+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как я послушником в монастыре жил. Как я ушла в монастырь

Как я ушла в монастырь. Личный опыт

Как я послушником в монастыре жил. Как я ушла в монастырь
Мария Кикоть, 37 лет

В монастырь люди уходят по разным причинам. Одних туда приводит общая неустроенность в миру. Других — религиозное воспитание, и они, как правило, считают путь монаха лучшим для человека. Женщины довольно часто принимают такое решение из-за проблем в личной жизни. У меня все было немного иначе. Вопросы веры занимали меня всегда, и однажды… Но обо всем по порядку.

Мои родители врачи, отец — хирург, мама — акушер-гинеколог, и я тоже закончила медицинский институт. Но доктором так и не стала, меня увлекла фотография. Я много работала для глянцевых журналов, была довольно успешна. Больше всего мне тогда нравилось снимать и путешествовать.

Жизнь после 50: реальный опыт

Мой молодой человек увлекался буддизмом и заразил этим меня. Мы много ездили по Индии и Китаю. Было интересно, но я не погружалась в веру «с головой». Искала ответы на волновавшие меня вопросы. И не находила. Потом заинтересовалась цигуном — своеобразной китайской гимнастикой. Но со временем прошло и это увлечение. Мне хотелось чего-то более сильного и захватывающего.

Как-то мы с подругой ехали на съемку и случайно остановились переночевать в православном монастыре. Неожиданно мне предложили подменить тамошнего повара. Я люблю такие вызовы! Согласилась и проработала на кухне две недели. Так в мою жизнь вошло православие. Я начала регулярно ходить в храм возле дома.

После первой исповеди чувствовала себя замечательно, так спокойно она прошла. Заинтересовалась религиозными книгами, изучала био­графии святых, соблюдала посты… Погрузилась в этот мир с головой и однажды поняла, что хочу большего. Я решила уйти в монастырь.

Отговаривали все, включая батюшку, но старец, к которому я поехала, благословил на послушание.

Стать волонтером: реальные истории

В монастырь я приехала промокшей с головы до ног, замерзшей и голодной. На душе было тяжело, в конце концов, не каждый день так круто меняешь свою жизнь.

Я, как и любой нормальный человек, надеялась, что меня накормят, успокоят и, главное, выслушают. Но вместо этого мне запретили разговаривать с монахинями и отправили спать без ужина.

Я расстроилась, конечно, но правила есть правила, тем более речь шла об одном из самых строгих монастырей России.

У настоятельницы был личный повар. Она лицемерно сетовала, что из-за диабета вынуждена есть лосось со спаржей, а не наши серые сухари

Особая зона

Монастырем управляла сильная, властная и, как оказалось, очень влиятельная женщина. Во время первой встречи она была приветлива, улыбалась, рассказывала, по каким законам идет жизнь в обители.

Уточнила, что ее нужно называть матушкой, остальных — сестрами. Тогда показалось, что она отнеслась ко мне по-матерински снисходительно. Я поверила, что все живущие в монастыре — одна большая семья.

Но увы…

Это было царство бессмысленных ограничений. За столом не позволялось без разрешения притрагиваться к еде, нельзя было просить добавки, есть второе, пока все не доедят суп. Странности касались не только трапез. Нам запрещали дружить. Да что там, мы не имели права даже разговаривать друг с другом.

Это, не поверите, считалось блудом. Постепенно я поняла: все так устроено для того, чтобы сестры не могли обсуждать настоятельницу и монастырский уклад. Матушка боялась бунта.
Я пыталась практиковать смирение. Когда меня что-то пугало, думала, что просто вера моя пока слаба, а никто не виноват.

Дальше — больше. Я заметила, что во время трапез обязательно кого-нибудь отчитывают. По самым незначительным поводам («взяла ножницы и забыла отдать») или вовсе без них.

Надо понимать, что, согласно церковному регламенту, подобные разговоры должны происходить с глазу на глаз: твой наставник не только ругает, но
и выслушивает, предлагает помощь, учит не поддаваться искушениям.

У нас же все превращалось в жесткие публичные разборки.

Справиться с выпадением волос: реальный опыт

Есть такая практика — «помыслы». У монахов принято записывать все сомнения и страхи на бумаге и отдавать их духовнику, который даже не должен жить в том же монастыре.

