+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Модели соотношения государства и права. Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права

Содержание

Взаимосвязь и соотношение права и государства

Модели соотношения государства и права. Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права

Соотношение и взаимосвязь государства и права необходимо анализировать, учитывая 3 момента:

  1. общие аспекты права и государства;
  2. разница между правом и государством;
  3. взаимодействие между ними.

Замечание 1

Право и государство являются близкими, тесно связанными между собой, «родственными» явлениями. По историческим меркам в теории они возникли в одно время, практически в силу одинаковых социальных причин. Оба понятия формируются в качестве общественного продукта, когда общество достигает соответствующего уровня развития.

Взаимосвязь права и государства обусловлена тем признаком, что они всегда существуют вместе, вместе происходит их возникновение, развитие и функционирование.

Государство и право объединяет то, что оба они представляют собой политические явления: проявляются в качестве результата политического расслоения общества и представляют собой основные инструменты управления политически дифференцированным обществом. В этом случае важно учитывать и согласовать противоречивые интересы всех социальных групп.

Оба понятия также тесным образом связаны с таким понятием, как власть.

Аспекты связи права и государства

Соотношение права и государства необходимо рассмотреть на основе общих черт, которые объединяют эти категории. В их число можно включить:

  • одновременное возникновение;
  • появление в силу одних и тех же социальных причин;
  • совместное функционирование;
  • политическая природа;
  • главные, основные инструменты управления обществом, его политическим состоянием;
  • тесная связь с властью.

При наличии общности права и государства, их необходимо рассматривать как разные явления.

Определение 1

Государство представляет собой особую организацию общества: систему, которая включает разного рода организации (властные органы и прочие государственные учреждения). Право является социальным регулятором: системой, которая состоит из особых норм, правил поведения.

Зависимость между государством и правом

Право и государство друг с другом взаимодействуют, помогая решать общие задачи, взаимно зависят. Здесь можно рассмотреть 2 линии зависимости. Первая из них заключается в том, что государство зависит от права. Оно нуждается в праве и не способно обойтись без него в решении своих задач.

Кроме этого, право конституирует страну, делая законным ее существование в качестве властной организации всего общества. На основании юридических норм происходит определение статуса и компетенции государственных органов, форм их деятельности. Здесь же происходит закрепление форм государственного правления и устройства.

Без наличия права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражая свою волю и добиваясь согласия в обществе.

Замечание 2

По этой причине полный отказ от права в своей деятельности не могут позволить себе даже деспотические, тоталитарные и полицейские страны.

Вторая линия зависимости заключается в зависимости права от государства, которое также во многом зависит от него. Рассмотрим 3 типа деятельности государства, от которых зависит право:
  1. правотворческая деятельность. Государство не «творит», не порождает право: определенные нормы, правила в соответствии со своим содержанием формируются в недрах социального организма, выступая в качестве правовых притязаний общества. Тем не менее, правила, которые складываются в обществе, становятся юридическими нормами лишь после того, как происходит их официальное оформление (издание) государством и устанавливаются санкции за их нарушение;
  2. правоисполнительная деятельность. Реализация существенной доли норм права невозможна без властного содействия органов государства, которые в этих случаях занимаются изданием специальных юридических актов (актов правоприменения). В этих актах индивидуально, то есть применительно к определенному случаю, происходит решение вопроса о реализации правовой нормы;
  3. правоохранительная деятельность, то есть охрана юридических норм от нарушений, для чего государство устанавливает специальный аппарат охраны законности и правопорядка, определяя процедуры его работы.

Замечание 3

Рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и обстоятельство, заключающееся в не всегда мирном протекании их взаимодействия. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание законов, которые противоречат праву (неправовые законы).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Соотношение государства и права

Модели соотношения государства и права. Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству.

Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Однако для современной России данный подход уже не подходит.

либеральная (право выше государства);

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им; наблюдается в РФ).

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства.

Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Исходя из прагматической модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

    1. единство;
    2. различие;
    3. взаимодействие.

Единство государства и права

Единство выражается в их:

    • одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;
    • сходной типологии;
    • одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;
    • общей исторической судьбе;
    • в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. 

