+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Морфологический разбор слова которая местоимение. Морфологический разбор местоимения

Содержание

Морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор слова которая местоимение. Морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор означает, что слово нужно охарактеризовать как часть речи. Проводи морфологический разбор местоимения, если после слова ты видишь надстрочную цифру “3” – мне3. В начальной школе знакомятся только с личными местоимениями, поэтому в разделе будут приведены примеры морфологического разбора для личных местоимений.

Схема морфологического разбора местоимения:

  1. Часть речи. На что указывает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж).
  3. Лицо.
  4. Падеж.
  5. Род (если есть).
  6. Число.
  7. Каким членом предложения является (главным или второстепенным, каким именно).

Примеры устного рассуждения:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней3.

(истории о) ней

  1. Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – слово (о) ней вместе со словом истории: истории (о чём?) о ней. (О) ней – местоимение, т.к. отвечает на вопрос о чём? и указывает на предмет, но не называет его.
  2. Начальная форма – она – именительный падеж.
  3. 3-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Истории (о чём?) о ней – предложный падеж.
  5. Женский род, определяю по начальной форме.
  6. Единственное число, т.к. форма предложного падежа – о ней.
  7. В предложении является дополнением: истории (о чём?) о ней.

Дано предложение: Я буду ждать тебя3 возле школы.

(ждать) тебя

  1. Выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – ждать (кого?) тебя. Тебя – местоимение, т.к. отвечает на вопрос кого? и указывает на лицо.
  2. Начальная форма – ты – именительный падеж.
  3. 2-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Ждать (кого?) тебя – родительный падеж.
  5. Рода нет, т.к. это местоимение 2-го лица.
  6. Единственное число, определяю по форме родительного падежа – тебя.
  7. В предложении является дополнением: ждать тебя.

Дано предложение: Мы3 вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Мы

  1. (кто?) мы – это местоимение, т.к. отвечает на вопрос кто? и указывает на ли́ца.
  2. Начальная форма – мы – именительный падеж.
  3. 1-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Кто? мы – именительный падеж.
  5. Род не определяю, т.к. это местоимение 1-го лица.
  6. Множественное число.
  7. В предложении является подлежащим: Мы вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Образец письменного разбора:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней3.

(истории о) ней

  1. Истории (о чём?) о ней. Мест., о чём?, указ. на предмет.
  2. Н. ф. – она
  3. 3-е л.
  4. П. п.
  5. Ж. р.
  6. Ед. ч.
  7. Дополнение: истории (о чём?) о ней.

Дано предложение: Я буду ждать тебя3 возле школы.

(ждать) тебя

  1. Ждать (кого?) тебя. Мест., кого?, указ. на лицо.
  2. Н. ф. – ты
  3. 2-е лицо.
  4. Р. п.
  5. Ед. ч.
  6. Дополнение: ждать тебя.

Дано предложение: Мы3 вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Мы

  1. кто? мы, Мест., кто? указывает на лица.
  2. Н. ф. – мы.
  3. 1-е лицо.
  4. И. п.
  5. Мн. ч.
  6. Подлежащее: Мы вместе играем

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Личные местоимения

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

https://www.youtube.com/watch?v=tb4VIjW0cwQ

Упражнение 235, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 300, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 301, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

https://www.youtube.com/watch?v=tb4VIjW0cwQ

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 324, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 325, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 178, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 74, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

7 класс

https://www.youtube.com/watch?v=tb4VIjW0cwQ

Упражнение 224, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 243, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 336, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Морфологический разбор местоимений

Морфологический разбор слова которая местоимение. Морфологический разбор местоимения

Морфологический раз­бор место­име­ний — это ука­за­ние раз­ря­да по зна­че­нию, посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков слов этой части речи.

Что такое морфологический разбор местоимения?

В рус­ском язы­ке каж­дая само­сто­я­тель­ная часть речи обла­да­ет набо­ром посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Морфологический раз­бор частей речи состо­ит в зна­нии и ука­за­нии этих при­зна­ков.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, но кон­крет­но не обо­зна­ча­ет их.

По сво­им мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам место­име­ния сопо­ста­ви­мы с дру­ги­ми частя­ми речи.

