+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Генеральный прокурор рф назначается на должность кем. Кто назначает на должность Генерального прокурора Российской Федерации

Содержание

Кто осуществляет назначение на должность генерального прокурора

Генеральный прокурор рф назначается на должность кем. Кто назначает на должность Генерального прокурора Российской Федерации

Статья акутальна на: Февраль 2020 г.

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

1.1. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

5. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

5.1. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

7.

Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Статья 15.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4.

На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

Это важно знать:  Повышение нижнего предела выслуги лет (2020)

7.

Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей

Согласно п. «з» ст. 102 федеральной Конституции это также исключительная прерогатива верхней палаты, в которую кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей представляет Президент РФ либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.

188 Регламента кандидатура предварительно обсуждается двух комитетах — в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят заключения по представленной кандидатуре. Кандидат на должность Генерального прокурора Российской Федерации может быть приглашен на заседания указанных комитетов.

Рассмотрение вопроса о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с представления кандидатуры, предложенной Президентом Российской Федерации, и выступления Президента Российской Федерации или его полномочного представителя в Совете Федерации. Затем слово предоставляется руководящим лицам Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитета Совета

Федерации по обороне и безопасности для оглашения заключений комитетов.

В ходе обсуждения члены Совета Федерации задают вопросы Президенту Российской Федерации, докладчикам от Комитетов Совета Федерации.

После обсуждения кандидатуры, представленной Президентом РФ, проводится тайное ание. Генеральный прокурор Российской Федерации считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проало большинство от общего числа членов Совета Федерации, что оформляется, как и при отрицательном решении, постановлением Совета Федерации.

При отрицательном исходе Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.

После оглашения результатов тайного ания по кандидатуре, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора России.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется личной подписью Генерального прокурора под текстом присяги с указанием даты ее принесения.

Председатель Совета Федерации поздравляет Генерального прокурора Российской Федерации со вступлением его в должность. В завершении процедуры присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

Особый интерес представляет вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора, который рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента Российской Федерации.

В этой связи важно учесть Постановление Конституционного Суда по делу «о генеральном прокуроре», когда между Президентом РФ и Советом Федерации возник спор о том, кто вправе временно отстранять Генпрокурора от должности в случае возбуждения в отношении него уголовного дела, на что Конституционный Суд однозначно указал, что Президент РФ не только вправе, но обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора в случае возбуждения в отношении него уголовного дела [1] . Окончательность разрешения вопроса о дальнейшем пребывания Генерального прокурора в должности остается, безусловно, за Советом Федерации.

Это важно знать:  Повышение квалификации: снабжение, закупки

Предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят соответствующие заключения.

Процедура рассмотрения данного вопроса начинается с выступления Президента. Затем слово предоставляется руководящим лицам Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности для оглашения заключений комитетов.

В ходе обсуждения члены Совета Федерации задают вопросы Президенту, докладчикам, высказываются за освобождение или против освобождения Генерального прокурора Российской Федерации от должности.

Для принятия решения необходимо получение простого большинства членов Совета Федерации, если оно не набрано, то решение отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации [2] .

Генеральный прокурор Российской Федерации считается освобожденным от должности с момента принятия Советом Федерации соответствующего постановления.

Статья 187 Регламента закрепляет порядок разрешения возникших разногласий при назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, либо предложения Президента об освобождении его от должности Совет Федерации может принять решение предложить Президенту провести консультации, что оформляется постановлением, которое в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.

Правовой статус Генерального прокурора Российской Федерации, порядок назначения на должность

Органами прокуратуры Российской Федерации руководит Генеральный прокурор Российской Федерации, который назначается на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (ст. 12 Закона о прокуратуре). Он имеет первого заместителя и заместителей.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, в соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре, имеет соответствующие полномочия по руководству системой прокуратуры.

  • • руководит системой прокуратуры Российской Федерации;
  • • издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников;
  • • определяет штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры;
  • • устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений;
  • • назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры России и их заместителей;
  • • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

Осуществляя руководство прокуратурой по основным направлениям деятельности, Генеральный прокурор Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности правоохранительных органов; представляет (по должности) прокуратуру Российской Федерации во внутригосударственных делах и в международном сотрудничестве (участие в международных совещаниях, в подписании договоров, в решении вопросов об экстрадиции) и имеет другие представительские и организаторские полномочия. На него возлагается контроль за деятельностью нижестоящих руководящих работников прокуратуры и проверка исполнения принятых решений. Он информирует органы власти и Президента Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в стране (по результатам аналитической работы прокуратуры — в докладах, отчетах, ежегодных информациях).