Мы свои помыслы писали, конечно же, настоятельнице. Когда я впервые это сделала, матушка зачитала мое письмо на общей трапезе. Мол, «послушайте, какие у нас тут дурочки живут». Прямо рубрика «анекдот недели».

Я чуть не расплакалась прямо при всех.

Питались мы тем, что жертвовали прихожане или близлежащие магазины. Как правило, нас кормили просроченными продуктами. Все то, что производили в обители, матушка дарила вышестоящим церковнослужителям.

Иногда игуменья приказывала есть чайной ложкой. Время трапезы было ограничено — всего 20 минут. Сколько ты там успеешь съесть за это время? Я очень сильно похудела

Быть послушницей

Постепенно жизнь в монастыре стала напоминать мне каторгу, ни о какой духовности я уже и не вспоминала. В пять утра подъем, гигиенические процедуры, извините, в тазике (душ под запретом, это же удовольствие), потом трапеза, молитва и тяжкий труд до глубокой ночи, затем снова молитвы.

Понятно, что монашество не курорт. Но ощущение постоянного надлома тоже не кажется нормальным. Сомневаться в правильности послушании нельзя, допускать мысль о том, что настоятельница неоправданно жестока, — тоже.

Личный опыт: ребенок попал в секту

Здесь поощрялись доносы. В форме тех самых «помыслов». Вместо того, чтобы говорить о сокровенном, надлежало жаловаться на других. Я не могла ябедничать, за что бывала неоднократно наказана. Наказание в монастыре — это публичный выговор с участием всех сестер. Они обвиняли жертву в выдуманных грехах, а затем настоятельница лишала ее причастия.

Самой страшной карой считалась ссылка в скит — монастырь в глухой деревне. Я эти ссылки полюбила. Там можно было немного отдохнуть от чудовищного психологического давления и перевести дух. Добровольно попроситься в скит не могла — меня бы тут же заподозрили в страшном заговоре.

Впрочем, виноватой я становилась часто, поэтому в глушь ездила регулярно.

Многие послушницы принимали сильные транквилизаторы. Есть что-то странное в том, что примерно треть обитателей монастыря психически нездоровы. Истерики монахинь «лечились» визитами к православному психиатру — по­друге настоятельницы. Та выписывала сильнейшие лекарства, превращавшие людей в овощи.

Многие спрашивают, как в монастыре борются с сексуальным искушением. Когда ты постоянно находишься под жестким психологическим давлением и пашешь с утра до ночи на кухне или в коровнике, желаний не возникает.

Личный опыт: история домашнего насилия

Дорога назад

Я прожила в монастыре семь лет. После череды интриг и доносов, незадолго до предполагаемого пострига у меня сдали нервы. Я не рассчитала, приняла убойную дозу лекарства и попала в больницу.

Полежала там пару дней и поняла, что обратно не вернусь. Это было трудное решение. Послушники боятся покидать монастырь: им внушают, что это предательство Бога.

Пугают страшной карой — болезнью или внезапной смертью близких.

По дороге домой остановилась у своего духовника. Выслушав меня, он посоветовал покаяться и взять вину на себя. Скорее всего, он знал о том, что происходит в монастыре, но дружил с настоятельницей.

Постепенно я возвращалась к мирской жизни. После долгих лет, проведенных в изоляции, заново привыкать к огромному шумному миру очень тяжело. Поначалу мне казалось, что на меня все смотрят. Что я совершаю один грех за другим, а вокруг и вовсе творятся бесчинства.

Спасибо родителям и друзьям, которые помогали мне всем, чем только можно. По-настоящему я освободилась, когда написала о пережитом в интернете. Постепенно я выкладывала свою историю в ЖЖ.

Это стало отличной психотерапией, я получила много откликов и поняла, что не одинока.

Примерно через год монастырской жизни у меня пропали месячные. Так было и у других послушниц. Организм просто не выдерживал нагрузки, начинал сбоить

В результате из моих зарисовок сложилась книга «Исповедь бывшей послушницы». Когда она вышла, реакции были разными. К моему удивлению, меня поддержало много послушниц, монахинь и даже монахов. «Так все и обстоит», — говорили они.

Конечно, были и те, кто осудил. Число статей, в которых я предстаю то «редакторским вымыслом», то «неблагодарным чудовищем», перевалило за сотню. Но я была к этому готова.

В конце концов, люди имеют право на свою точку зрения, а мое мнение не истина в последней инстанции.

