дела ратные. А в минуты затишья они пели песни.

Пели в долгих конных походах.

Казачий жизненный уклад

Пошла слава по Руси о землях богатых. Манила хлебная Кубань людей из разных областей России и Украины. Они все прибывали. Но землей их уже не наделяли. Им была уготована судьба наниматься в батраки к зажиточным казакам, а те выбирали работников проворных, трудолюбивых. И батрак мог делать свой выбор – кто хорошо платит, кто лучше кормит.

Лишь немногим прибывшим со второй волной переселенцев удалось устроиться удачно. Это были в основном те, кто имел нужную профессию – кузнецы, плотники, сапожники, портные и другие ремесленники. Переплетались судьбы жителей Кубани. Со временем только фамилии и могли указать, откуда прибыли переселенцы. С Украины Ковальчук, Никитенко, Чуб.

Со Смоленщины Варзановы, с Алтая — Скрипниковы.

Не использовали еще сельскохозяйственную технику для обработки земли, но пустующих участков, пригодных для возделывания, не было. Знали кубанцы без агрономов, когда пахать, когда сеять, когда убирать, а когда – отдыхать.

И урожаи убирали хорошие. И для семейных нужд хватало, а излишки сдавали в пункты приемов при железнодорожных станциях. С рекордным урожаем 1919 года долго еще сравнивали и даже при советской власти не смогли повторить.

Владеющих грамотой среди казаков было мало. Учиться отдавали, в основном, мальчиков – им идти на службу, писать домой письма.

Девочек, за редким исключением, в школах не учили – замуж выйдет, а в ведении хозяйства грамота не нужна. Мальчики с 7 лет были уже не дети: мама за ручку его уже не водила в женскую баню, он ходил с отцом в мужскую.

В подростковом возрасте у него уже появлялся жеребенок, из которого казачонок воспитывал себе боевого коня.

Детей в семьях было много. Сразу после рождения дочери мать начинала готовить ей приданое. Как только девочка подрастала, ее учили прясть, вязать, шить, вышивать, а главное, ухаживать за малыми детьми.

Девочки старались, ведь за ними наблюдали будущие свекрови. Мамы мальчиков для себя на будущее примечали — кто ведет себя достойно, вежлива да старательна.

А родственники будущих невест присматривались к подрастающим парням, потенциальным зятьям, — какой характер, трудолюбив ли.

Среди приехавших на Кубань переселенцев мужчин было больше. На каждые 100 жителей приходилось 60 мужчин и только 40 женщин. Поэтому девушек сватали уже в 15 – 17 лет. Если приезжали сваты из другой станицы, казачий атаман нередко просил батюшку не благославлять этот брак – самим невесты нужны.

О браке договаривались родители, все обговаривали. И если приходили к согласию, от жениха к невесте засылали сватов. Порой молодые впервые виделись на сватании. Не всегда желания родителей и детей совпадали. Тогда судьбу решала воля родителей. Без их согласия венчания не будет.

А значит, документы о создании новой семьи не выдадут, и земельного надела не будет. И все-таки разводов не было.

На службу казаков призывали с 21 года. К этому времени у него уже были жена и дети. Было кого защищать, а если понадобится, и голову сложить.

Призывник должен иметь свою полную амуницию и своего боевого коня с полным снаряжением. На службу казак уходил со своей шашкой, а винтовку давали в армии. Служить предстояло 4 года.

Конечно же, все мечтали попасть в царский конвой. Царя охраняли две сотни – терские и кубанские казаки.

Парни из одного села и даже с одной улицы всегда попадали в одну сотню. Это обязывало службу нести достойно, ведь о его поведении из писем сослуживцев будет известно всем соседям. А всем служивым будет известно, как дома каждого верно ждет жена. Тоже из писем. За молодкой зорко следит свекровь.

Гибель казачества

Революционный Петроград всколыхнул всю Россию. Свергнут царь. Упали духом казаки. Плакали даже закаленные в боях убеленные сединами старики. Началась самая страшная из возможных войн – братоубийственная. Пролетариат, а на Кубани безземельные переселенцы, приняли новую власть и ее главный лозунг: «Земля – крестьянам!» Казаки оказались в опале.

Возвращались с фронтов израненные казаки, с высокими наградами за верную службу Отечеству… А страна была уже другая. Новая власть не скрывала своего отношения к казачеству, как к преданным защитникам царя. Многим, не поступившимся убеждениями, пришлось эмигрировать за границу.

18 тысяч кубанских казаков расселились по всему миру. Большинство осели поближе – в Европе. Переходя границу, они брали с собой горсть российской земли, надеясь вскоре вернуться и трудиться на ней. А если что, просили родных посыпать могилу родной землей.

