+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Функции казенных учреждений. Процедура создания и правовой статус казенного учреждения

Содержание

Гражданско-правовой статус автономных, казенных, бюджетных и частных учреждений

Функции казенных учреждений. Процедура создания и правовой статус казенного учреждения

Ст. 123.21 ГК РФ определяет, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления

  1. управленческих,
  2. социально-культурных или
  3. иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Кодекса: учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления,

  • владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и,
  • если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учреждение может быть создано:

  1. гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо
  2. Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение),
  3. муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Виды государственных или муниципальных учреждений (ст. 123.22 ГК РФ):

  1. автономные,
  2. бюджетные или
  3. казенные.

Автономным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Казенное учреждение – государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Особенности правового статуса учреждений:

гражданин или юридическое лицополностью или частично финансируется собственником его имуществаотвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества).
муниципальное образованиеГосударственное учреждение,порядок определяется закономотвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества). Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. 
отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества).

См. ПорядокПорядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Федеральное государственное казенное учреждение. Процедура создания и правовой статус казенного учреждения. Примеры казенных учреждений

Функции казенных учреждений. Процедура создания и правовой статус казенного учреждения

В 2010 году был принят ФЗ №83. Он внес ряд изменений в отдельные законодательные документы. В соответствии с этими поправками с 2011 г. всем учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета, необходимо было принять статус автономных, бюджетных или казенных. Рассмотрим далее, что собой представляет последняя категория организаций.

Общие сведения

Казенное учреждение – это организация, оказывающая услуги, выполняющая работы либо исполняющая определенные функции для обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов власти разного уровня.

Финансирование таких предприятий производится за счет средств соответствующего бюджетного фонда согласно принятой смете. В ст.

31 ФЗ №83 указано, что создание казенного учреждения осуществляется на базе функционирующего юрлица без проведения процедур реорганизации посредством изменения его типа.

Имущественный вопрос

Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей.

Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению.

Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.

Перечень субъектов, обязанных сменить статус

Он приведен в ст. 31, п. 1 ФЗ №83. Изменить статус на территориальное или федеральное казенное учреждение необходимо:

Нормативная база

Изменение типа организации осуществляется в порядке, определяемом:

  1. Правительством страны. Постановления этого органа распространяются на любое федеральное казенное учреждение.
  2. Высшим исполнительным институтом власти субъекта. Решения этой структуры обязательны для исполнения региональными организациями.
  3. Местными органами. Распоряжения, изданные ими, распространяются на любое муниципальное казенное учреждение.

Документальное оформление

Как выше было сказано, изменение типа организации осуществляется в соответствии с распоряжением (постановлением). Обязательные сведения, которые указываются в документе, согласно которому возникает казенное учреждение, – это:

  1. Наименование функционирующего предприятия с указанием типа.
  2. Название образуемой организации.
  3. Наименование исполнительного органа, выполняющего полномочия и функции учредителя.
  4. Сведения о сохранении/изменении основных целей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность казенного учреждения.
  5. Перечень мероприятий по формированию организации с указанием сроков.
  6. Сведения о сохранении/изменении численности сотрудников.

Проект постановления/распоряжения разрабатывается исполнительным органом, исполняющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовой регламентации в данной сфере деятельности, при согласовании с Минэкономразвития и Минфином.

Приложения

Вместе с распоряжением уполномоченный орган предоставляет:

  1. Пояснительную записку. В ней содержатся обоснования целесообразности смены типа организации на казенное учреждение.
  2. Сведения о кредиторской задолженности предприятия, просроченной в том числе.

Если изменение типа организации приведет к невозможности исполнения государственных задач, в пояснительной записке должны содержаться сведения о субъекте, которому они будут вверены.

Юридическое положение организаций после изменения типа

Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК.

Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК.

Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.

Если имеющихся финансовых ресурсов организации недостаточно, собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность. Казенные учреждения РФ не могут получать и предоставлять займы/кредиты, покупать ценные бумаги.

Бюджетные дотации и субсидии организациям не предоставляются. Предприятия не могут отчуждать либо другим способом распоряжаться вверенным им имуществом без согласования с собственником.

Территориальное или государственное казенное учреждение может заниматься предпринимательством. Однако его форма должна быть указана в уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, направляются в соответствующий бюджет.