Прошло время, и теперь я точно знаю, что проблема не во мне, виновата система. Дело не в религии, а в людях, которые трактуют ее таким извращенным образом. И еще: благодаря этому опыту я поняла, что всегда надо доверять своим чувствам и не пытаться увидеть в черном белое. Его там нет.

Личный опыт: истории про любовь и женское счастье

Другая дорога

Эти женщины однажды устали от мирской суеты и решили все поменять. Не все они стали монахинями, но жизнь каждой теперь тесно связана с  церковью.

Ольга Гобзева. Звезда фильмов «Операция «Трест» и «Портрет жены художника» в 1992 году приняла постриг. Сегодня матушка Ольга — игуменья Елисаветинского женского монастыря.

Аманда Перез. Несколько лет назад знаменитая испанская модель без сожалений бросила подиум и ушла в монастырь. Возвращаться не собирается.

Екатерина Васильева. В 90-х актриса («Шальная баба») ушла из кино и служит звонарем в храме. Изредка снимается в сериалах вместе с дочерью Марией Спивак.

Что должна сделать женщина, которая хочет уйти в монастырь

Как я послушником в монастыре жил. Как я ушла в монастырь

В жизни многих людей бывают периоды, когда хочется буквально сбежать от груза навалившихся проблем, от суеты, переживаний, и обрести тихое пристанище где-нибудь подальше от шумного города и офисных будней.

Некоторые даже начинают в этом случае подумывать о монастыре, надеясь, что именно там они обретут долгожданную гармонию и душевный мир.

Довольно часто к таким эмоциональным решениям склонны женщины, однако, подобные шаги ни в коем случае не стоит делать на основе эмоционального порыва.

Подготовка

Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя.

Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам.

К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе.

Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете.

Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.

Процедура

Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству.

Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают.

Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать.

Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.

После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей.

Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста.

Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.

Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей.

На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет.

Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу.

Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг.

Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.

Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

Как я послушником в монастыре жил. Как я ушла в монастырь

Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.

Для чего уходят в монастырь

Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение.

При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни.

Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой».

Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений.

Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм, но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника, который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения.

Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях.

И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря.

Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

“Всё! Ухожу в монастырь!” – первые этапы жизни в монастыре

Как я послушником в монастыре жил. Как я ушла в монастырь

“Созидание и восстановление монастырей есть действие промысла Божия. Дух Святый через Своих избранников основывал обители – об этом нам рассказывает начало истории любого монастыря. Говоря образно, сейчас мы корчуем пни, вскапываем и удобряем землю, и сажаем семена”.

31.01.2018 Трудами братии монастыря  13 256

Принятие монашества невозможно без особой воли Божией, без заботы Господа, без призвания. Поэтому правильно приходить в монастырь, а не “уходить” туда только лишь от горя.

Конечно, есть случаи, когда личная трагедия особым образом открывает человеку волю Божию, но и в этих случаях движущей силой является любовь. Ибо Бог есть Любовь.

Вот и меня Господь в свое время подвиг на этот путь, выбранный мною со страхом и трепетом, но главное – с любовью к Богу и людям.

† Приснопамятный Патриарх Алексий II

Во вторник, 30 января 2018 года, на Московском подворье Валаамского монастыря прошло собеседование одиннадцати братий Валаамского монастыря с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству. Насельников представлял Игумен Спасо-Преображенской Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

Подобное собеседование в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, – необходимый этап в монашеском пути всех насельников ставропигиальных монастырей. Каждый из нас в своей жизни обязан пройти подобные собеседования.

Оказаться на встрече “под прицелом” двух опытнейших архиереев, знающих о монашеской жизни не из циркуляров, – настоящее испытание и проверка искренности устремлений “кандидатов”. Такое внимание к тем, кто будет составлять будущее российских монастырей, неслучайно. Ведь, как любит говорить владыка Панкратий: “Монастырь – это не стены. Монастырь – это люди”.

В одном из интервью он напоминает о том, что каждый монах призван к подвижничеству, к святости: “Созидание и восстановление монастырей есть действие промысла Божия. Дух Святый через Своих избранников основывал обители – об этом нам рассказывает начало истории любого монастыря. Говоря образно, сейчас мы корчуем пни, вскапываем и удобряем землю, и сажаем семена”.

– Слава Богу, монастыри растут, – продолжает архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. – И это не человеческое – это Божие, это стадо Господне. Нужно благодарить Бога за просветление, прояснение сознания народного.