Почти никто не вернулся на Родину.

Установилась советская власть. У зажиточных семей изы-мали все – земли, скот, запасы зерна, одежду, жилье, домашнюю утварь. Самих трудолюбивых земледельцев, назвав «кулаками», ссылали в Сибирь, на Урал, в Казахстан.  В холодных вагонах, без зимней одежды и без еды люди сотнями гибли в дороге. Почти в каждом сугробе вдоль железнодорожных путей были трупы. Выжили немногие.

Бывшие батраки получили землю. Но чем ее обрабатывать? Начали собирать по всем дворам. Многим жителям страшно было отдавать свои инструменты. Брали принудительно. Это называлось красивым французским словом «экспроприация», по сути, оставаясь грабежом. Увлеклись так, что тащили в колхозные закрома все – нужное и ненужное. Да и сами закрома тоже были экспроприированы.

В поселке Восход было имение Николенко, в Кубанке – Щербака, в Ковалевке – Граббе, в Хуторке – Штейнгеля. На их месте образовались колхозы. В хуторе Царицын – колхоз «Путь бедноты», в Покровке – колхоз «Нива», в Барвинке – «Согласие», а в Ковалевке – «Агроминимум». Долго еще катились по Кубани репрессии, выискивали «врагов народа». Казачье сословье свое существование прекратило.

От редакции: возрождение казачества на Кубани – важное историческое решение. Сегодня дети с малых лет знакомятся с казачьей историей Кубани, учатся в казачьих классах

Как кубанские казаки восстанавливают свою историю

День образования кубанского казачьего войска история. Откуда на самом деле появились кубанские казаки

1930-е годы для кубанских казаков были периодом трагических событий. И только указ 1991 года “О реабилитации репрессированных народов” вернул казакам право возрождать и продолжать свои традиции. 

Что значит название станицы Платнировская, сегодня точно никто не скажет. Известно лишь, что так же в Запорожской Сечи назывался один из 38 казачьих куреней, которые переселились в кубанские степи в конце XVIII века, после русско-турецкой войны.

Поэтому сегодня платнировцы гордо называют себя потомственными казаками — потомками запорожских казаков-переселенцев, а в школьном музее скрупулезно восстанавливают историю казачьих семей, постепенно заполняя страницы, которые казались навсегда утраченными.

“Казаки пришли сюда морем, около 200 человек высадились в Тамани. В 1794 году атаманы собрались и кинули жребий — кому в каком месте обосноваться, Платнировскому куреню выпало поселиться на правом берегу реки Кирпили. Так появилась наша станица”, — рассказывает руководитель музея школы №25 станицы Платнировской Татьяна Романенко.

“Черные доски” и шашка под стрихой

Множество материалов, которые могли рассказать о платнировских казаках, были утеряны в начале XX века. Но известно, что накануне революции Платнировская была станицей большой и далеко не бедной, а в годы коллективизации сотни семей были раскулачены и, конечно, попали под жернова расказачивания.

“Когда началась коллективизация, на Кубани людей целыми станицами выселяли — вывозили в Сибирь. Моего деда и отца вывезли в Омскую область, где дед вскоре умер от пневмонии. Отцу удалось вернуться — несколько лет он работал в совхозе, недалеко отсюда.

Отец поэтому редко рассказывал о казачестве, но я все равно, сколько себя помню, знал, что я — казак”, — говорит Владимир Черномаз, представитель одной из старейших в Платнировской казачьих фамилий, бывший глава станицы, в 1990-х стоявший у истоков возрождения станичного казачьего общества.

Но и тем, кто избежал высылки в Сибирь и остался в станице, было очень нелегко. В 1933 году Платнировскую занесли в так называемые черные доски.

Так именовались перечни населенных пунктов, которые в годы коллективизации не выполняли планы по сдаче продовольствия. Попадавших в перечень могло ждать полное прекращение поставок продуктов.

Так произошло и в станице. Начался голодомор — люди целыми семьями умирали от голода.

“После 1933 года в станице осталось не больше 300 семей, а до революции было 17–18 тысяч человек. Потом сюда, на место высланных, переселяли людей из Ставрополья — целые кварталы были заняты переселенцами”, — рассказывает Владимир Черномаз.

Александр Будко и Владимир Черномаз

© Елена Гриценко/ТАСС Семье начальника штаба Платнировского казачьего общества подхорунжего Александра Будко чудом удалось избежать выселения. Но с тех пор о казачестве дома говорить боялись.

“Я узнал о том, что я казак, только после восьмого класса, когда оказался в Средней Азии.

