+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственное задание и его структура. Что такое государственное задание бюджетного учреждения

Содержание

Государственное задание для бюджетных учреждений. Госзадание: порядок формирования

Государственное задание и его структура. Что такое государственное задание бюджетного учреждения

» Служащим и северянам » Государственное задание для бюджетных учреждений. Госзадание: порядок формирования

На 2017 год госзадание формируйте с учетом изменений, которые установлены постановлением Правительства РФ от 6 октября 2016 г. № 1006. В частности, используйте типовую форму соглашения о субсидии на госзадание на 2017 год и плановый период. При этом само государственное задание разместите в системе «Электронный бюджет». Об остальных изменениях, в статье.

  1. О том, как сформировать и разместить госзадания на 2017 год по новым правилам
  2. Какие есть особенности в госзаданиях на муниципальном и федеральном уровнях

Внимание, ниже таблица с изменениями

Правовая основа госзадания

Государственное (муниципальное) задание бюджетного учрежденияопределяет требования к составу, объему и качеству деятельности учреждения. Порядок финансового обеспечения учреждения зависит от статуса учреждения. Бюджетные учреждения получают финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание.

Тип государственного учреждения

Государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Это определено п.1 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», (далее Закон № 7-ФЗ).

Решение о типе учреждения, а также об изменении типа принимает его учредитель, публично-правовое образование (Российская Федерация – для федеральных государственных учреждений, субъект Российской Федерации – для государственных учреждений, муниципальное образование – для муниципальных учреждений).

В соответствии со ст.125 ГК РФ, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РФ, субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления.

Бюджетное учреждение получает от учредителя финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание.

Напомним, что никакого собственного имущества у бюджетного учреждения не может быть. Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества.

Земельные участки под зданиями и сооружениями, переданными в оперативное управление бюджетного учреждения, закрепляются за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Самостоятельно распоряжаться земельными участками бюджетное учреждение не имеет права.

Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), направляя при этом на достижение уставных целей. Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного движимого и недвижимого. При этом учредитель не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.

Но в случае причинения вреда гражданам, при недостатке иного движимого имущества для его возмещения, субсидиарную ответственность несет собственник имущества, публично-правовое образование.

Основные изменения в порядке формирования госзадания для федеральных учреждений на 2017 год

Правительство РФ постановлением от 6 октября 2016 г. № 1006 внесло коррективы в порядок работы с госзаданиями для федеральных учреждений. Изменились и формы документов: соглашение о субсидии, государственное задание, отчет о выполнении.

Государственное (муниципальное) задание

Бюджетные учреждения создаются с целью выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Область деятельность бюджетного учреждения определяется его уставными документами. А конкретный перечень оказываемых государственных (муниципальных) услуг установлен в госзадании, которое составляет учредитель.

На его основе с использованием установленных методик определяется объем финансового обеспечения в форме субсидии.

Порядок формирования госзадания

Госзадание формирует уполномоченный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для созданных им бюджетных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания. Об этом сказано в пункте 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ. Государственное (муниципальное) задание устанавливает:

  • показатели качества и (или) объема (содержания) оказываемых госуслуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за его исполнением, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении госзадания;
  • определение категорий граждан (организаций) – потребителей соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг гражданами или организациями (если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе);
  • в каком порядке устанавливать предельные цены (в случаях, предусмотренных законодательством).

Объем госзадание определяется на основании:

  • потребности в соответствующих услугах и работах;
  • возможностей учреждения по оказанию услуг (выполнению работ);
  • показателей выполнения учреждением госзадания в текущем году.

Порядок на федеральном уровне

Для федеральных учреждений всех типов форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. Обратите внимание, что отдельные положения этого порядка будут вступать в силу постепенно, и в полной мере он начнет действовать только в 2020 году.