За то, что мы вернулись к Церкви, и не просто вернулись, а вспомнили о своих традициях тысячелетних и начинаем жить этими традициями, тем самым соединяясь с нашими предками, которые столетиями жили так.

Это великая тайна, великое чудо, милость Божия, что происходит воссоединение разорванного в жестоком ХХ веке. Как электросваркой, Господь сварил нас снова, и мы едины.

«ИЗ КАМНЕЙ СИХ СОЗИЖДУ ДЕТЕЙ АВРААМА».

Глава 1. “Я приехал, стригите меня в монахи!” – от очарования к раз-очарованию

Для тех, кто о монашеском пути сегодня только задумывается, хотим напомнить о важности этого шага путем предостережений. Если после всех испытаний и “но” зов к принятию “ангельского чина” сохранится, стоит отдаться на волю Божию и отправиться в монастырь…

Желающим вступить на иноческую стезю важно знать: несмотря на открытость Церкви сегодня и физическую доступность многих обителей, путь в монастырь непрост.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В БРАТИЮ

Тем, кто по наивности думает, что достаточно явиться в монастырь, широко улыбнуться и вдохновенно произнести “Я приехал, стригите меня в монахи!”, стоит знать, что решение о постриге принимается спустя несколько лет проживания в монастыре, где каждый из вновь прибывших обязан пройти, говоря канцелярским языком, испытательный срок.

В монастыре это время называется искусом. Такое меткое слово выбрано неслучайно.

Оно не означает, что приехавшему будут намеренно устраивать ловушки, вводить в неловкие ситуации: в самой монастырской жизни, где, по слову одного из духовников Валаамской обители, “все друг у друга на виду”, каждый неминуемо раскрывается со разных сторон, демонстрируя как добрые качества, так и недостатки. В подобной “наготе” находиться порой нестерпимо больно, поскольку за привычными мирскими оправданиями вроде: “мне семью кормить надо”, “я строю карьеру” или “все так делают и я делаю” – в монастыре не спрячешься.

Здесь на определённом этапе груз осознания собственных грехов может раздавить.

Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий как-то сказал об этом: “Твои пятнышки на боках будут очищать очень жесткими щетками металлическими, как кастрюлю грязную прокопченную.

Будет больно!” Потому те, кто привык в нестроениях обвинять других, а не себя, однажды уедут. Равно как и другие, кто утопает во мраке самокопания, позабыв о благодати Божией, которая способна отмыть любой грех.

Другим поводом к раз-очарованию в монастырской жизни уже в первые месяцы является… очарование. То восторженное, часто выдуманное мнение о монахах и их жизни в обители.

Как замечает владыка Панкратий в одной из бесед: “Не только монастырь испытывает человека, но и человек сам смотрит на ту обстановку и монашескую семью, в которую попал”.

И когда оказывается, что рядом подвизаются не ангелы, не те, кого хочется водрузить на пьедестал в качестве образца беспорочной жизни, но такие же грешники, былой энтузиазм исчезает.

Наконец, разочарование уже в начале ждет рьяных неофитов, которые, едва придя в Церковь, гордо подняли над головой лозунг борьбы за “чистоту” Православия и отправились “покорять” выбранный ими монастырь. Тех, кто изучил несколько книг от поучений Святых Отцов до “несвятой” беллетристики, твёрдо знают, как окружающим нужно жить, но ещё не приучились к себе прикладывать ту же мерку.

Разницу между “теоретической” верой и той, что исповедуется самой жизнью, в том числе жизнью в монастыре, описывает святитель Тихон Воронежский (Задонский):

“Отрекшиеся от мира хотя и азбуки не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые всё Писание знают, но ищут в мире сем прославиться.

Святое Писание дано нам от Бога ради нашего спасения и прославления имени Божия: ради того должны его читать, и поучатися и внимать. А когда ради православия нашего читаем и тщимся его знать, то оно не токмо не в пользу, но во вред будет нам.

Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.”

Другой также неполновесной причиной для ухода в монастырь являются внешние обстоятельства: сократили на работе, жена ушла, подросшие дети из дома выгнали, запутался в кредитах – когда человек сбегает в обитель не из-за любви к Богу, но вследствие разочарования.