Исходя из этой осо­бен­но­сти, сло­ва этой части речи, ука­зы­ва­ю­щие на пред­мет, назы­ва­ют местоимениями-существительными (я, ты, некто, что), на при­знак — местоимениями-прилагательными (любой, какой-то, неко­то­рый), на коли­че­ство — местоимениями-числительными (столь­ко, сколь­ко, несколь­ко).

К каж­дой груп­пе при­над­ле­жат место­име­ния раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов, кото­рые обла­да­ют опре­де­лен­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми в зави­си­мо­сти от того, какую часть речи они заме­ща­ют в речи.

Порядок морфологического разбора

В раз­бо­ре место­име­ния как части речи ука­зы­ва­ют как посто­ян­ные, так и непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки, а так­же его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии.

Укажем основ­ные грам­ма­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки, кото­рые сле­ду­ет учесть, что­бы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор место­име­ния:

1. общее зна­че­ние место­име­ния: ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство;

2. на какой вопрос отве­ча­ет: кто? что? какой? чей? сколь­ко? (вопрос может быть в любой падеж­ной фор­ме);

3. Морфологические при­зна­ки:

а) посто­ян­ные при­зна­ки

раз­ряд по зна­че­нию:

  • лич­ное
  • воз­врат­ное
  • при­тя­жа­тель­ное
  • вопро­си­тель­ное
  • отно­си­тель­ное
  • отри­ца­тель­ное
  • неопре­де­лен­ное
  • опре­де­ли­тель­ное
  • ука­за­тель­ное

лицо (у лич­ных место­име­ний)

б) непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки

  • падеж
  • чис­ло (если име­ет­ся)
  • род (если име­ет­ся)

4. Синтаксическая роль место­име­ния в пред­ло­же­нии:

  • под­ле­жа­щее
  • часть ска­зу­е­мо­го
  • допол­не­ние
  • опре­де­ле­ние
  • обсто­я­тель­ство

План разбора местоимения

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

II. Морфологические при­зна­ки:

  1. началь­ная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж, един­ствен­ное чис­ло (кро­ме лич­ных место­име­ний «мы», «вы»);
  2. раз­ряд по зна­че­нию;
  3. лицо (у лич­ных место­име­ний);
  4. падеж
  5. чис­ло (если име­ет­ся);
  6. род (если име­ет­ся).

III. Синтаксическая роль.

Примеры морфологического разбора местоимений

1.Проведем мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор местоимения-существительного.

Парнишка сорвал ябло­ко и сунул себе в кар­ман.

Себе — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на пред­мет;

  • началь­ная фор­ма — ;
  • воз­врат­ное;
  • датель­ный падеж.

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся обсто­я­тель­ством.

2.Укажем поря­док мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра местоимения-прилагательного.

Учтем, что началь­ная фор­ма место­име­ний, заме­ща­ю­щих при­ла­га­тель­ные, — это име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода. У таких место­име­ний име­ют­ся непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки паде­жа, чис­ла и рода, как и у при­ла­га­тель­ных.

Это зда­ние нашей шко­лы.

Нашей — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на при­знак.

  • началь­ная фор­ма — наш;
  • при­тя­жа­тель­ное;
  • роди­тель­ный падеж;
  • един­ствен­ное чис­ло;
  • жен­ский род.

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся согла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

3.Морфологический раз­бор местоимения-числительного.

От него не было вестей несколь­ко недель.

Несколько (недель) — место­име­ние, ука­зы­ва­ет на коли­че­ство.

  • началь­ная фор­ма — несколь­ко;
  • неопре­де­лен­ное;
  • вини­тель­ный падеж.

В пред­ло­же­нии с суще­стви­тель­ным «недель» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла состав­ля­ет неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние, кото­рое явля­ет­ся обсто­я­тель­ством вре­ме­ни.

Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Морфологический разбор слова которая местоимение. Морфологический разбор местоимения

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.

разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.

Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.

Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.

Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.

Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.

Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.

Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора): Сказали правду, не побоявшись осуждения.

Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора): Гляжу на опадающую листву и грущу.

Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора): Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.

Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

https://www.youtube.com/watch?v=TcQZUQazwBk

Посмотрите также Фонетический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Установление общего значения

Оно возможно только в контексте с объектом, признаком, на который указывает. («Воздушный шарик взлетел. Он был очень лёгким.» Или «Трудно было нести чемодан. Он был тяжёлым.»)