Как устанавливается и финансируется госзадание. Что такое государственное задание бюджетного учреждения

Государственное задание и его структура. Что такое государственное задание бюджетного учреждения

Для выполнения государственного задания учредитель доводит до казенных учреждений лимиты бюджетных обязательств на основании бюджетной сметы, до бюджетных и автономных учреждений – субсидии. Это является финансовым обеспечением госзадания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного муниципального задания в форме субсидий

Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, устанавливают нормативно-правовые акты:

  • Правительства РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;
  • местной администрации – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Чтобы выделить субсидию, учредитель, помимо самого государственного задания , заключает с бюджетным (автономным) учреждением соглашение на его финансовое обеспечение. В соглашении прописывают порядок и условия предоставления субсидии. Требования соглашения установлены пунктом 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям

Неотъемлемой частью соглашения о финансовом обеспечении является график перечисления субсидий, то есть порядок предоставления субсидий (п. 45 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). При составлении графика имейте в виду, что субсидию учреждению нужно перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, которая не превышает:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия. А для учреждений, деятельность которых требует неравномерного финансового обеспечения (например, образовательные) – до 65 процентов;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Есть случаи, когда заключать соглашение, то есть предусматривать порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям, не нужно. Во-первых, если учреждение выполняет функции главного распорядителя федерального бюджета.

А во-вторых, чтобы определить объем и периодичность перечисления средств субсидии на госзадание обособленным подразделениям учреждения. Для таких учреждений есть возможность принять свой правовой акт (приказ, распоряжение). И этот документ как раз и будет определять объем и периодичность перечисления субсидии.

Об этом сказано в пунктах 40, 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, которые находятся в стадии реорганизации или ликвидации.

Такой порядок предусмотрен пунктом 46 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Расчет финансового обеспечения обеспечение выполнения государственного муниципального задания

Объем субсидии (финансового обеспечения) на выполнение госзадания учреждению рассчитывайте на основании нормативных затрат на оказание услуг с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (ОЦИ).

Причем может быть, что учреждение оказывает госуслугу (выполняет работу) в рамках госзадания за плату.

Тогда размер субсидии уменьшите на объем доходов от платной деятельности, которые планируются к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Формула расчета финобеспечения следующая:

R =

Ni – нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, включенной в ведомственный перечень;

Vi – объем i-й госуслуги, установленной госзаданием;

Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й госуслуги, если учреждение оказывает платные услуги в рамках госзадания;

NУН – затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым является имущество учреждения;

NСИ – затраты на содержание имущества учреждения, которое не используется для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд.

Уменьшать размер субсидий на выполнение госзадания можно только в строго установленных случаях.

По общему правилу уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, в течение срока его исполнения можно только при изменении самого госзадания (п. 2.2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.

2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 41 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640).

Чтобы уточнять показатели госзадания и сокращать объемы субсидии, учредителю нужно вовремя проводить контрольные мероприятия.

Если федеральное бюджетное (автономное) учреждение не полностью выполнило госзадание, остаток субсидии, который возник из-за этого, оно возвращает в бюджет. А учредитель должен отчитаться в Минфин России об объеме этого остатка.

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса.

Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти.

Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности.

Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат.

В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Формирование государственного задания

Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:

  • Порядком создания задания.
  • Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
  • Требованиями к установлению нормативов.

Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.

Структура госзадания

  • Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
  • Порядок контроля реализации положений документа.
  • Требования к отчетности.
  • Категории потребителей, которые пользуются услугами.
  • Порядок предоставления услуг.
  • Тарифы на платные услуги.

Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Контроль над выполнением госзадания

Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились.

После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г.

В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Что будет, если госзадание не выполнено?

18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:

  • Вынесение предупреждения.
  • Штраф от 100 до 1 000 рублей.
  • Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.

Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:

  • Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
  • Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.

В силу ст. 78.

1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Как доводятся до учреждений эти средства? В каком порядке осуществляются планирование и расчет субсидий? Каким образом такие доходы отражаются в учете?

Основная деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), утвержденным и доведенным до них учредителем. Согласно ст. 69.

2 БК РФ это задание для федеральных учреждений, учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (например, Постановление Правительства МО от 11.11.

2010 N 981/52 “Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области”).

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания предоставляется бюджетным и автономным учреждениям в том числе и на содержание имущества учреждений, закрепленного за ними или приобретенного за счет средств учредителя.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из соответствующего бюджета устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (ст. 78.1 БК РФ) (например, Постановление Правительства МО от 17.04.2012 N 507/14 “Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области”).

В соответствии с утвержденными порядками предоставление субсидии государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям осуществляется на основании соглашения о порядке и об условиях их предоставления (далее – Соглашение).