В Приёмной службы благочиния, первом месте, куда попадают приезжающие в Валаамский монастырь и надеющиеся задержаться здесь, их встречают грозные слова святителя Игнатия Брянчанинова: “От печали не должно идти в монастырь, в который можно вступить только по призванию. Все, сколько их знаю, поступившие в монастырь по каким-либо обстоятельствам внешним, а не по призванию, бывают очень непрочны и непременно оставляют монастырь с большими неприятностями для монастыря и для себя”.

Игумен Валаамского монастыря владыка Панкратий говорит мягче: “многие люди рассматривают уход в религию или, совсем радикально, в монастырь, как попытку уйти от проблем реальной жизни. Это не веяние последнего времени – всегда так было.

Ещё преподобный Иоанн Лествичник говорил, что по призванию в монастырь приходят единицы, но более тех, кто приходит по обстоятельствам.

Попав в монастырскую среду по обстоятельствам, человек может как проникнуться такой жизнью, принять её, так и разочароваться, отторгнуть, не поняв её глубины.”

Если вспомнить, что монастыри издавна называли “врачебницами душ”, то ничего предосудительного нет в том, чтобы приехать сюда в качестве волонтёра или трудника на время. Залечить душевные раны, окрепнуть в вере, заново обрести смысл существования.

Предостережение от поступления в монашескую братию “по обстоятельствам” обращено к тем, кто в пылу обиды на мир, в некотором помрачении спешно заявляет: “Всё! Ухожу в монастырь!” Только проведя в обители несколько месяцев, а ещё вернее – несколько лет, когда боль, причинённая “обстоятельствами” исчезнет, когда изнутри станет видна монастырская жизнь, и, возможно, придёт понимание, что сами “обстоятельства” и есть проявление воли Божией, можно говорить об избрании монашеского пути.

Глава 2. От трудника до послушника

Важно знать об ограничениях, которые недавно в очередной раз были озвучены в утвержденном “Положении о монастырях и монашествующих”: препятствием к поступлению в монашество являются серьезные обязательства перед миром, среди которых состояние в браке, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки, нахождение под судом или следствием, наличие долговых обязательств или обязательств по выплате алиментов.

Особо оговаривается категория людей со “сложным” характером – тех, кто, находясь в монастыре, отказывается жить по законам Христовой любви: терпеть, смиряться, прощать и просить прощения: “Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению. Подобные люди склонны нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию”.

Итак, исключив “отягощающие” обстоятельства и запасшись терпением, закончив все мирские дела и расставшись с привязанностями, можно отправляться в монастырь.

На первом этапе вы становитесь “трудником” – так именуются те, кто приехал в монастырь потрудиться во Славу Божию, т. е. безвозмездно, в перспективе желающие вступить в монастырское братство.

Жизнь трудника, по сравнению с паломниками и волонтёрами, максимально приближена к монашеской.

Трудникам предоставляется питание и проживание за счёт монастыря, а от них требуется совестливое исполнение назначенного послушания, участие в духовной жизни общины, богослужениях, молитвах, Святом Причастии.

Этот этап, согласно “Положению о монастырях и монашествующих” должен длиться не менее года: “В это время игумен внимательно наблюдает за душевным расположением новопоступившего, сам трудник за это время присматривается к порядкам обители, испытывает свою решимость встать на монашеский путь.

Если трудник в течение испытательного срока показывает твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников.

Причисление трудника к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора, который оценивает образ жизни кандидата в период проживания в монастыре в качестве трудника”.

Так начинается еще более ответственный послушнический искус. В это время особенно важно бороться со страстями и мирскими привычками, постараться, совлечь “ветхого” человека.

Символом такой метаморфозы служит отказ от мирской одежды и облачение в подрясник: “По прошествии определенного срока пребывания в монастыре, длительность которого определяется игуменом, послушникам, проявляющим усердие к монастырской жизни, с целью укрепления их намерений к вступлению в монашеское звание игуменом благословляется ношение некоторых монашеских одежд: подрясника, пояса и скуфьи” (из “Положения о монастырях и монашествующих”).

Глава 3. От послушника до инока

Служа Игумену и братии монастыря, послушник должен окончательно удостовериться (и убедить в этом окружающих), что желает монашества. Ведь за этим этапом следует иноческий или монашеский постриги.

Послушнический искус в практике русских монастырей длится не менее трех лет, а монашеский – не менее пяти.