Определение части речи, которую замещает местоимение

От этого будут зависеть наличие непостоянных признаков. Местоимение может замещать:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Наречие

Постановка местоимения в начальную форму

Для большинства – это именительный падеж, единственное число.

Тебе – ты.

Вам – вы.

Твоим – твой.

Существует ряд местоимений, которые не имеют формы в именительном падеже. Для них начальная форма – это форма в родительном падеже.

Разряд по значению

В русском языке выделяют 9 разрядов:

Личные;

Я — мы.

Ты -вы.

Он/она/оно — они.

Пример: Матвей сегодня будет отсутствовать. Он уехал на экскурсию с классом. (Возвратное).

К данному разряду относится местоимение себя.

Оно показывает  отношение говорящего к себе.

Важно помнить, что «себя» не имеет формы именительного падежа. А также оно не поддается изменению по числам и не имеет родовой принадлежности.

Начните повествование с себя.

Притяжательные;

В предложении выступают вместо прилагательного и указывают:

  • на принадлежность тому, кто ведёт речь: я — мой (Мой ребенок самый умный.)
  • на принадлежность тому, к кому обращена речь: ты — твой (Твой карандаш мне очень нужен.)
  • на принадлежность тому предмету, о котором говорят. Но при этом сам предмет не участвует в речи: он/она/оно — его/ее (Его речь всех поразила.)

Указательные;

Указывают на объект, признак, количество

Тот, таков, таково, таковы, этот, экий, такой, оный, сей.

Эти вещи нужно перенести в другую сторону.

Вопросительные;

Необходимы для постановки вопроса в тексте: кто, что, сколько, кой, чей, каков, который.

Чей дневник лежал на столе.

Относительные;

Повторяют вопросительные. Отличаясь от них только ролью в предложении. С помощью относительных местоимений строятся сложноподчиненные предложения.

Я знаю, кто вчера не сдал дневник.

Определительные;

Весь, каждый, иной. Местоимения-прилагательные, которые указывают на обобщенное качество объекта.

Пример: Каждый человек знает таблицу умножения.

Отрицательные и неопределенные;

Образованные от вопросительных с помощью ударной «не» и безударной «ни». (Никто, нечто)

Значение данных местоимений не раскрывается в тексте. (Кое-кто, кое-что)

Кое-кто должен ко мне зайти.

Взаимные (друг друга);

Указывают на отношения к определенному количеству лиц.

Лицо (только для личных)

  • первое — указывает на того, кто ведёт речь;
  • второе лицо указывает на того, к кому обращена речь;
  • третье лицо указывает на тот предмет, о котором говорят, но сам он не участвует в речи

Число

Для личных местоимений первого и второго лица категория числа является постоянной.

Падеж

Данный признак характерен для местоимений, которые заменяют:

  • Существительные;
  • Прилагательные;
  • Числительные.

У личных местоимений при склонении наблюдается изменение целого слова (я – мне)

Число и род

Выделяется только у:

  • местоимений-прилагательных;
  • личных местоимений третьего лица

Синтаксическая роль в предложении

Местоимение может выступать:

  • Подлежащим
  • Сказуемом
  • Определением
  • Дополнением
  • Обстоятельством

Образец морфологического разбора местоимения

Не надо ругать политиков, они не поменяются.

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Местоимение «они».

  1. Начальная форма — они;
  2. Местоимение-существительное (указывает на слово политики), личное, 3 лицо;
  3. Именительный падеж, множественное число;
  4. В предложении выступает подлежащим.

Другой пример: Кто взял мою книгу, тот должен вернуть ее завтра.

Местоимение «кто»:

  1. Начальная форма — кто;
  2. Местоимение-существительное, относительное;
  3. Именительный падеж;
  4. В предложении выступает подлежащим.

Местоимение «тот»:

  1. Начальная форма — тот;
  2. Местоимение-прилагательное, указательное;
  3. Именительный падеж, единственное число, мужской род;
  4. В предложении выступает подлежащим.

Местоимения: классы, разряды, морфологический разбор. Личные местоимения

Морфологический разбор слова которая местоимение. Морфологический разбор местоимения

Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимение указывает на определенный предмет, лицо, свойство или число, не называя его прямо. Дословно «местоиме́ние» означает «слово, заменяющее имя».

Например, личные местоимения я, мы, ты, вы, он, они.

Указательные местоимения – этот, тот.