Там один старый туркмен мне и говорит: “Сашка, а чего ты усы не носишь? Ты же с Кубани — значит, казак!” Я приехал, стал отца расспрашивать, а он — не надо, мол, об этом говорить”, — вспоминает он.

Недавно один из станичников подарил начальнику штаба старинную шашку — ее нашли, когда в доме перекладывали печь. “Когда шли гонения на казаков, за одну такую шашку, да еще с надписью “ККВ” (Кубанское казачье войско — прим.

ТАСС) могли поставить к стенке и расстрелять. Но расставаться с шашкой было жалко, старались спрятать. Эту вот спрятали под стрихой (так называли нижний край крыши — прим ТАСС.).

А другое оружие, карабины например, просто топили в реке”, — объясняет подхорунжий Будко и обещает подарить шашку школьному музею.

Как казаки хату строили

Возле станичной школы №25 есть настоящее казачье подворье — несколько лет назад здесь решили построить хату, в каких раньше жили казаки. Идею руководительницы музея поддержал станичный атаман подъесаул Владимир Тихий.

Атаман Владимир Тихий

© Елена Гриценко/ТАСС

“Построили с нуля, за два лета, из старого самана, из которого была сложена старая “батюшкина хата” — раньше в ней жил станичный священник.

Всего здесь у нас 162 человека работали — атаман руководил, начальник штаба печку клал, ребята из школы подмастерьями были. На второе лето уже делали мазку — мазали хату глиной.

У казаков это всегда было праздником — на мазку звали всех соседей, и мы тоже устроили настоящий праздник”, — рассказывает Татьяна Романенко.

Внутри хаты — две комнаты. В первой, поменьше, — “малой хате” — готовили еду и занимались другими хозяйственными делами. Большая комната звалась “вылыка хата”. Здесь — обязательный красный угол с иконами, железная кровать с горкой вышитых вручную подушек и детской люлькой рядом, огромный сундук — скрыня, посреди комнаты — стол, за которым собиралась семья.

“У казака стол — что в алтаре престол” — значит, что сидеть за ним и вести себя следовало, как в церкви”, — ведет экскурсию девятиклассница Юлия Зайцева, в марте этого года победившая в краевом конкурсе юных экскурсоводов-краеведов. Юлия настоящая казачка и знает назначение любого предмета старинной домашней утвари, даже с рубелем и качалкой — деревянными “предшественниками” утюга — управляется мастерски.

Большая комната — “вылыка хата”

© Елена Гриценко/ТАСС

Экспонаты собирали, как и саму хату строили, всем миром. В конце концов оказалось, что поместить все, что принесли станичники, в двух небольших комнатках невозможно. Так рядом с хатой появился сарай. Теперь, как говорят сами казаки, на подворье не хватает только конюшни с добрым конем. Но лошадей содержать по современным меркам — дело хлопотное.

“Было у нас три лошади, даже тачанка была, купили где-то в Новороссийске. Мы на ней хотели улицы патрулировать. Один раз выехали — лошадь копытом лягнула “Мерседес”, на том дело и кончилось. Продали”, — говорит начальник штаба.

Настолько крепкий, что не взорвать

С казачьего подворья хорошо виден Свято-Троицкий храм — старейший в районе, главная достопримечательность станицы. Его построили казаки в самом начале прошлого века.

“Никаких меценатов не было, станичники сами собирали средства, приглашали строителей, ведь не зря говорят, что казаки в первую очередь строили не хаты, а храмы.

И этот храм построили быстро: начали в 1903 году и за три года закончили, хотя строительство было непростым — кирпич возили на подводах из Ростова”, — рассказывает настоятель храма протоиерей Димитрий Кошенков.

Свято-Троицкий храм

© Елена Гриценко/ТАСС

Для кирпичной кладки делали особый раствор — в него добавляли яйцо для связки и крепости. “Именно это спасло храм, когда в 1930-х годах власть решила его взорвать.

Когда рассчитали необходимый заряд, оказалось, что взрывной волной просто снесет все близлежащие дома.

Хотели разобрать по кирпичику — это тоже оказалось невозможным, потому что кирпичи просто не отделялись друг от друга, насколько крепким был раствор”, — говорит отец Димитрий.

В 1920-х Свято-Троицкий храм закрыли, снесли купола и отдали здание под зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны он снова был открыт, богослужения велись здесь до 1963 года, когда церковь снова закрыли по настоянию директора местной школы.

Возрождение началось в 2000 году — поначалу силами самих станичников, позже к процессу восстановления подключились районные и краевые власти. А потом в оживающий храм люди стали приносить старинные иконы и церковную утварь, когда-то спасенную от уничтожения.