Различие государства и права

Различия вытекают уже из определений этих понятий.

Государство – это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право – это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю.

Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном воздействии и влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь.

Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях.

Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением.

Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

    • во внутренней организации государства;
    • в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности.

Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону.

Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей.

И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте.

Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу.

Главное в правогосударственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы.

Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права

Модели соотношения государства и права. Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права

Что такое право? Право – это система обязательных к исполнению нормативных актов, правил, а также предписаний, которые формально закреплены государством.

Государство является как исполнителем, так и органом, который их устанавливает. Основные функции права заключаются в регулировке самых значимых общественных интересов, с помощью предоставления субъективного права личности.

Оно же возлагает на личность обязанности и является голосом общества.

Право тесно взаимодействует с политической, экономической системами и государством. Исходя из принятых политических решений, общество решает, как ему реагировать в различных жизненных ситуациях. Поэтому смысл связи права и политики (равно государства) определяется в настоящем выражении интересов всего населения страны и в объективности функционирования политико-правовой системы.

Общая характеристика взаимосвязи и соотношения государства и права

В современном мире принято выделять три модели или подхода связи между государством и правом. Хорошо объясняет тему “Соотношение и взаимосвязь государства и права” Кулапов в учебнике “Теория государства и права”.

  • Прагматический подход – поддержка права в лице государства, усиление мощи права, впоследствии неразрывная связь государства с правом.
  • Тоталитарный подход – тут все просто, нет никакой связи между государством и правом, более того, государство ставится выше по важности над правом.
  • Либеральный подход – все наоборот в сравнении с тоталитарным. Здесь право становится важнее государства.

Тоталитарная модель

Последователи этого подхода считают право продуктом государства, то есть оно появилось в результате деятельности государственной системы. Российская литература упоминает о том, что право подчинено государству.

Почему именно так, а не иначе? В политической практике считается, что в праве содержится некая придаточная часть от государства. Ведь теоретически все нормативные акты в совокупности издаются государством. Но реалии современной жизни в Российской Федерации уже отвергают подобный подход к соотношению и модели взаимосвязи государства и права.

Либеральная модель

Нерушимость естественного закона и неотчуждаемость индивидуальных публичных прав человека есть основа модели либерального подхода в соотношении государства и права. В данном случае само значение государства было выведено из публичного соглашения.

Исходя из позиции либеральной модели право берет пальму первенства и является приоритетным в позиции соотношения и взаимосвязи государства и права. Впрочем, такой подход обладает определенными преимуществами: он выступает как философская платформа, на которой утверждается практика идеи верховенства права.

Правда, это скорее желанная идея, чем действительная.

Прагматическая модель

В понятии ТГП соотношение и взаимосвязь государства и права, рассматриваемые со стороны прагматического подхода, имеют государственнические и толерантные точки соприкосновения, одновременно с этим данный подход избегает крайности в оценке общей связи межу государством и правом.

Прагматическая модель отвергает однозначный причинно-следственный характер, то есть факт того, что от чего зависит. В итоге мы получаем подход полной демократии. Государство = право, их соотношение и взаимосвязь – некое соединение, в котором они не смогут существовать по одиночке.

Именно данная модель выявляет гипогенные узы между государством и правом, с помощью нее страна избегает одностороннего суждения, предоставляя возможность понять настоящую роль государства в правовых гарантиях. Современная юридическая наука отдает предпочтение именно прагматическому подходу, ведь подобный анализ зависимости значителен для общественной практики в России.

Основные аспекты прагматической модели

Исходя из описания основных моделей соотношения и взаимосвязи государства и права Россия пользуется прагматической. Данный подход имеет свои три главных аспекта:

  • Различие.
  • Единство.
  • Взаимодействие.

Аспект различия

Все отличительные черты соотношения и взаимосвязи государства и права в вопросах их происхождения. Отличия видны уже из трактовки данных понятий.

Если под словом “государство” подразумевают политическую и территориальную организацию одновременно, созданную для ведения публичных дел и являющуюся формой экзистенции общества, то право характеризуют как комплекс правил поведения, которые определяют границы личной свободы, а также человеческое равенство в возможности осуществлять защиту своих интересов. Свобода и равенство официально закреплены государственными органами и за их исполнением идет принудительный контроль властями.