Отрицательные местоимения – никто, нисколько.

В русском языке выделяется несколько разрядов или классов местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, возвратные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределенные.

Некоторые лингвисты отказываются считать местоимение полноценной частью речи, считая местоимения «заместительными словами». Другие специалисты относят местоимения к особым существительным, прилагательным, наречиям, числительным.

Личные местоимения

Личные местоимения называют тот или другой предмет или субъекта по его отношении к лицу речи. Я или он может означать какого угодно человека в зависимости о того, кто и о ком произносит эти слова.

Личные местоимения первого лица (я, мы) и второго лица (ты, вы) указывают на участников речи. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) – на лиц, не принимающих участия в речи.

Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам, изменяются по лицам и числам, а в третьем лице единственного числа – еще и по родам.

Таблица личных местоимений

Единственное число
Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный
1-е лицоЯ. Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне
2-е лицоТы. Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе
3-е лицоОн. Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нёмОна. Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о нейОно. Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём.
Множественное число
Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный
1-е лицоМы. Нас, нам, нас, нами, о нас
2-е лицоВы. Вас, вам, вас, вами, о вас
3-е лицоОни. Их/них, им/них, их/них, ими/ними, о них

Примеры предложений с личными местоимениями

Мы долго молча отступали (М. Лермонтов).

А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? (В. Маяковский)

Она была нетороплива, не холодна, не говорлива (А. Пушкин).

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета. Например: мой, твой, свой.

Притяжательные местоимения изменяются по лицам, числам и родам, склоняются по падежам. Не склоняются лишь притяжательные местоимения третьего лица: его, её, их (лишь в грубом просторечии говорят ейный, ихний и т.п.).

Примеры предложений с притяжательными местоимениями

https://www.youtube.com/watch?v=RgfE39GxtAA

Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Что, ежели б ты не была моею? (А. Пушкин).

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась ( М. Лермонтов).

Возвратное местоимение «себя»

Возвратное местоимение «себя» указывает, что действие направлено на сам субъект. Не меняется по лицам, числам и родам: «Он взял деньги себе», «Мы пошли к себе домой», «Она сказала себе». Склоняется по падежам – себя, себе, собой. При этом форма именительного падежа у него отсутствует.

Примеры предложений с возвратным местоимением «себя»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин).

В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения используются в вопросительных предложениях, они указывают, что предмет или признак не определены, их нужно определить в ответе: кто, что, какой, чей, который, каков.

Примеры предложений с вопросительными местоимениями

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С. Маршак)

Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? (А. Пушкин).

Который из трех? (А. Чехов)

Относительные местоимения

Относительные местоимения используются для присоединения придаточного предложения к главному: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько.

Примеры предложений с относительными местоимениями:

Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).

Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).

Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идет (К. Паустовский).

Указательные местоимения

Указательные местоимения обозначают, на какой объект указывает говорящий: тот, этот, такой, сей, столько.

Примеры предложений с указательными местоимениями

Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).

Все это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).

Определительные местоимения

Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, другой, иной

Примеры предложений с определительными местоимениями

Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).

Направо было видно все село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо: никто, ничто, некого, нечего, нисколько, никакой, ничей.

Примеры предложений с отрицательными местоимениями

Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ничего не знал (К. Симонов).

Неопределённые местоимения

Неопределенные местоимения указывают, что название или сущность данного предмета или признака безразличны в данной ситуации. Не́кто, не́что, не́кий, не́который, не́сколько. Также неопределённые местоимения образуются приставкой кое- (кое-кто, кое-кому, кое-куда и другие) или суффиксами -то, -либо, -нибудь (кто-то, зачем-либо, когда-нибудь и другие).

Примеры предложений с неопределенными местоимениями

Ваш кучер рассказывает что-то, часто указывая кнутом в сторону, что-то длинное и ненужное (А. Чехов).

Кто-то играл на скрипке (М. Горький).

А ведь, пожалуй, кое в чем он был прав (М. Шолохов).

Морфологический разбор местоимения

Местоимения не имеют собственных морфологических признаков. Они заимствуют признаки у тех частей речи, с которыми соотносятся.

Например, личное местоимение «она» можно заменить существительным – «девочка», «девушка», «женщина». Местоимение, указывающее на признак, можно заменить прилагательным: «какой-то» заменить на «незнакомый», «неизвестный».