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым порулениям (со статусом, соответствующим начальнику управления), а также помощников и помощников по особым поручениям (со статусом, соответствующим заместителям начальника управления). Их основными обязанностями являются организация аналитической работы и использование материалов о результатах работы прокуратуры Российской Федерации при подготовке докладов, обобщение информации при организации совещаний и в решении других возникающих в процессе управления вопросов.

В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их исполняет первый заместитель или же один из заместителей согласно установленному Генеральным прокурором порядку и статусу.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации направляют и контролируют работу Главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) в соответствии с установленным Генеральным прокурором Российской Федерации распределением обязанностей.

Назначение Генерального прокурора Российской Федерации на должность определяется полномочиями Президента Российской Федерации (как главы государства и исполнительной власти) и полномочиями законодательной власти — Совета Федерации (верхней палаты парламента). Этим органам власти прокурор подотчетен.

Президент Российской Федерации представляет кандидатуру Генерального прокурора в Совет Федерации, где предложение рассматривается в течение 30 дней. Кандидатура сначала рассматривается в Комитете Совета Федерации по судебно-правовым вопросам и в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят по представленной кандидатуре заключения.

Кандидат может быть приглашен на заседания указанных комитетов для обсуждения возникших вопросов. Затем на заседании Совета Федерации Президент Российской Федерации рекомендует кандидатуру прокурора. После обсуждения назначается тайное ание.

Если за кандидата проало большинство, то Совет Федерации своим постановлением назначает его на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Сообщение об этом публикуется в печати.

Следующая

Кто возглавлял российскую Генпрокуратуру

Генеральный прокурор рф назначается на должность кем. Кто назначает на должность Генерального прокурора Российской Федерации

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2020 года президент РФ Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям.

В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП.

Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года.

Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти – Съезда народных депутатов и ВС РФ – неконституционным.

При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999).

В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2019), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции.

5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября – 4 октября 1993 года.

Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности “всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома”.

26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО “Лефортово” и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2019 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией.

26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о.

генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск.

8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела.

По данным следствия, нефтяная компания “Балкар-трейдинг”, которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет.

В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам.

Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ.

Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля (“дело Mabetex”) и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями.

Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля.

В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Владимир Устинов (род. 1953), окончил Харьковский юридический институт, доктор юридических наук (2003). Начинал карьеру в органах прокуратуры Краснодарского края, в 1992-1997 годах был прокурором городе Сочи.

В 1997 году стал заместителем генпрокурора РФ Юрия Скуратова, одновременно в 1998-1999 годах возглавлял Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. С 17 мая 2000 года по 2 июня 2006 года – генеральный прокурор РФ.

Руководил расследованиями терактов в Москве и Волгодонске, гибели подводной лодки “Курск”, о контрабанде мебели в торговых центрах “Гранд” и “Три кита”, дела о захвате заложников в Театральном центре в Москве и др.

Возглавлял группу государственных обвинителей в процессе над чеченским террористом Салманом Радуевым.

Под руководством Устинова Генпрокуратура инициировала судебный процесс в отношении президента нефтяной компании “Юкос” Михаила Ходорковского, а также добилась экстрадиции из Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. В 2006-2008 годах Владимир Устинов занимал должность министра юстиции. В 2008 году был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий Чайка (2006 – н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области.

В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле – августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России.

В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство – Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование.

За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов.

Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Генеральный прокурор РФ

Генеральный прокурор рф назначается на должность кем. Кто назначает на должность Генерального прокурора Российской Федерации

Wise 19 мая 2015 19:31

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Назначение генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания).

Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации.

Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ.

Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».

Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ

В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры.

Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения.

Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных.

В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты.

Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.

Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.

Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры.

Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач.

Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения – акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания.

Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений.

Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании “Законность”.

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:

1. Осуществлять полное руководство системой Прокуратуры в целом и органами Прокуратуры РФ в частности. Основание – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.

3. Передавать некоторые функции прокуратуры РФ на военные прокуратуры в регионах в случае, если в них по тем или иным причинам не работает «гражданская» система прокуратуры. Кроме этого, возможна передача функций военной прокуратуре даже за пределами страны, где есть войска Российской Федерации.

4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.

5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:

– в Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;- прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;- заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);

– ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.

6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.

7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.

8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.

9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.

10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.

11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.

12. Налагать дисциплинарные взыскания на провинившихся сотрудников, задействованных в системе прокуратуры, а также давать разрешение на подобные меры наказания вплоть до увольнения сотрудников, ранее награжденных знаком «Почетный прокурор».

13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.

14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.

15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.

16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).

17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.

18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.

Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.

Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:

– раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;- проводить прокурорский надзор;- отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;

– выполнять прочие обязательства.

Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.

2. Казанник Алексей Иванович. Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ.

Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет.

Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.

5. Скуратов Юрий Ильич руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год.

В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно).

За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Назначение на должность генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор рф назначается на должность кем. Кто назначает на должность Генерального прокурора Российской Федерации

Генеральный прокурор возглавляет Генеральную Прокуратуру и руководит всей прокурорской системой в России. Ниже рассмотрены его основные права, полномочия и обязанности, порядок назначения и другие аспекты его деятельности.

Кто такой генеральный прокурор?

Генеральный прокурор – должностное лицо, представляющее высший орган в системе прокуратуры России. Его главная задача – выполнение руководящей функции в системе Генеральной Прокуратуры РФ и всей Прокуратуры в целом. При назначении на должность, кандидату присваивается титул советника юстиции.

Каковы полномочия?

Согласно ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре РФ», он наделен следующими полномочиями:

  • Руководит всей прокурорской системой РФ, в частности, издает обязательные для исполнения нормативные акты, которые регулируют организацию и процедуру социального и материального обеспечения работников этой сферы;
  • Устанавливает штат и структуру Генеральной прокуратуры, руководит кадровой политикой подчиненных органов и организаций;
  • Руководит кадровой политикой, касающейся ректоров и другие высших руководителей образовательных учреждений, относящихся к прокурорской системе;
  • Исполняет иные задачи, указанные в ФЗ № 2202-1.

Права и обязанности генпрокурора

Должностное лицо обладает следующими правами:

  • осуществлять руководство всей системы Прокуратуры;
  • реорганизовывать, формировать и ликвидировать отдельные органы и отделы внутри структуры. Определять их задачи, права и юридический статус;
  • передавать отдельные функции прокуратуры в ведомство военной прокуратуры, при условии невозможности выполнения первой своих задач;
  • формировать штат Генпрокуратуры, регулировать общее число сотрудников, наделять их полномочиями;
  • назначать и отстранять от должности всех нижестоящих лиц, подчиняющихся ему;
  • формировать состав коллегии Генпрокуратуры и включать в нее новых сотрудников;
  • утверждать режим приема посетителей и график проверок подразделений;
  • представлять Генпрокуратуру на заседаниях коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов;
  • устанавливать новый порядок принятия Присяги при вступлении в должность;
  • руководить аттестацией работников, в том числе определять сроки и порядок ее проведения;
  • руководить кадровой политикой Прокуратуры, присваивать новые чины;
  • выносить решение о наложении дисциплинарного взыскания на провинившегося сотрудника;
  • менять внешний вид удостоверения сотрудников Прокуратуры;
  • подавать представление о снятии неприкосновенности с государственных служащих;
  • участвовать в заседаниях органов исполнительной власти и организаций (в том числе, некоммерческих);
  • принимать участие в совещания ВС, Пленума Высшего Арбитражного Суда, палат ФС;
  • издавать нормативные акты, согласно полномочиям;
  • вносить изменения в нормативные акты и решения, касающиеся нарушения действующего законодательства;
  • приостанавливать действие вынесенного приговора о смертной казни.

В ФЗ «О прокуратуре» закреплены обязанности генерального прокурора:

  • Ежегодно предоставлять Президенту и ФС РФ доклад о состоянии дел, касающихся законности и порядка в стране;
  • Осуществлять задачи, входящие в прокурорский надзор;
  • Выполнять иные обязательства, указанные в законе.

Как происходит порядок назначения и вступления в должность?

Кандидатов, которые могут претендовать на должность Генерального прокурора, предлагает Президент. Далее, проводится ание Совета Федераций Федерального Собрания РФ. Если ни один из представленных кандидатов не набирает необходимое количество , то процедура выдвижения новых соискателей проводится заново.

Кандидат, набравший большее количество , назначается на должность Генерального прокурора. Для вступления в должность, ему необходимо принести присягу председателю Совета Федерации ФС. Текст произносимой клятвы утвержден и неизменен для каждого из кандидатов. После принятия присяги Генпрокурор предлагает Президенту на рассмотрение кандидатов на должность своих заместителей.

Каковы требования к кандидату?

Требования к кандидату на должность Генерального прокурора закреплены в ФЗ № 2202-1. К ним относятся:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст более 35 лет;
  • высшее образование, обязательно юридическое и полученное в аккредитованном учебном заведении;
  • стаж работы в прокурорской структуре более 10 лет.

