+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Императивный метод правового регулирования характеризуется. Императивный и диспозитивный методы

Содержание

Императивный и диспозитивный метод в гражданском праве

Императивный метод правового регулирования характеризуется. Императивный и диспозитивный методы

Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения — общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Термин «налоговое право» может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием: 1) налоговое право как учебная дисциплина; 2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях); 3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.

Необходимо помнить, что налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.

Метод гражданского права

К первому относятся запрещающие нормы и властные предписания, которые в большей степени характерны для отраслей публичного права.

А диспозитивный, в свою очередь, предусматривает дозволение, то есть поведение участников гражданских правоотношений, в рамках установленных законом. Второй метод характерен и для гражданского права.

  1. Каждый субъект граждански правоотношений сам определяет вступать ему в такие отношения или нет.
  2. Каждый участник гражданских правоотношений отвечает сам по своим обязательствам. Причем, отвечает всем своим имуществом, находящимся у него на праве собственности.
  3. Все участники право отношений, относящихся к гражданским, имеют равное положение. Никто не обладает большими правами или властными полномочиями.

Применение норм гражданского права к различным публичным правоотношениям вызывает множество трудностей, даже если такие отношения носят имущественный характер.

Диспозитивные и императивные нормы гражданского права

1.

Сторонам предоставлено право определять характер взаимоотношений между ними полностью или в определенной мере по собственному усмотрению, а также предоставлена достаточно широкая возможность выбора между несколькими вариантами поведения, но в пределах, установленных законом. В диспозитивной норме проявляется принцип, когда свобода каждого ограничивается аналогичной свободой других лиц.

Рекомендуем прочесть:  Защита от иска

Метод гражданско-правового регулирования — это совокупность специфических средств влияния на участников гражданских отношений, которые характеризуются юридическим равенством сторон, а также предоставлением последним возможности урегулирования этих отношений по своему усмотрению, за исключениями, установленными гражданским законодательством.

Поскольку для метода гражданско-правового регулирования в большинстве случаев присуще отсутствие категоричных предписаний участникам гражданских отношений действовать определенным образом (исключение составляют гражданские охранительные отношения — обязательства возместить вред, возвратить безосновательно полученное имущество и т.п.

), то последним Учитывая то обстоятельство, что термином «диспозиция» в теории права обозначается часть правовой нормы, определяющая разрешенное поведение субъекта, обязательное (необходимое) или запрещенное (недопустимое)2, возможно, более корректно было бы вести речь не о «диспозитивном», а, скажем, об «уполномочивающем» (правонаделяющем) или о «разрешающем методе».

Глава 1

Метод семейного права. Семейному праву как самостоя­тельной отрасли права присущ и свой метод регулирования семейных отношений.

Если характеристика предмета право­вого регулирования данной отрасли отвечает на вопрос, что (какие общественные отношения) регулирует определенная отрасль права, то характеристика ее метода отвечает на воп­рос, как (какими правовыми способами) осуществляется ука­занное регулирование.

Метод семейного права — это совокуп­ность способов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в предмет семейного права. При помощи соответ­ствующих способов воздействия на семейные отношения се­мейное право подчиняет их определенным правилам с целью укрепления семьи и обеспечивает реализацию всеми членами семьи своих прав и интересов, а также исполнение ими своих обязанностей.

Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод отличается от императивного метода своим координационным характером. В рамках данною метода правового регулирования государство выступает координатором действий равных субъектов урегулированного правом отношения.

Как правило, этот метод связан с такой формой юридического факта, как договор, в котором находят отражение согласованные сторонами их взаимные нрава, обязанности и ответственность. Право в данном случае лишь регулирует порядок оформления договорных отношений, а также предусматривает решение вопросов правового характера на тот случай, если стороны не договорились о них самостоятельно.

Естественно, что такой метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, и в том числе права гражданского.

Нельзя отрицать, что элементы диспозитивности содержат и административное право, и другие публичные отрасли российской системы права, так же как нельзя не замечать и обратного: гражданское право зачастую прибегает к императивному методу правового регулирования, например, законодательно закрепляя недопустимость ограничения прав потребителя, несмотря на договорное согласование соответствующих положений.

Императивные и диспозитивные способы регулирования уголовно-правовых отношений Текст научной статьи по специальности « Государство и право.

Юридические науки » Генрих Наталья Викторовна Императивные и диспозитивные способы регулирования уголовно-правовых отношений // Общество и право. Генрих Наталья Викторовна (2010).

Императивные и диспозитивные способы регулирования уголовно-правовых отношений.

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений. Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно.

Само слово муниципалитет (от лат.

В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения.

Диспозитивный метод правового регулирования это

Метод правового регулирования — совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств.

В отличие от предмета правового регулирования,… … Элементарные начала общей теории права Метод правового регулирования — (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения.