На “старом” дореволюционном Валааме правила были строже: только в статусе трудника кандидаты находились до пяти лет… Существуют также общие рекомендации, укорененные в жизни монастырей, по которым монашеский постриг не осуществляется раньше тридцатилетнего возраста. Но не бывает правил без исключений.

Реалии Валаамского монастыря показывают, что нет похожих историй. Срок искуса может растянуться на десятилетия или значительно сократится. Так брат Александр Лютов, живущий на Валааме не один десяток лет, готовится принять иноческий постриг спустя 23 года послушничества.

А юному послушнику М., который пытается учиться иконописи, не исполнилось ещё и 22 лет, но он прошел собеседование на постриг в иночество. Достоин… Еще один кандидат, брат И. живёт в монастыре 10 лет, став за это время иконописцем. Послушник В.

провёл 10 лет в Оптиной пустыни, а затем 5 лет на Валааме и здесь готовится к иноческому постригу. Брат Г. с юных лет в церкви, служа иподиаконом, изучил богослужение, а, оказавшись в монастыре, сразу поступил в семинарию. Его “стаж” в обители около 4-х лет.

Всего в этот день собеседование прошли одиннадцать членов братии Валаамского монастыря.

Постриг в иночество – подготовка к главному постригу, монашескому.

В уставных предписаниях, содержащихся непосредственно перед чином обличения в монашество, указано, что до самого пострига готовящийся к нему инок должен засвидетельствовать свою решимость пребывать в выбранном монастыре. Оставаться несмотря ни на какие искушения.

Потому, слова архиепископа Феогноста, напомнившего в пастырском слове историю Антония Великого, память которого совершается в этот день, оказались важным напутствием для каждого из будущих иноков:

“Однажды святой Антоний увидел землю, как бы опутанную сетями дьявольскими. И все было так хитро сплетено, что он ужаснулся и взмолился: “Господи, кто может пройти сквозь это?”. И ему был ответ: “Смиренномудрый”. Человек одновременно смиренный и мудрый может преодолеть те сети, которые раскинуты по всей земле, и в которые мало кто не попадает”.

Монашество – звание пожизненное: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37)

По предсказанию старцев, в последние времена будут жить “в монастырях как в миру, а в миру — как в аду”. И уже две тысячи лет каждое поколение христиан считает, что последние времена настали. «Ты спрашиваешь, как дела в Церкви? Отвечаю: как с моим телом – всё болит, и никакой надежды на исцеление», — писал в IV веке святитель Василий Великий.

Вспомним, как сокрушался о монашестве XIX века святитель Игнатий Брянчанинов (+1867 год): «О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством». Хотя в то время и в Оптиной, и на Валааме, и в других монастырях процветало старчество.

Что же сказал бы святитель о нашем времени?

Трудами братии Валаамского монастыря

Благодарим фотографа, волонтера сайта Дмитрия Ерохина

Как мужчине уйти в монастырь: стоит ли отрекаться от мирской жизни?

Как я послушником в монастыре жил. Как я ушла в монастырь

Чаще всего желание навсегда покинуть мир рутины и обычных человеческих страстей, став монахом, возникает на почве тяжелой душевной травмы и разочарования в своей жизни.

Действительно, порой несбывшиеся планы, неоправдавшиеся надежды, предательство со стороны близких или осознание собственных недостатков толкает нас на отчаянные поступки. А желание постричься в монахи хоть и само по себе прекрасно, но все же часто это отчаянный шаг.

Сегодня мы расскажем о том, как мужчине уйти в монастырь, как подготовиться к новой жизни, а главное – как понять, что это действительно то, что вам нужно.

Основные правила

Самое важное, что стоит знать перед тем, как просить священнослужителей принять вас в монастырь, это то, что просто так человека “с улицы”, который внезапно принял решение стать отречься от мирской жизни, не постригут в монахи сразу.

Вам предложат пройти довольно длительный испытательный срок, который может продлиться несколько лет. Это нужно не только для того, чтобы священнослужители убедились в чистоте ваших намерений, испытательный срок нужен, прежде всего, вам самим.

Когда верующий человек посещает богослужения, проводит немного времени в монастыре, ему может казаться, что жизнь монахов – это покой, умиротворение души, уверенность в завтрашнем дне и праведность.

Он ощущает душевный подъем, испытывает радость, поэтому желание остаться в монастыре навсегда выглядит вполне естественным. Однако на самом деле все не так просто. Но давайте обо всем по порядку.