Пример морфологического разбора местоимения

Мой пес любит лаять.

Мой – местоимение, указывает на признак: (чей?) мой .Начальная форма – мой.Имеет морфологические признаки: .Постоянные: притяжательное.Непостоянные: здесь употребляется в именительном падеже, в ед.ч., в мужском роде.

В предложении является определением.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj2P5p8uOYA

Письменный морфологический разбор:Мой – мест.(чей?) мойн.ф. – мойПост. признаки: притяж.Непост. признаки: в И.п., ед.ч., м.р.

(чей?) мой – определение.

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное – признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие – признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

План морфологического разбора местоимений

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки:

Постоянные (П.п.):

– разряд (у всех),

– лицо (только у личных),

– число (только у личных),

– род (только у личных в 3 лице).

Непостоянные (Н.п.):

употреблено в форме

– падеж,

– число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Текст из рассказа Анатолия Алексина “Подумаешь, птицы!..”

Найдите местоимения и выполните их морфологический разбор:

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей.

“Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!” – кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: “Ну как? Ты доволен мною?”

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика – для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени…

Вот сколько местоимений в тексте:

Никто, её, мы вам, они, он, ты, мною, себя, его – местоимения-существительные.

Все, наша, сам, ту, своего, которая, самым, всему, этому – местоимения-прилагательные.

Нескольких – местоимение-числительное.

Теперь выполним морфологический разбор этих местоимений:

1. Никто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) никтоП.п. – отрицательноеН.п. – в И.п.

3. не называл (кто?) никто – подлежащее.

1. Её – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) онаП.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч.Н.п. – в Р.п.

3. Называли (кого?) её – дополнение.

1. Мы – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) мыП.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.Н.п. – в И.п.

3. Покажем (кто?) мы – подлежащее.

1. Они – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) ониП.п. – личное, 3 лицо, мн.ч.Н.п. – в И.п.

3. Кричали (кто?) они – подлежащее.

1. Он – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) онП.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.Н.п. – в  И.п.

3. Умел гасить (кто?) он – подлежащее.

1. Ты – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) тыП.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.Н.п. – в И.п.

3. Доволен (кто?) ты – подлежащее.

1.  Мною – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2.  Н.ф. – (кто?) яП.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.Н.п. – в Т.п.

3. Ты доволен (кем?) мною – дополнение.

1. Себя – м.-с., т.к. указывает на субъект, но не называет его.2. Н.ф. нет формы И. п. – себяП.п. – возвратное.Н.п. – в Р.п.

3. Вытаскивала (для кого?) для себя – дополнение.

1. Его – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) онП.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед. ч.Н.п. – в Р.п.

3. Называли (кого?) его – дополнение.

1. Все – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) весьП.п. – определительное.Н.п. – в И.п., во мн.ч.

3. Называли (кто?) все – подлежащее.

1. Наша – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (чей?) нашП.п. – притяжательное.Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р.

3. Лёля (чья?) наша – определение.

1. Сам – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (каким образом?) сам

П.п. – определительное.

Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Он умел гасить (как? каким образом?) сам – обстоятельство.

1. Ту – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) тотП.п. – указательноеН.п. – в В.п., в ед.ч., в ж.р.

3. Сторону (какую?) ту – определение.

1. Своего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) свойП.п. – притяжательноеН.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.

3. Торжества (какого?) своего – определение.

1. Которая – м.-п., т.к. указывает на отношения между частями сложноподчинённого предложения.2. Н.ф. – (какой?) которыйП.п. – относительноеН.п. – в И.п., в ж.р., в ед.ч.

3. С мамой, которая… – подлежащее.

1. Самым – м.-п., т. к. указывает на признак предмета, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) самыйП.п. – определительноеН.п. – в Т.п., в ед.ч., в м.р.

3. Кубком (каким?) самым дорогим – определение.

https://www.youtube.com/watch?v=XbeF9TnATt0

По мнению некоторых учёных, слово “самым” в данном словосочетании можно считать формообразующей частицей, которая служит для образования превосходной степени прилагательного “дорогой”.

1. Всему – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.2. Н.ф. – (какой?) весьП.п. – определительноеН.п. – в Д.п., в ед.ч., в м.р.

3. Верил (чему?) всему – дополнение.