Методы и способы правового регулирования

Императивный метод правового регулирования характеризуется. Императивный и диспозитивный методы

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Методы правового регулирования

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    1. установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    2. издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    3. наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    4. определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Правовой метод – известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

В юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:

    • императивный (административно-правовой) метод  – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном и уголовном праве). Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.
    • диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. Основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.  

Методы правового регулирования по Н.И. Матузову

Помимо указанных выше (универсальных) методов Матузов выделяет:

    1. дозволение, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло (по-моему, это способы императивного метода).
    2. метод субординации и властного приказа (адиминстративное право), позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.
    3. метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д.
    4. метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
    5. метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д. (Т.В. Кашанина).

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание и
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его.

Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия.

Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Тип правового регулирования – те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования:

    • общедозволительный и
    • разрешительный.

Методы регулирования земельных отношений в 2019 году: основные понятия, виды, императивный и диспозитивный метод | Земельный эксперт

Императивный метод правового регулирования характеризуется. Императивный и диспозитивный методы

Изучая и знакомясь с земельным правом очень важно не только понять суть предмета, но и уяснить, каким образом данная законодательная отрасль регулируется. А именно, какими методами происходит организация контроля за исполнением норм закона, определяется порядок взаимодействия физических, юридических и должностных лиц.

Методы регулирования земельных отношений — это способы, установленные законодательством, для воздействия на участников данной сферы с целью получить необходимый результат. Как правило, методы носят комплексный характер и выражаются в виде ограничения или, наоборот, стимулирования действия того или иного лица.

В рамках общего понятия, следует выделить способы правового регулирования различных отношений в сфере действия земельного права. Структурно методы не всегда соответствуют тому типу отношений, который регулируют и в отдельных ситуациях могут применяться самые различные.

Для земельного права предусмотрены два основных метода:

  • императивный;
  • диспозитивный.

Каждому из методов присущи свои средства, а применяться они могут в зависимости от конкретной ситуации.

Императивный метод

Основой императивного метода является установка запретительных мер по отношению к субъектам земельных отношений.

То есть для каждого региона, муниципального образования законом установлены конкретные права и обязанности, исключающие отклонение от их исполнения.

В том случае, если субъекты права постараются избежать исполнения данных норм, последует наказание, также прописанное в законе.

К примеру, запреты могут касаться разграничения полномочий действия того или иного должностного лица, предприятия, исполнительного органа, гражданина.

Данные ограничения необходимы для того, чтобы члены общества полноценно выполняли свои обязательства и не превышали полномочий в стандартных процедурах, касающихся различных земельных сделок, оформления документов, предоставления выписок, справок. Императивный метод крайне важен для того, чтобы субъекты правоотношений достигали своих целей и в то же время не противоречили интересам государства и общества.

Методика основывается на жесткой системе мер, прописанных в Земельном кодексе РФ, а также иных федеральных и региональных нормативных актах.

Данный метод еще называется авторитарным, поскольку выражает властную волю одного конкретного субъекта земельных правоотношений — государства. Такой способ позволяет исключить реализацию интересов другого субъекта путем ограничения его прав и установления обязанностей.

Особенностями императивного метода являются:

  • исключение юридического равенства участников правовых отношений;
  • отношения власти и подчинения между субъектами;
  • предусмотренные законом меры принуждения.

Диспозитивный метод

Данный регулятивный вариант представлен в виде гарантирования участникам земельных отношений возможности выбора при достижении конкретных целей и поставленных задач. В теории права выделяются несколько видов данного метода:

  • рекомендательный;
  • санкционирующий;
  • делегирующий.

Каждому из видов присущи свои особенности и порядок использования. Рекомендательный метод выражается в существовании для субъектов возможных поведенческих альтернатив при выборе варианта использования земельного надела, а также для достижения заранее определенной цели максимально быстро и просто.

Рекомендации, составленные государством, позволяют сделать выбор без особых усилий. Санкционирующий метод предполагает выбор решения субъектам осуществлять самостоятельно, но с тем условием, что в законную силу они вступят только после утверждения назначенным органом, имеющим соответствующую компетенцию.

 Делегирующий метод представляет собой участника правоотношений определенным кругом полномочий.

Основная характеристика диспозитивного метода – это правовое равенство участников правоотношений.

Диспозитивный метод, в частности, предусматривает свободу выбора для собственника земли: использовать участок по целевому назначению или отказаться от надела в законном порядке.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Законодательством РФ предусмотрены определенные методы правового регулирования земельных отношений, позволяющие свести нарушения норм к минимуму и способствующие оптимальному использованию природных ресурсов.
  2. Диспозитивный и императивный методы – это два основных способа регулирования земельных правоотношений, каждый из которых имеет свои нюансы и особенности.
  3. В рамках императивного способа предусматривается по большей части государственное регулирование правоотношений при помощи таких приемов, как стимулирование и запреты.
  4. Диспозитивный метод имеет несколько видов и представляет собой предоставление гражданам ряда свобод и альтернатив для достижения целей и поставленных задач максимально быстро и просто.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по методам регулирования земельных отношений

Вопрос: Проконсультируйте, меня, пожалуйста, как мне можно использовать землю? Обязательно ли я должен на своем загородном участке вести сельскохозяйственную деятельность? Можно ли самостоятельно выбрать применение земли? Виталий

Ответ: Здравствуйте, Виталий. Согласно ст. 7 Земельного кодекса, все территории РФ разделены в соответствии с параметрами и способом использования.