Соглашение о порядке и об условиях предоставления субсидии

Государственное задание

Государственное задание и его структура. Что такое государственное задание бюджетного учреждения

Государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Это определено п.1 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», (далее Закон № 7-ФЗ).

Решение о типе учреждения, а также об изменении типа принимает его учредитель, публично-правовое образование (Российская Федерация — для федеральных государственных учреждений, субъект Российской Федерации — для государственных учреждений, муниципальное образование — для муниципальных учреждений).

В соответствии со ст.125 ГК РФ, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РФ, субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления.

Бюджетное учреждение получает от учредителя финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание.

Напомним, что никакого собственного имущества у бюджетного учреждения не может быть. Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества.

Земельные участки под зданиями и сооружениями, переданными в оперативное управление бюджетного учреждения, закрепляются за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Самостоятельно распоряжаться земельными участками бюджетное учреждение не имеет права.

Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), направляя при этом на достижение уставных целей. Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного движимого и недвижимого. При этом учредитель не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.

Но в случае причинения вреда гражданам, при недостатке иного движимого имущества для его возмещения, субсидиарную ответственность несет собственник имущества, публично-правовое образование.

Открытость и доступность госзадания

Для обеспечения открытости и доступности государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение обязано размещать его на официальном сайте www.bus.gov.ru (п.6 Приказа Минфина России от 21.07.

2011 N 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»).

Причем, за размещение информации отвечает именно учреждение, а не его учредитель. Должна быть предоставлена следующая информация:

Сведения о финансовом периоде, на который установлено государственное (муниципальное) задание

Сведения о государственных (муниципальных) услугах (далее — услуги)

  1. Порядковый номер раздела, соответствующий услуге
  2. Наименование услуги, указанной в данном разделе
  3. Категории потребителей услуги

Показатели, характеризующие качество услуги (при наличии)

  1. Наименование показателя качества услуги (при наличии)
  2. Наименование единицы измерения показателя качества услуги (при наличии)
  3. Значение показателя качества услуги за отчетный финансовый год (предшествующий году, на который установлено государственное (муниципальное) задание) (при наличии)
  4. Причины отклонения от запланированного значения показателя качества услуги (при наличии)

Показатели объема услуги

  1. Наименование показателя объема услуги
  2. Наименование единицы измерения показателя объема услуги
  3. Значение показателя объема услуги за отчетный финансовый год (предшествующий году, на который установлено государственное (муниципальное) задание)
  4. Значение показателя объема услуги на текущий финансовый год
  5. Причины отклонения от запланированного значения показателя объема услуги

Возможность взимания платы за услугу в рамках государственного (муниципального) задания (при наличии)

  1. Средневзвешенная цена за единицу услуги (руб.) (при наличии)
  2. Сведения о нормативных правовых актах, устанавливающих цены (тарифы) на услугу либо порядок их установления

С недавнего времени госзадание стало ключевым документом, который определяет качество обеспечения госуслугами. В бюджетной системе оно наиболее распространено в бюджетных и автономных организациях, но в некоторых случаях составляется и казенными.

Задание бюджетного учреждения на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится до него учредителем. Расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания бюджетной организацией согласовывается и определяется учредителем. При этом порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.

Порядок формирования государственного задания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций, однако важно помнить, что есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, также выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.

Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:

  • порядок формирования;
  • ведомственные перечни госуслуг и работ;
  • требования к определению нормативов затрат.

С 2018 года госзадания формируются на основании общероссийских базовых и федеральных перечней госслуг, которые оказываются физическим лицам (Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101). Учредителям следует привести действующий порядок в соответствие с изменениями в законодательстве и формировать госзадания на 2018 год для подведомственных учреждений по новым правилам.

Государственное задание. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Государственное задание и его структура. Что такое государственное задание бюджетного учреждения

Государственное задание государственному учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ.

Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего государственное задание государственному учреждению, утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г.

Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.

Государственное задание: содержание

В документе должны быть указаны:

  1. Параметры, по которым характеризуется объем либо качество предоставляемых услуг, производимых работ.
  2. Правила, в соответствии с которыми контролируется выполнение государственного задания, условия и порядок досрочного его прекращения.
  3. Требования к отчетным документам.