Размещение заказов на выполнение работ/предоставление услуг/поставку продукции осуществляется по ФЗ №94. Имущество организации закреплено за ней на правах оперативного управления.

Функции учредителя

Они осуществляются исполнительным органом, в ведении которого находится организация. Например, если это муниципальное казенное учреждение, то уполномоченной структурой будет администрация МО. Исполнительный орган:

Региональные и муниципальные исполнительные органы издают соответствующие документы, в которых устанавливаются конкретные задачи для учредителей подведомственных им учреждений.

Согласование с Росимуществом

Рассмотрение проекта решения о распоряжении материальными ценностями казенного учреждения осуществляется в течение 15 дней с даты его поступления. По окончании этого срока поданная документация согласовывается либо заявителю направляется мотивированный отказ в утверждении.

При непоступлении ответа в течение 30 дней проект решения будет считаться согласованным. Уполномоченный исполнительный орган должен уведомить Росимущество о принятом постановлении. Это делается в течение 10 дней с даты утверждения.

Для учреждений, которые находятся в ведении Росморречфлота, Управлении по делам Президента, Минобороны, решение принимается, соответственно, этими структурами.

Устав: общие положения

После утверждения нормативного акта о смене типа организации казенное учреждение должно внести соответствующие изменения в документацию. В уставе предприятия должны присутствовать “Общие положения”. Они включают в себя:

Характер работы

В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным).

В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей.

В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:

  • Структуре и компетенции администрации организации.
  • Порядке формирования органов управления.
  • Продолжительности полномочий.
  • Порядке функционирования.
  • Положении об ответственности начальника учреждения.

Раздел о финансовом обеспечении и имуществе

В этой части устава указываются сведения о материальных ценностях, находящихся в оперативном управлении, их собственнике, порядке распоряжения ими, а также особенности поступления средств. Кроме этого, в разделе о финансовом обеспечении и имуществе указывается:

Уполномоченный исполнительный орган издает постановление, в соответствии с которым утверждаются изменения, внесенные в устав.

Казенное учреждение – государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Об утверждении Положений о порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных бюджетных и казенных учреждений (с изменениями на 7 августа 2015 года), от 11 января 2011 года №2

Функции казенных учреждений. Процедура создания и правовой статус казенного учреждения

(с изменениями на 7 августа 2015 года)

(в ред. Постановления Администрации муниципального образования “Город Майкоп” от 07.08.2015 N 530)

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, Уставом муниципального образования “Город Майкоп” постановляю:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных бюджетных учреждений (приложение N 1).

2. Утвердить Положение о порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных казенных учреждений (приложение N 2).

3. Опубликовать настоящее Постановление в газете “Майкопские новости”.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

Глава муниципальногообразования “Город Майкоп”

М.Н.ЧЕРНИЧЕНКО

Приложение N 1. Положение о порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных бюджетных учреждений

Приложение N 1к Постановлению Главымуниципального образования”Город Майкоп”

от 11 января 2011 г. N 2

(в ред. Постановления Администрации муниципального образования “Город Майкоп” от 07.08.2015 N 530)

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения муниципального образования “Город Майкоп”.

2. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами осуществляются Администрацией муниципального образования “Город Майкоп” (далее Администрация).

3. Администрация:

а) выполняет функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает устав муниципального бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) назначает руководителя муниципального бюджетного учреждения и прекращает его полномочия;

г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем муниципального бюджетного учреждения;

д) утверждает перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного муниципальным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее – особо ценное движимое имущество);

е) предварительно согласовывает совершение муниципальным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;

ж) принимает решения об одобрении сделок с участием муниципального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в статье 27 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;

з) устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания;

и) согласовывает распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за муниципальным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным муниципальным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества;

к) согласовывает распоряжение недвижимым имуществом муниципального бюджетного учреждения;

л) согласовывает внесение муниципальным бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника;

м) согласовывает в случаях, предусмотренных федеральными законами, передачу некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением собственником или приобретенного муниципальным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;

н) осуществляет контроль за деятельностью муниципального бюджетного учреждения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

о) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3.1. Структурное подразделение Администрации муниципального образования “Город Майкоп”, осуществляющее функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение:

а) формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее – муниципальное задание) в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности;

б) утверждает План финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами муниципального образования “Город Майкоп”;

в) осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением;

г) осуществляет контроль за деятельностью бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами муниципального образования “Город Майкоп”.