То есть в этом случае государство является силой, а право – волей. Если говорить об этом кратко – соотношение и взаимосвязь государства и права имеют большие различия в форме, в структурном и элементном составах, а также содержании. Они являются частью разных сфер жизни общества.

Отражение реальности, появление каких-либо потребностей происходит по-разному, поэтому и общественное сознание воспринимает и оценивает данные объекты неодинаково. Это значит, что при некоторых обстоятельствах, государство и право могут вести свои действия в совершенно диаметральной прогрессии.

Соотношение и взаимосвязь государства и права выражаются в разностороннем воздействии друг на друга.

Аспект единства

Основные модели значительно разнятся между собой, но факт единства используется в более популярном прагматическом понятии.

Сходная типология, одинаковая в определенной степени обусловленность экономической и культурной средой, общая историческая судьба, использование “кнопок”, регулирующих социум, аккумуляция и баланс как общих, так и субъективных интересов, гарантия права – все это означает единство в соотношении и взаимосвязи государства и права.

Несмотря на все перечисленное, и право, и государство обладает своими целями, задачами и методами. Это не значит, что свойства, присущие государству, также имеются и у права, наоборот, они достаточно автономны и самобытны.

Аспект взаимодействия

Главным смыслом данного аспекта является то, что государство само создает право, оно способно его изменять, совершенствовать, охранять и претворять в жизнь. Отсюда следует, что влияние государства на право непрерывное с момента создания до его внедрения в общество.

Государство распространяет его в социуме и заставляет все субъекты, участвующие в общественных отношениях, поступать соответственно правовым нормам. Государство следит за исполнением недопущения противоправных действий для достижения каких-либо общественных результатов.

Регулятивный потенциал права, то есть возможность государства обеспечить функциональность права, является пределом влияния государства на право.

Если переоценить возможности государственного управления, то можно дойти до идеализации правового средства, что в итоге снизить важность права в социальном обществе.

Государство не пользуется правом в своих личных целях, так как это будет являться противоречием его истинному назначению, оно просто не в силах таким заниматься.

Как влияет право на государство

История показала, что право необходимо для государства, для его жизнеспособности и в качестве управляющей организации. Влияние права на государство проявилось в деятельности последнего и в его внутренней организации.

Право закрепляет внутреннюю организацию государства, его структуру, аппарат управления, статус и компетенцию разных государственных органов, принципы деления власти и работу служебных лиц.

Создание гарантий в юридическом плане, которые противостоят захвату правления одной из веток власти – важнейшее значение роли права. Вся государственная машина, таким образом, кладется на правовой фундамент внутреннего функционирования страны. Это и есть эффективная работа звеньев всего государственного органа.

Осуществление задач и функций государства с помощью права, дает много положительных эффектов: закрепление конституционного строя на законодательном уровне, проведение внутренней и внешней политики, отсутствие возможности у государства навязывать свою волю как общеобязательную. То есть правовой язык – это инструмент для общения государства с народом. Поэтому государство, позиционирующее себя демократическим, не может регулировать свою деятельность вне правовых канонов.

Более того, государство не может отказаться от такого влияния, оно вообще не имеет возможности игнорировать правовую форму, в противном случае управление обществом превратится в манипулирование и нанесет колоссальный ущерб социуму страны. Именно право делает государство зрелым и полноценным.

В современных реалиях взаимосвязь государства и права усилилась, и чем глубиннее право показывает действительные потребности развития общества, тем больше их связь скрепляется, и государство связывается оковами правовых норм. Предназначение государства – это действие в интересах общества и отдельной личности, пока право связано с государственной деятельностью, оно действует по-настоящему свободно.

Влияние права на государство в отношении субъекта

Право предписывает государству взаимодействовать с субъектом и обществом.

Если будут соблюдаться условия равновесия, так называемой сольватации всех перечисленных участников, государство будет отвечать своему истинному назначению.