Кроме этого, в государственное задание включаются сведения о:

  1. Категориях граждан и организаций, выступающих в качестве потребителей работ/услуг.
  2. Предельные тарифы (цены).

Правила, в соответствии с которыми оформляется документ для федеральных госструктур, а также осуществляется финансовое обеспечение государственного задания, утверждены правительственным постановлением № 671.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения не могут отказаться от исполнения государственных заданий. Данный запрет прямо установлен в ФЗ № 7, статье 9.2, пункте 6.

Между тем, если в правовые акты, в соответствии с которыми было создано государственное задание, вносятся изменения, то и оно может подвергаться корректировке. В п. 5 Постановления № 671 присутствует дополнительное указание по этому вопросу.

В частности, в нем сказано, что изменение размера субсидии на государственное задание на протяжении срока его реализации допускается при соответствующей корректировке содержания документа.

Затраты

Средства выделяются из муниципального или госфонда. При этом, если формируется государственное задание для казенных учреждений, то утверждаются соответствующие сметы. Объем средств определяется посредством суммирования ряда показателей. В частности, величина субсидии на выполнение государственного задания устанавливается из расчета совокупности нормативных затрат на:

  1. Предоставление услуг.
  2. недвижимых объектов либо движимого имущества, представляющего особую ценность. Они могут закрепляться за организацией учредителем либо приобретаться на средства собственника.

Сложности

В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться государственное задание. Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному.

В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре.

В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.

Ситуация, при которой необходимо откорректировать государственное задание бюджетного учреждения, может разрешаться:
  1. Увеличением объема средств при сохранении требованиям к показателям качества и количества.
  2. Сохранением размера финансирования при снижении нормативов.
  3. Одновременной корректировкой величины поступлений и показателей качества и количества.

Важный момент

Необходимо отметить, что по ст. 9.

2 ФЗ № 7 (в редакции ФЗ № 83), уменьшение размера субсидии, выделенной на выполнение муниципального или госзадания, в течение установленного срока на реализацию осуществляется исключительно при корректировке содержания самих требований. Это означает следующее. Уменьшение финансирования допускается только в случае корректировки показателей качестве или количества предоставления муниципальных или госуслуг.

Механизмы

Как правило, они прописываются в муниципальных/региональных актах, регламентирующих работу, связанную с реализацией заданий. Обобщая опыт изложения механизмов корректировки, имевшийся у субъектов и МО до вступления в действие ФЗ № 83, можно выделить следующие положения, используемые на практике:

  1. Орган, реализующий полномочия и функции учредителя, наделяется правом изменять задание по установленным правилам, если это не вызовет увеличения объема ассигнований, предусмотренных в бюджете региона или МО на соответствующий период.
  2. О корректировке показателей структура обязана известить письменно руководителя организации в десятидневный срок с даты вступления в силу принятого решения.
  3. Для рассмотрения вопросов, касающихся пересмотра финансирования, формируется рабочая группа.
  4. Орган, который реализует полномочия и функции учредителя, может вносить корректировки в рамках ассигнований, предусмотренных региональной и муниципальной властью на текущий период на соответствующие цели по согласованию с учреждениями, подведомственными ему.

Основания для изменений

В правовых актах МО или субъекта, как правило, указываются следующие обстоятельства:

  1. Корректировка ассигнований, доведенных до уполномоченной структуры на финансовое обеспечение исполнения задания.
  2. Изменение перечня (реестра) услуг/работ, предоставляемых/осуществляемых организациями.
  3. Корректировка требований к категориям граждан и юрлиц, выступающих в качестве потребителей, показателей, по которым характеризуется объем/качество, порядок осуществления деятельности, предельных тарифов (цен).
  4. Утверждение новых правовых актов, в соответствии с которыми возникают новые расходные обязательства.
  5. Перевыполнение/невыполнение задания.

Отчетность

В соответствии со ст. 69.2 п. 1 БК, муниципальное/государственное задание должно включать в себя требования к документации. Эта норма существовала до вступления в действие ФЗ № 83.

В этой связи большинство регионов и МО включало требования к отчетности не только в самом задании, но и указывали общие правила и форму отчета в порядке его создания и финансового обеспечения.