(п. 3.1 введен Постановлением Администрации муниципального образования “Город Майкоп” от 07.08.2015 N 530)

4. Для осуществления Администрацией функций и полномочий учредителя муниципальных бюджетных учреждений главные распорядители бюджетных средств (структурные подразделения Администрации, в ведении которых находятся муниципальные бюджетные учреждения) подготавливают соответствующие документы, необходимые для утверждения нормативно-правовых, правовых актов Администрации.

5. Администрация по своему решению может передавать отдельные функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных учреждений главным распорядителям бюджетных средств (структурным подразделениям Администрации, в ведении которых находятся муниципальные бюджетные учреждения).

Приложение N 2. Положение о порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных казенных учреждений

Приложение N 2к Постановлению Главымуниципального образования”Город Майкоп”

от 11 января 2011 г. N 2

(в ред. Постановления Администрации муниципального образования “Город Майкоп” от 07.08.2015 N 530)

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления функций и полномочий учредителя муниципального казенного учреждения муниципального образования “Город Майкоп”.

2. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами осуществляются администрацией муниципального образования “Город Майкоп” (далее – Администрация).

3. Администрация:

а) выполняет функции и полномочия учредителя муниципального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает устав муниципального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) назначает руководителя муниципального казенного учреждения и прекращает его полномочия;

г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем муниципального казенного учреждения;

д) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества;

е) согласовывает распоряжение имуществом муниципального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду;

ж) осуществляет контроль за деятельностью муниципального казенного учреждения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

з) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3.1. Структурное подразделение Администрации муниципального образования “Город Майкоп”, осуществляющее функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств (далее – ГРБС), в ведении которого находится казенное учреждение:

а) формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее – муниципальное задание) в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными казенными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в случае принятия ГРБС решения о формировании муниципального задания;

б) осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенным учреждением, в случае принятия ГРБС решения о формировании муниципального задания;

в) осуществляет контроль за деятельностью казенного учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами муниципального образования “Город Майкоп”.

(п. 3.1 введен Постановлением Администрации муниципального образования “Город Майкоп” от 07.08.2015 N 530)

4. Для осуществления Администрацией функций и полномочий учредителя муниципальных казенных учреждений главные распорядители бюджетных средств (структурные подразделения Администрации, в ведении которых находятся муниципальные казенные учреждения) подготавливают соответствующие документы, необходимые для утверждения нормативно-правовых, правовых актов Администрации.

5. Администрация по своему решению может передавать отдельные функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных казенных учреждений главным распорядителям бюджетных средств (структурным подразделениям Администрации, в ведении которых находятся муниципальные казенные учреждения).

Государственное казенное учреждение — что это такое

Функции казенных учреждений. Процедура создания и правовой статус казенного учреждения

Здравствуйте, как хорошо вы понимаете отличие казенного учреждения от бюджетного?

А ведь мы постоянно работаем с двумя организациями, поэтому сегодня в статье, когда размещала информацию про казенные предприятия, также рассмотрела и вопрос отличий.

Вы знаете, что казенное предприятие может быть частными? Например я об этом не задумывалась.

Также, казенное учреждение может получать доход от своих услуг или существовать на добровольной основе.

Для меня эта информация была достаточно неожиданной, так как я считала, что такие предприятия должны существовать только на бюджетной основе. Подробнее о казенных учреждениях — читайте в статье.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

  •  частным (создано гражданским или юридическим лицом);
  •  государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

В общем порядке бюджетные учреждения отличаются от казенных тем, что  доходы, приносящие от осуществляющей ими деятельности  будут использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

Говоря об ответственности перед кредиторами, казённое отвечает денежными средствами, а бюджетное отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств.

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Источник:  http://kotuch.ru/7214/chem-kazennoe-uchrezhdenie-otlichaetsya-ot-byudzhetnogo

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных.

Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

  • а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

  •  Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений.

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:

  • а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка N 539).

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

  •  пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
  • – информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Особенности правового положения казенных учреждений

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

  •  финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
  •  операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
  • казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
  • казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Казенные учреждения

Функции казенных учреждений. Процедура создания и правовой статус казенного учреждения

В России государство традиционно было и остается одним из крупнейших собственников в стране. Задачей каждого собственника является эффективное использование принадлежащего ему имущества. Вместе с тем распоряжение государственной собственностью всегда связано с функциями государства.