“Несколько лет назад мне передали Евангелие — когда здесь жгли богослужебные книги, одна женщина успела выхватить его из огня”, — приводит пример настоятель храма.

Атаман Владимир Тихий и настоятель храма отец Димитрий

© Елена Гриценко/ТАСС

Сейчас в возрожденной церкви приводят к присяге молодых казаков — по словам станичного атамана, происходит это примерно два раза в год, во время торжественной воскресной службы.

Земля и вера

Сегодня у казачьего общества станицы Платнировской есть свое знамя и своя атаманская насека, на которой выгравированы имена всех станичных атаманов. В обществе числятся 140 человек.

“Это реестровые казаки, которые состоят на службе и имеют право носить погоны.

У нас есть и своя небольшая дружина, которая помогает полиции поддерживать общественный порядок”, — рассказывает станичный атаман Владимир Тихий.

Казаков в станице уважают, отмечает атаман. “Даже больше, чем полицию, особенно молодые. Правда, закон казакам не много позволяет — даже подзатыльник хулигану по закону дать нельзя”, — сетует Тихий.

А еще у станичных казаков теперь есть земля — 16 гектаров на всех. Два года назад казаки Кубани получили право арендовать землю без проведения торгов. Предполагалось, что эта мера позволит казачьим обществам стать экономически независимыми и даже создать на селе новые рабочие места. Платнировские казаки получили участок в 10 километрах от станицы.

“Общими усилиями вспахали, засеяли. Вырастили зерно, урожай был 54 центнера с гектара. Правда, техники своей у нас нет, поэтому пришлось заключать договор с сельхозпредприятиями.

В этом году хотим овощи посадить”, — говорит атаман. Правда, о прибыли, по его словам, говорить пока рано: “Но хотя бы налоги заплатить хватит и с работниками рассчитаться.

А то поначалу с каждого казака собирали налог — его надо каждый квартал платить, с первого дня”.

По общему мнению, имеющихся 16 гектаров все же маловато. Но увеличивать казачий надел пока не планируется. “Разговоры такие идут, но все земли заняты. Ведь, чтобы нам отдать, надо у кого-то отобрать, а нам конфронтация не нужна”, — объясняет атаман.

“Сейчас казаки крестьянством практически не занимаются. А ведь это было основой казачества — православная вера и труд на земле. Теперь земли у казаков почти нет. Вера осталась”, — подводит итог Владимир Черномаз.

Елена Гриценко

Кубанские казаки — воины с Кубани

День образования кубанского казачьего войска история. Откуда на самом деле появились кубанские казаки

Нет в нашей стране такого человека, который не смотрел бы знаменитый фильм «Кубанские казаки». Яркие краски, веселые лица, своеобразный колорит – все это не может не привлечь. Но кто же такие кубанские казаки, в чем их отличие от других казачьих объединений, особенности культуры?

Как начиналась история кубанских казаков

О том, как началась история казачества на Кубани, написано довольно много. Вместе с тем, существует определенная путаница, а кое-где и подмена фактов. Сегодня превалирует мнение об основании Кубанского казачьего войска запорожскими казаками.

Исходя из этого, некоторые самодеятельные историки пытаются вывести версию об исторической принадлежности самой Кубани запорожским казакам. Но если рассмотреть, что представляет собой история кубанского казачества, то, оказывается, все не так просто.

До конца 18 столетия плодородные территории правого побережья реки Кубань заселялись очень слабо. Возможно, сказывалась близость Османской империи, исходящая постоянная угроза. В то же время эти земли находились неподалеку от месторасположения донских казаков, которые старались некоторым образом продвинуть свое влияние на юг.

Запорожская Сечь во второй половине XVIII века начала утрачивать актуальность. Россия вела успешные войны с Турцией, оттесняя ее от своих земель, приобретая новые территории с выходом к Черному морю. Одновременно разваливалась, Речь Посполитая. Если наличие казацких поселений по южным рубежам империи в начале века было оправданным, то к концу столетия эта необходимость отпала.

Екатерина Вторая решила упразднить Запорожскую Сечь, переселить казаков. Сделано это было, в том числе, потому, что крупные казачьи объединения в то время представляли собой слишком грозную, не всегда управляемую верхами силу.

Таким образом, в 1775 году расформированные запорожские казаки оказались не у дел. Однако роль сыграл и фаворит императрицы Григорий Потемкин. Мало кому известно, что он, под псевдонимом Грицко Нечеса, был записан в общину казаков.