Для начала рассмотрим, через какие этапы подготовки человеку нужно пройти, чтобы начать новую жизнь в качестве православного монаха:

  • Регулярное посещение служб. Для начала вам нужно регулярно присутствовать на службах, исповедоваться. Если вы вдруг поймете, что встать рано утром, чтобы пойти на утреннюю службу вам тяжело, отвлекают какие-то дела или просто пропадает желание, то стоит еще раз хорошо подумать о том, что, возможно, монашеская жизнь вовсе не для вас. Также нужно обсудить со священнослужителем ваше желание, чтобы он дал вам более точные рекомендации о том, как пройти первый этап приобщения к церковной жизни.
  • Пребывание в монастыре в качестве трудника. Монахи не только молятся, но и занимаются тяжелым физическим трудом. Вы можете договориться с руководством того или иного монастыря и стать трудником на какое-то время (количество дней, недель или даже месяцев можно обсудить в индивидуальном порядке). Благодаря этому вы сможете понять, подходит ли вам такой тяжелый труд, ведь в дальнейшем, если вы не откажетесь от идеи стать монахом, он будет составлять существенную часть вашей жизни. Некоторые, желая на время отрешиться от мирских забот посредством труда на благо верующих, приезжают в монастырь на пару-тройку недель каждый год, а лишь по прошествии нескольких лет принимают окончательное решение стать монахом.
  • Возведение в послушники. После того, как вы провели какое-то время в монастыре в качестве трудника и желание стать монахом вас не покинуло, вы можете написать специальное прошение. Получив разрешение, вы сможете стать послушником при монастыре. При этом вы продолжите носить свое мирское имя, но вам будет разрешено ношение некоторых атрибутов православной веры.
  • Пострижение в монахи. Если вы успешно прошли испытательный срок и уверены в том, что хотите посвятить себя служению Богу, то с разрешения игумена вас постригут в монахи, дадут духовное имя, а ваша дальнейшая жизнь будет проходить в стенах монастыря за молитвами и трудом.

Также стоит учитывать, что в монастырь гораздо охотнее принимают людей старше 30 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте человек уже имеет некий жизненный опыт, поэтому его решения более осознанны.

К тому же перед тем, как вас постригут в монахи, нужно прожить в монастыре минимум пять лет. За столь продолжительный срок вы сможете точно убедиться в том, действительно ли вы готовы прожить остаток своих дней, подчиняясь строгому распорядку и отрешаясь от всего мирского.

Если же в монастырь хочет уйти еще совсем юный парень, то обязательно потребуется разрешение родителей.

Причины, по которым уход в монастырь не приветствуется

Церковь всегда готова принять в свое лоно людей, которые искренне желают посвятить свою жизнь служению Богу. Однако есть некоторые ограничения, касающиеся тех, чьи намерения не столь чисты, тех, кто имеет важные незавершенные дела в мирской жизни, и людей, которые приняли решение из-за нестабильного эмоционального состояния. Рассмотрим несколько примеров:

  • Люди, зависящие от вас. Если у вас есть дети, которые нуждаются в опеке, пожилые родители, которым необходим уход, то с пострижением в монахи придется подождать. В данном случае ваше решение уйти в монастырь, какими бы благими ни были ваши намерения, принесет вред другим людям. Если вы женаты, то для начала придется получить развод. Вы, конечно, можете скрыть свое семейное положение, но тогда возникает вопрос, действительно ли ваши намерения чисты.
  • Неоплаченные долги, уголовное преследование. Скрыться от проблем за стенами монастыря тоже не получится. Сначала нужно решить все свои вопросы и только тогда, когда вы будете уверены в том, что завершили все дела, можно начинать задумываться об уходе в монастырь.
  • Пережитый стресс. Иногда люди решают постричься в монахи после развода, смерти близких, серьезной неудачи в работе. В таком случае это решение импульсивное, оно не может быть взвешенным и осознанным, поэтому от него лучше отказаться.

Самое главное – это искреннее желание посвятить себя Богу.

Перед тем, как мужчине уйти в монастырь, он должен убедиться в том, что его больше ничто не держит в миру, никто от него не зависит, он готов смиренно выполнять все требования монастырского руководства и принять свою новую жизнь. Важно понимать, что монашество – это не только покой, умиротворение и молитвы, это еще и постоянная борьба с собственной гордыней.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.