Обеспечение справедливости в правовой среде, это и есть цель государства, то есть миссия государства – принятие права внутрь себя, именно оно регулирует работу власти в угоду общества.

Чтобы стать правовым государством, страна должна признать верховенство права над государственным аппаратом, то есть подчинить все свои органы непосредственно закону и законодательной власти.

Главный аспект правового государства – не господствующее влияние права над государством, но именно взаимосвязь первого и второго для обеспечения свободной жизни человека.

В прямом смысле, государство занимается служением субъекту, оно расширяет его свободы и способствует гармоничному существованию.

Ценности права поставлены именно на сдерживание возможных государственных тоталитарных действий в отношении общества. Отсутствие права в стране грозит тем, что государство может беспрепятственно выступать против личности, даже не имея на то весомых оснований, подавлять свободное волеизъявление и в конечном итоге угнетает человека в социальном аспекте.

Право и государство в их соотношении 2 (стр. 1 из 5)

Модели соотношения государства и права. Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права

Введение…………………………………………………………………………………..3

1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства. Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи…………………5

1.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства…….5

1.2 Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи………10

2 Воздействие государства на право и права на государство. Юридическая (правовая) политика государства. Принцип связанности государства правом (верховенство права)………………………………………………….…………………12

2.1 Роль государства в обеспечении права …………………………………………….12

2.2 Принцип связанности государства правом (верховенство права)…………….….17

Заключение……………………………………………………………………………….22

Глоссарий…………………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………………..26

Приложение

Введение

Вступление России в новую полосу исторического развития требует осмысления прежнего социального опыта, а также решения насущных проблем государственно-правового строительства, предполагающего построение научных концепций правопонимания в рамках правовой культуры иного типа.

Современное состояние историко-правовых исследований в нашей стране характеризуется постепенным отходом от прежних советско-марксистских стандартов и поиском более универсальных концептуальных программ развития общества.

Что касается историко-правовых исследований государства и права, то обзор основной литературы в этой области показывает, что комплексных исследований проблем соотношения и взаимодействия права и государства практически нет.

Поскольку правовая карта мира включает в себя элементы всех исторических стадий развития права, то по-прежнему актуальным остается, с одной стороны, исторический взгляд на ход государственно-правовых процессов, а с другой – использование сравнительно-правовых подходов к их изучению. Помимо этого исследование проблем права и государства имеет сегодня важную практически- политическую значимость в контексте раскрытия понятия и форм современных демократий, степени свободы индивидов и т. д.

Сегодня в связи с необходимостью создания рационально-правовой основы функционирования российского государства особую актуальность приобретают вопросы наполнения его конституционных характеристик реальным содержанием, места и значения позитивного компонента в правовой системе, создания частноправовых начал воздействия общества на государство.

На наш взгляд, разрешение этих вопросов во многом зависит от факторов правопонимания, правосознания в современном российском обществе, формирования современных концепций юридической науки, в их числе, концепций социально-правовой эволюции государства, правогенеза, правового государства и др.

В этой связи одной из центральных задач современной науки о праве и государстве является создание такой парадигмы знаний, в соответствии с которой устоявшееся представление о праве как инструменте государства уступит место пониманию права, отличного от государства в контексте их исторического развития, а также Мнению о том, что право всегда выходит за пределы политики и институционализируется в обществе естественно-рациональным путем.

В настоящее время можно констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права, закона и государства; Во многом; это обусловливается отсутствием на сегодняшний день достаточных теоретических оснований правового регулирования государственной деятельности, цельного и прочного пласта права в российской государственной системе, а также крайне низким уровнем законности в сфере функционирования государства и общества, и, как следствие, крайне низкой эффективностью действия права, отражающей нарушения законности, коррупцию, правовой нигилизм и т. д.

Сегодня становится очевидным, что государственная власть с точки зрения права объективно нуждается в ограничениях.

Без действия такого механизма любая власть рискует переродиться в самостоятельное, неуправляемое явление, лишенное положительных свойств, не способное служить интересам общества и личности.

Следовательно, целью современной российской науки и правовой практики является, на наш взгляд, теоретический поиск такого компромисса между государством, правом, обществом и личностью, который обеспечил бы существование и развитие России как правового государства.