В настоящее время предписания присутствуют в бланке, утвержденном правительственным постановлением № 671.

Контроль

На федеральном уровне он обеспечивается методическими рекомендациями, которые утвердили Минфин России и Минэкономразвития в совместном письме. В частности, определено, что контроль соблюдения условий и требований осуществляется структурами, реализующими полномочия и функции учредителя.

Минэкономразвития и Минфин России одобрили проведение надзорных мероприятий в форме выездных и камеральных проверок.

При этом структурам, которые реализуют полномочия и функции учредителей, рекомендовано утвердить порядок контроля, в котором, в числе прочего, определялись бы его задачи и цели, перечислялись и описывались бы меры, которые допустимо принимать по окончании ревизий.

Оценка

Требования к правилам проведения проверки и использования полученных результатов содержатся, как правило, в порядке формирования задания и его финансового обеспечения. Они также могут утверждаться на отраслевом уровне органами, реализующими полномочия и функции учредителей. Оценка выполнения задания может рассчитываться в 4 этапа отдельно по каждому критерию:

  1. К1 – определение эффективности и полноты использования ассигнований.
  2. К2 – оценка по критерию “объем услуг/работ”/”количество потребителей”.
  3. К3 – определение качества выполнения задания.
  4. Расчет итогового показателя по каждой работе/услуге.

Конечный результат интерпретируется по процентной либо балльной шкале. Если, к примеру, итоговая оценка больше 100%, то задание будет считаться перевыполненным, если в пределах 95-100% – выполненным полностью, в интервале 85-94% – соответственно, не полностью. Если же результат меньше 85%, то требования считаются не исполненными.

Государственный заказ

Он также реализуется за счет ассигнований из госфондов. При этом государственный заказ направлен на удовлетворение нужд региона, МО, реализации долгосрочных целевых программ. Другими словами, потребителями выступают не граждане и предприятия, а органы госуправления.

Государственный заказ представляет собой поручение уполномоченных структур на производство определенных видов работ, предоставление услуг и поставку продукции. Выбор исполнителя осуществляется на конкурсной основе. По результатам торгов и аукционов подписываются договора и соглашения.

Заказы размещаются публично по правилам, установленным законодательством. При этом во внимание принимаются реальные потребности власти и населения.

Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:

  1. Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
  2. Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
  3. Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
  4. Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.

Система госзаказа представляет собой комплекс мер экономического, нормативного, организационного характера. Они ориентированы на обеспечение нужд государства и муниципалитетов в услугах, продукции, работах посредством реализации следующих взаимосвязанных этапов:

  1. Планирование и прогнозирование потребностей, ассигнований на закупки, управление сформированными активами.
  2. Приобретение товаров, получение работ/услуг, необходимых для обеспечения нужд государства и муниципалитетов.
  3. Мониторинг, аудит, контроль качества и полноты удовлетворения потребностей.

Заключение

В качестве одной из ключевых функций госвласти выступает предоставление гражданам и организациям социально значимых услуг и продукции. Реализуя эту задачу, она должна выступать в интересах населения страны и расходовать средства из бюджетных фондов соответствующего уровня.

Существует два основных способа удовлетворения потребностей страны. Первый реализуется через бюджетные учреждения посредством формирования муниципального/государственного задания.

Деятельность организаций в этом случае осуществляется исключительно на средства муниципальных и госфондов.

Второй способ – размещение государственных заказов. В этом случае дополнительно привлекаются частные инвестиции. Следует отметить различные основания реализации этих способов. Государственный заказ осуществляется в соответствии с контрактом.

Он подписывается между органом власти и исполнителем, выбранным на конкурсной основе. Государственное задание, в свою очередь, является документом, формулирующим требования к учреждениям, предоставляющим услуги/производящим работы для населения.

Законодательство предусматривает возможность корректировки предписаний, изменение размера ассигнований. В случае с госзаказом такие возможности, как правило, отсутствуют. Все условия исполнения обговариваются непосредственно при заключении контракта. Обычно изменению они не подлежат.

В случае нарушения условий контракта либо требований, изложенных в задании, субъект может понести ответственность в порядке, установленном законодательством.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.