С целью реализации своей экономической функции государство специально создает субъекты, которые осуществляют свою деятельность в гражданском обороте на основе государственного имущества. Одними из таких субъектов являются казенные предприятия, которые имеют в России глубокие исторические и правовые корни.

В истории деятельности государственных предприятий был период, когда они не обладали ни хозяйственной, ни экономической самостоятельностью, их деятельность строилась на основе директив. В настоящее время казенные предприятия являются самостоятельными участниками гражданского оборота и присутствуют почти во всех отраслях экономики.

При этом казенные предприятия должны создаваться, прежде всего, в неконкурентном секторе экономики, где объективно необходимо прямое государственное вмешательство.

Кроме того, государственными унитарными предприятиями монопольно осуществляются определенные виды экономической деятельности (например, эмиссия и хранение денежных знаков, посредничество в торговле продукцией военного назначения, производство, изготовление и переработка наркотических средств и психотропных веществ, производство алкогольной продукции).

Государственные унитарные предприятия выступают в качестве обязательных подрядчиков по размещаемым государственным заказам, то есть выполняют социально приоритетные функции в сфере общественного производства и обслуживания, участвуют в создании и поддержании экономической и научно-технической инфраструктуры производства, в экологических программах, становятся главной формой участия и инструментом воздействия государства на экономику. Таким образом, действие унитарных предприятий в условиях рыночной экономики и преобладания частнопредпринимательских интересов является гарантией государства в осуществлении публичных интересов в имущественной сфере. Государство создает унитарные предприятия в случаях, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг не может быть осуществлено иными субъектами, а так же вне зависимости от прибыльности или убыточности такой деятельности. Вместе с тем государственные унитарные предприятия должны стремиться к достижению позитивных финансовых результатов, заботиться об упрочении своей конкурентоспособности, ориентироваться на инициативность и инновации, быстро и гибко реагировать на сигналы рынка. Для того чтобы созданные государством предприятия действовали в гражданском обороте наравне с другими его участниками, необходимо создать экономические и правовые условия эффективного их функционирования в рыночной экономике. В последнее время в научной и публицистической литературе проявляется значительный интерес к деятельности казенных предприятий в современных условиях. Казенные предприятия обладают существенными особенностями в сравнении с другими юридическими лицами. Не вызывает сомнения, что создание и деятельность казенных предприятий будут представлять интерес так долго, как долго суждено существовать государственному сектору экономики.

Цель работы – исследовать казенные предприятия, механизм их создания, систему управления и финансирования.

Задачи:

    • раскрыть пoнятие, цели сoздание и принципы деятельнoсти казенных учреждений;
    • изучить этапы становления казенных учреждений в Рoссии;
    • рассмотреть пoрядoк планирoвания и финансирoвание расхoдoв в казенных учреждениях;
    • проанализировать правoвoе регулирoвание деятельнoсти казенных учреждений в РФ;
    • изучить особенности финансoвoй деятельнoсти казенных учреждений;
    • дать оценку прoблемам финансирoвания деятельности казенных учреждений.

Объектом работы являются казенные предприятия.

Предметом – правовой статус, планирование и финансирование расхoдoв казенных предприятий.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

 
1.1 Пoнятие, цели сoздание и принципы деятельнoсти казенных учреждений

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК РФ).

Казенные предприятия относятся к числу государственных унитарных предприятий, создаваемых собственником имущества и не наделенных правом собственности на предоставляемое им собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Соответственно различают федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество казенного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками такого предприятия.

В связи с принятием Федерального закона № 83-ФЗ появилась нормативно-правовая база для создания  государственных (муниципальных) учреждений трех типов – казенные, бюджетные, автономные.

 Несмотря на то, что рекомендации по выбору того или иного типа учреждения были изложены Министерством финансов Российской Федерации в предыдущей редакции Комплексных рекомендаций, целесообразно  еще раз обратить внимание на ряд основных вопросов, связанных с осуществлением данного выбора. 

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением (в том числе, государственным (муниципальным)) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Некоммерческий характер деятельности государственных (муниципальных) учреждений всех типов является основной, но не единственной их характеристикой.

Федеральным законодательством установлен ряд требований, исходя из которых следует принимать решение об определении  типа учреждения.

Так, в соответствии со  статьей 6  Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных  (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.