Именно Потемкин всячески способствовал становлению кубанских казаков, истории их возникновения под этим названием.

Поскольку Османская империя не собиралась сдаваться, в перспективе маячила опасность новой войны, Екатерина согласилась с мнением Потемкина, что казачество может принести пользу. Было создано Войско верных запорожцев, участвовавших в войне Росси с Турцией 1787-1792 годов.

Затем участники его были переименованы в Черноморское казачье войско, им позволили расселиться в таманских окрестностях, по правобережью Кубани. На тот момент здесь уже проживали семьи волжских, донских казаков.

Все эти люди стали предшественниками кубанских казаков, образовав впоследствии Кубанское войско.

Заслуги кубанских казаков перед Россией

Не стоит считать, что исключительно запорожцы основали кубанское казачество. Задолго до них казаки из Войска Донского разгромили флот турок, приняли участие во взятии Азова, а в 1708 году переселились на Кубань.

После объединения черноморских (запорожских) казаков с хоперскими (донскими) стало возможным говорить о появлении нового войскового объединения – Кубанского войска.. Не случайно старшинство всего войска было установлено с 1696 года по Хоперскому полку.

Участники всего войска со временем образовали новый субэтнос, кубанское казачество.

Вместе с тем, несмотря на определенные трения с властями, кубанцы не только честно выполняли свою присягу на верность Российской империи, но оказывали серьезную поддержку во многих войнах, походах. Можно перечислить следующие этапы истории, в которых принимали участие кубанские казаки:

  • война России с Польшей (1792-1796 гг.);
  • Персидский поход 1796 года;
  • русско-турецкая война (1806-1812 гг.);
  • Отечественная война 1812 года;
  • Кавказская война (период с 1820 по 1864 годы);
  • Война России с Персией (Ираном) с 1826-1828 гг.;
  • Венгерский поход 1849 года;
  • русско-турецкая война 1877-1878 гг.;
  • война с Японией в 1904-1905 годах;
  • Первая мировая война;
  • Великая Отечественная война.

Нужно отметить, что власть на протяжении с 18 по начало 20 столетий доброжелательно относилась к кубанским казакам, не забывая отмечать их заслуги. Так, в 1810 году была отменена обязательная служба казаков на флоте, на протяжении 19 века войску пожаловали несколько имперских Георгиевских знамен за верность и преданность.

Советская же власть прохладно отнеслась поначалу к кубанским казакам. Начались репрессии, которые, впрочем, после 1933 года были прекращены. Заслуги кубанцев в Великой Отечественной войне многое изменили. Сегодня станицы кубанских казаков можно увидеть по всей Кубани. Кубанцы давно стали неотъемлемой частью российского народа.

Особенности формы кубанского казачества

Как у любого другого казачьего объединения, имеется своя форма одежды у кубанских казаков. В ней нашли отражение не только сами казачьи традиции, но и влияние кавказских обычаев.

Например, это черкеска, которую можно увидеть в знаменитом фильме, на концертной сцене, где выступают казачьи коллективы. Обязательна также папаха – она соединила в себе одновременно головные уборы горцев и традиционных запорожских казаков.

Папаха называется «кубанкой», создается из овчины, с обшивкой галунами.

Современная форма кубанских казаков включает в себя:

  • папаху;
  • фуражку;
  • куртку;
  • пальто (для старших чинов);
  • китель;
  • шаровары и брюки;
  • рубашку с погонами,
  • кинжал на поясе.

Кстати, погоны кубанских казаков могут многое сказать о разнице казачьих званий. Так, младшие чины (от казака до старшего вахмистра) предусмотрены погоны синего цвета. У старших чинов погоны серо-серебристые. Различия обозначаются с помощью нашивок, звездочек.

Песни в культуре казаков с Кубани

Одновременно с прекращением репрессий в 30-х годах на Кубани был восстановлен и хор кубанских казаков. С тех пор культура кубанского казачества прочно заняла почетное место в советской, а затем российской.

Как и у терских, донских казаков, песни, традиционные для кубанцев, исполняются мужскими коллективами. При этом наблюдается своеобразная вокальная манера ведения песни.

Специалисты отмечают многоголосие, особый тембр, интонации. Фоном в таком исполнении выступает басовая партия, которую идеально дополняет солирующий подголосок, использующий верхние ноты.

Более того, дискант зачастую поет без слов, выводя исключительно гласные.

Песни кубанских казаков условно разделяют на протяжные и плясовые. Если первые исполняются исключительно мужчинами, то вторые подразумевают присутствие и женских . Всегда интересны частушки кубанских казаков – озорные, переливчатые, без которых не обходится ни один праздник.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.