Ограничения для вступления в должность:

  • Наличие гражданства другого государства;
  • Полная или частичная недееспособность;
  • Наличие запрета суда на право занимания должности такого рода;
  • Наличие медицинских ограничений;
  • Отказ от оформления доступа к государственной тайне.

Кто назначает и освобождает от должности?

Согласно ФЗ № 2202-1, назначение и снятие с должности Генерального прокурора возложено на Совет Федераций Федерального Собрания РФ. Кандидатов на эту должность вносит Президент РФ.

Каков срок деятельности и отчетность о ее результатах?

Срок деятельности Генерального прокурора – 5 лет.

Отчет о его деятельности предоставляется несколькими способами:

  • путем публикации в прессе, в частности в «Российской газете»;
  • путем предоставления доклада Федеральному Собрания. Образец такого доклада стандартизирован и включает в себя статистические данные, касающиеся уровня преступности, раскрываемости, общего уровня порядка в стране. Дается отчет о мерах, принятых для исправления ситуации.

О структуре правления

Во главе всей структуры прокуратуры находится Генеральная прокуратура и возглавляющий ее Генеральный прокурор.

В непосредственном подчинении Генпрокурора находятся:

  • Советники;
  • Старшие помощники;
  • Старшие помощники и помощники по особым поручениям.

В состав Генпрокуратуры входят управления и отделы, руководство которыми осуществляют старшие помощники. Их заместители являются помощники Генерального прокурора. В структуре отделов и подразделений работают старшие прокуроры и прокуроры.

В структуру Прокуратуры входят:

  • Главные управления:
  • организационно-инспекторское;
  • по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью;
  • различные Управления:
  • кадров;
  • криминалистическое;
  • управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;
  • по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
  • по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • другие управления;
  • военная прокуратура (на правах подразделения).

Коллегия Генпрокуратуры – совещательный орган, принимающий решение по важным вопросам деятельности структуры. В состав коллегии входят:

  • Генпрокурор;
  • Его первый заместитель;
  • Заместители прокурорских работников.

Орган Генпрокуратуры, регулирующий и оказывающий помощь в научных вопросах, касающихся прокурорской деятельности, – Научно-консультативный совет.

Какие нормативные акты издает Генеральный прокурор РФ?

Генеральный прокурор издает следующие типы нормативных актов:

  • приказы. Могут касаться задач операционного и правового характера. Используются для регулирования вопросов организации структуры прокуратуры, соблюдение законодательства, проведения мероприятий розыскного характера;
  • указания. Нормативно-правовой акт, регулирующий узкую сферу деятельности органа. Кроме того, указание выпускается по результатам проведенной проверки;
  • распоряжения. Нормативно-правовой акт для регулирования задач одноразового исполнения;
  • положения. Используются для решения организационных и материальных вопросов деятельности органа;
  • инструкции. Определяют технологию ведение отдельных направлений деятельности, например, хранения документов, ведения статистики и делопроизводства.

Как гражданам обратиться к генпрокурору?

Подача жалобы в Генпрокуратуру – крайняя мера, используемая в случае невозможности решения вопроса нижестоящими органами.

Подать жалобу можно несколькими способами:

  • Заказным письмом по адресу: ГСП-3, город Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 15а. Индекс – 125993;
  • На официальном сайте Генпрокуратуры, в разделе онлайн-приемной;
  • С помощью курьера;
  • При личном обращении. Порядок и время приема граждан можно уточнить на официальном сайте.

На рассмотрение обращения и вынесения решения по нему дается 30 дней с момента регистрации.

О прокурорских проверках

Возможность проведения прокурорской проверки закреплена в законе «О прокуратуре». Срок, порядок проведения и уведомления о принятых решениях прокурорской проверки содержится в Приказе Генпрокуратуры № 265.

Проверке могут подвергнуться государственные органы, коммерческие и некоммерческие организации. Все они уведомляются о начале процедуры не позднее дня ее фактического начала. Прокурор вправе затребовать документы и статистические материалы, касающиеся проверяемой организации, соблюдая, при этом принцип разумности (п 1.1 приказа № 265)

Срок проведения проверки – 20 рабочих дней. По решению вышестоящего прокурора, этот срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней. При необходимости проведения экспертиз или запроса дополнительной информации проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев.

По итогам проверки создается акт, содержащий перечень обнаруженных нарушений и требования по их исправлению. Этот документ направляется руководству организации не позднее, чем через 10 дней после окончания проверки.

Все требования обязательны к исполнению, по итогам их выполнения предоставляется официальный ответ.

Генеральный прокурор – должностное лицо, возглавляющее Генпрокуратуру и выполняющее организационные и руководящие функции. Ему подчиняются все нижестоящие органы, входящие в состав Прокуратуры РФ.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.