Цели и задачи исследования. Целью является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия.

1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства. Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи

1.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

Фундаментальная проблема соотношения права и государст­ва в юридической науке относится к числу наиболее дискусси­онных и в то же время по существу не разработана.

А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли, государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение.

Среде философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Обобщенно можно выделить следующие направления в понимании данного вопроса (рис. 1).

Наиболее распространенным взглядом на эту проблему является особый этатистский подход, исходящий из приоритета государства над правом.

Абсолютизация роли государства в общественной жизни краеугольный камень теории этатизма. Основой этатизма явилась практика государств, сформировавшихся на основе психологии патернализма.[1] Согласно взглядам сторонников философии этатизма (идеи этатизма, первоначально обоснованные X.

Вольфом, получили затем развитие в работах Фихте), государство для блага индивидов вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную.

Государство является организатором всей экономи­ки – от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда, оно должно бороться с праздностью и расточительством, следить за тем, чтобы молодые люди рано вступали в брак и имели много детей; государство строит церкви, управляет системой образования и др. Словом, государство активно (если не сказать тотально) вторгается во все сферы жизнедеятель­ности общества.

С этатистской точки зрения все области приватного, непосред­ственно не входящие в сферу публичной власти, суть явления низ­шего (по сравнению с государством) порядка.

Ни одна из них не выполняет миссии носителя политического единства, но каждая порознь и все вместе так или иначе его подрывают. Поэтому го­сударство вынуждено конфронтировать с ними, укрощать их, удерживая в рамках политической целостности.

Для того чтобы справиться с подобной задачей, оно обязано думать о самосохра­нении собственной мощи. Это главным образом и составляет ин­терес государства.

Согласно рассматриваемой теории, государство предшествует праву, порождает его. Право, с этой точки зрения, есть совокуп­ность норм (велений, установлений, приказов государства), по­средством которых государственная власть осуществляет руковод­ство обществом. Основанием права выступает государственная власть, которая в свою очередь основывается на силе.

Очевидно, что современное общество не может обойтись без государства. Существует объективная потребность в защите госу­дарством социальных прав граждан, в его покровительстве куль­туре, образованию.

В то же время есть объективные пределы та­кого вмешательства.

Это обстоятельство как раз не учитывается теорией и практикой этатизма, в соответствии с которым право рассматривается как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.

Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право нахо­дится в подчиненном от государства положении. Оно есть инстру­мент, средство (принуждения) для достижения государственных целей. Основанием данного подхода служила политическая прак­тика, склонная видеть в праве некий придаток государства.

Подобный взгляд на проблему выводит государство, его ин­ституты за пределы зоны влияния прaва: если государство – ис­точник права, то государство не может быть им связано. Такой подход исключает проблему правомерности государственной влас­ти.

Не случайно поэтому, что этатизм, получивший широкое рас­пространение в Германии и России, в немалой степени благопри­ятствовал формированию в этих странах тоталитарных систем.

Вместе с тем этатизм не тождествен тоталитаризму, – последний есть крайнее проявление этатизма.

Иной, противоположный взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений.

Сто­ронники так называемой школы естественного права исходили из ограничения государства правом, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основан­ных на нем субъективных публичных прав индивида.

Право представлялось единым неизменным правопорядком, одинаковым для всего человечества на всем протяжении истории. Нормы положительного права, согласно естественно-правовым воззрениям, не есть результат деятельности государства, – они суть порождение идеального правопорядка.

Государство – продукт права, оно учреждается юридическими способами, предусмотренными предшествующим государству правопорядком. Сходные взгляды высказывали представители либеральной юриспруденции – русские, юристы П.Е. Михайлов, Е.Н. Трубецкой и др.

С точки зрения со­временного отношения к проблеме такой подход имеет несомненные преимущества. Он является философской платформой для ут­верждения в политической практике идеи правового государства. Государство возникает из потребности обеспечить функционирование права как принципиально новой системы нормативного регулирования. Данное обстоятель­ство не учитывали и сторонники нормативной школы права, отрывая право от политики, экономики и государства.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.