1. Нескольких – м.-ч., т.к. указывает на неопределённое количество, но не называет его.2. Н.ф. – (сколько?) несколькоП.п. – неопределённоеН.п. – в П.п., во мн.ч.

3. Пролетал (как далеко?) в нескольких миллиметрах – обстоятельство.

Тренировочные задания с самопроверкой

Произведите морфологический разбор указанных местоимений.

Никого3 не вижу, никого не знаю.

Над тобой3 небо  светлое.

В неё3 нужно налить воды.

Того3, кто украл, я не нашёл.

С ним3 я дружил давно.

Твой3 подарок мне очень дорог.

Какие-то3 проблемы?

Мой3 дом – моя крепость.

Мне3 нечего3 искать здесь.

Есть тут кто-нибудь3?

Им3 это не нужно.

Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

Нас3 беда обошла стороной.

Чем3 тебе помочь?

Я не ждал никакой3 помощи.

Вам что-нибудь3 нужно?

САМОПРОВЕРКА

Никого3 не вижу, никого не знаю.

1. Никого – м.-с., т.к. указывает на отсутствие лица и не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) никто П.п. – отрицательное Н.п. – в Р.п.

3. не вижу (кого?) никого – дополнение.

Над тобой3 небо светлое.

1. (над) тобой – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) ты П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч. Н.п. – в Т.п.

3. Над (кем?) тобой – дополнение.

В неё3 нужно налить воды.

1. (в) неё – м.-с., т.к. указывает на предмет, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) она П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р. Н.п. – в В.п.

3. налить (во что?) в неё – дополнение.

Того3, кто украл, я не нашёл.

1. Того – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) тот П.п. – указательное Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.

3. Не нашёл (кого?) того – дополнение.

С ним3 я дружил давно.

1.  (С) ним – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его. 2.  Н.ф. – (кто?) он П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., м.р. Н.п. – в Т.п.

3. дружил (с кем?) с ним – дополнение.

Твой3 подарок мне очень дорог.

1. Твой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) твой П.п. – притяжательное Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.

3. Подарок (какой?) твой – определение.

Какие-то3 проблемы?

1. Какие-то – м.-п., т.к. указывает на неопределённый признак предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) какой-то П.п. – неопределённое в значении вопросительного. Н.п. – в И.п., во мн. числе

3. проблемы (какие?) какие-то – определение.

Мой3 дом – моя крепость.

1. Мой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) мой П.п. – притяжательное Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.

3. дом (какой?) мой – определение.

Мне3 нечего искать здесь.

1. Мне – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его. 2. Н.ф. – я П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч. Н.п. – в Д.п.

3. искать (кому?) мне – дополнение.

Мне нечего3 искать здесь.

1. Нечего – м.-с., т.к. указывает на отсутствие предмета и не называет его. 2. Н.ф. – нечего (нет формы Им. п.) П.п. – отрицательное Н.п. – в Р.п.

3. искать (что?) нечего – дополнение.

Есть тут кто-нибудь3?

1. Кто-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённое лицо, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь П.п. – неопределённое Н.п. – в И.п.

3. есть (кто?) кто-нибудь – подлежащее.

Им3 это не нужно.

1. Им – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) ониП.п. – личное, 3 лицо, м.р., мн.ч.Н.п. – в  Д.п.

3. не нужно (кому?) им – дополнение.

Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

1. Эти – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) этот П.п. – указательное Н.п. – в И.п., во мн.ч.

3. дожди (какие?) эти – определение.

Нас3 беда обошла стороной.

1. Нас – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.2. Н.ф. – (кто?) мыП.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.Н.п. – в Р.п.

3. обошла (кого?) нас – дополнение.

Чем3 тебе помочь?

1. Чем – м.-с., т.к. указывает на вопрос.2. Н.ф. – (что?) чтоП.п. – вопросительное.Н.п. – в Т.п.

3. помочь (чем?) чем – дополнение.

Я не ждал никакой3 помощи.

1. Никакой – м.-п., т.к. указывает на отсутствие признака и не называет его. 2. Н.ф. – (какой?) никакой П.п. – отрицательное. Н.п. – в Р.п., ед.ч., ж.р.

3. помощи (какой?) никакой – определение. 

Вам что-нибудь3 нужно?

1. Что-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет, но не называет его. 2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь П.п. – неопределённое. Н.п. – в В.п.

3. нужно (что?) что-нибудь – дополнение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.