Для того чтобы придерживаться установленной формы использования применяется императивный метод регулирования. Гражданам запрещается эксплуатировать земельные наделы не по целевому назначению.

За нарушение данного положения назначаются штрафные санкции.

Законом допускается возможность перевода земель из одного целевого назначения в другое, если это не противоречит его нормам. Использование площадей по личному выбору не допускается.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Два основных вида методов правового регулирования:

Императивный метод правового регулирования характеризуется. Императивный и диспозитивный методы

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

Вопросы:

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов.

2. Систематизациянормативных актов.

3. Действиенормативных актов во времени, впространстве и по субъектам права.

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов

Понятие системынормативных правовых актов

Система нормативныхправовых актов – это обусловленная

иерархическими,

предметными(отраслевыми) и

функциональнымисвязями

совокупностьнормативных документов.

Иерархические,предметные (отраслевые) и функциональныесвязи совокупности нормативных правовыхактов определяются:

статусомправотворческого органа,

формами(наименованиями) нормативных правовыхактов,

видами общественныхотношений, подлежащих правовомурегулированию и

функциями права(регулятивными и охранительными).

Структура системынормативных правовых актов (НПА)

Структура системыНПА включает в себя следующие основныенормативные образования (блоки):

1. Иерархическаяструктура системы нормативных правовыхактов

2. Предметная(отраслевая) структура системы нормативныхправовых.

3. Федеративнаяструктура системы нормативных правовыхактов.

1. Иерархическаяструктура

системы нормативныхправовых актов

определяется ихюридической силой и включает в себя:

систему законови

систему подзаконныхнормативных правовых актов.

Согласно части 2статьи 4 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации и

федеральные законы

имеют верховенствона всей территории Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 15 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РоссийскойФедерации.

Законы и иныеправовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции Российской Федерации.

На основании части4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частьюее правовой системы.

Если международнымдоговором Российской Федерацииустановлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора.

Императивный метод правового регулирования – это что такое?

Императивный метод правового регулирования характеризуется. Императивный и диспозитивный методы

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Императивный метод в регулировании правовых отношений

Новости и общество 1 февраля 2014

Императивный метод – это метод, используемый в публичном праве для урегулирования вертикальных отношений между государством и гражданами (организациями).

В процессе регулирования данных отношений государство наделяет властными полномочиями одних субъектов и возлагает на других соответствующие обязанности.

Между этими объектами в результате складываются отношения подчинения и власти.

Императивный метод в земельном праве

Данный метод налаживания отношений между объектами еще называют директивным или авторитарным. Метод урегулирования установлен законодательством и применяется как способ воздействия на поведение юридических и физических лиц, который имеет право использовать должностное лицо в спорных ситуациях.

Способ воздействия – это положение, установленное законодательством, которое изменяет поведение лиц в сторону стимулирования или ограничения. При этом выбранный метод должен отражать особенности своего воздействия.

В условиях развития земельного рынка и рыночных отношений следует выявить методы, учитывая особенности режима правового урегулирования общественных отношений, которые входят в предмет отрасли. Императивный метод обусловливается характером и спецификой регулируемых отношений.

Подбираются соответствующие способы и приемы для правового воздействия.

Установление обязанностей

Императивный метод регулирования выражается в определении правоотношений и запретов между объектами, которые не подлежат исполнению.

Определение обязанностей – это основной метод правового регулирования, так как он занимает существенное место в содержании земельно-правовых норм.

Обязанность, введенная законом, делает невозможными какие-либо отклонения в ее исполнении, поскольку в этом случае предусмотрено наказание. Запреты в земельном праве – это границы должного и возможного поведения участников земельно-правовых отношений.

Эти пределы позволяют избежать реализации интересов субъектов за счет ущемления интересов общества или государства. Границы поведения устанавливаются для того, чтобы субъекты земельных отношений при исполнении своих обязанностей и достижении целей не применяли способы, противоречащие интересам государства и общества.

Виды диспозитивного метода

Есть три вида диспозитивного метода: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий. Делегирующий метод – это предоставление прав и свобод субъектам земельных отношений по определенному кругу полномочий.

Рекомендательный метод – это предоставление возможности альтернативного поведения, то есть в данном случае субъект вправе сам выбирать способ своего поведения для достижения установленных целей. Рекомендации государства только облегчают выбор решения.

Санкционирующий метод – это предоставление субъекту права самостоятельно принимать решение, но предварительно оно должно быть одобрено и принято законным компетентным органом.

Следовательно, императивный метод – это действия, установленные законодательством. Тогда как метод диспозитивный предполагает добровольность и равенство сторон.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/172926/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.