+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности и значение преамбулы конституции рф. О роли и юридическом значении преамбулы конституции применительно к конституции карачаево-черкесской республики

Содержание

В преамбулу конституции предлагают добавить слова о народе-победителе. это законно?

Особенности и значение преамбулы конституции рф. О роли и юридическом значении преамбулы конституции применительно к конституции карачаево-черкесской республики

Анна Пушкарская, Елизавета Фохт, Сергей Горяшко Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Kremlin.ru Image caption Рабочая группа по проработке поправок в Конституцию на встрече с Путиным

Рабочая группа по проработке президентских поправок в Конституцию подняла вопрос об изменении ее преамбулы. В идеологическое вступление к основному закону предлагается добавить положения о народе-победителе и национальных ценностях.

Сопредседатели рабочей группы утверждают, что ограничений по правкам преамбулы нет. Менее пяти лет назад Госдума и правительство высказывались резко против таких изменений. При этом процедура редактуры преамбулы Конституции вовсе не оговаривается законом.

Хотя поправки в Конституцию, которые внес в Госдуму президент Владимир Путин, касаются только 3-8 глав Конституции и не затрагивают преамбулу, уже появились предложения внести изменения и в нее.

Преамбула – это вступление к Конституции, в котором провозглашаются цели ее принятия. Сейчас в преамбуле говорится об утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, памяти предков, вере в добро и справедливость, осознании себя частью мирового сообщества.

У участников рабочей группы, которым президент поручил прорабатывать изменения в Конституцию, возникло несколько идей, как переписать вступление основного закона.

Статус победительницы и вера в бога

Сенатор Алексей Пушков предложил закрепить в преамбуле “основные решающие исторические точки для нашего государства”. “Я бы отметил в той или иной форме нашу победу во Второй мировой войне, наш статус державы-победительницы”, – цитирует его РИА Новости.

Глава “Волонтеров Победы” Ольга Амельченкова посчитала важным добавить во вступление слова “о гордости за нашу страну, наши великие победы и подвиги наших предков”.

Секретарь Общественной палаты Лидия Михеева предложила добавить в преамбулу упоминание “о роли и значении гражданского общества”. Ее поддержала сопредседатель рабочей группы, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева.

Она отметила, что с 1993 года, когда была принята Конституция, “многое поменялось” и “ограничений по изменению преамбулы не имеется” (цитата по ТАСС). Свои идеи нашлись и у самой Хабриевой – она предложила закрепить во вступлении нормы о национальных ценностях, которые позволят избежать фальсификации истории.

Media playback is unsupported on your device

Как и зачем Машков, Прилепин, Роднина и другие будут переписывать Конституцию

Предложения по исправлению преамбулы прозвучали и со стороны – так, замглавы Всемирного русского народного собора Константин Малофеев предложил вписать туда положения о вере в бога, многодетности, понятии семьи как союза мужчины и женщины, а также ответственности государства за воспитание людей.

Идею Малофеева поддержал глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. “Текстовка еще подлежит обсуждению, но сама идея мне кажется очень разумной”, – сказал Клишас, который также занимает должность сопредседателя рабочей группы по изменению Конституции.

Третий сопредседатель, глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников, отвечая на вопрос Интерфакса о том, будут ли вносить поправки в преамбулу, ответил: “Скорее всего, будем”.

Позже он сообщил, что у рабочей группы нет ограничений по рассмотрению поправок к преамбуле: “Пока предложения идут в сфере исторической памяти. Вот сегодня [29 января] говорили про русский язык и другие вещи. Пока единого текста нет. Договорились, что в преамбулу тоже будем вносить поправки. Ограничений у нас по этому поводу нет” (цитата по РИА Новости).

“Раз не сказано, как ее менять, значит, править нельзя”

На самом деле, ограничения по исправлению преамбулы существуют, считают опрошенные Би-би-си юристы.

Процедура внесения поправок в Основной закон регулируется несколькими документами. Это 9-я глава самой Конституции и закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции”, принятый еще в 1998 году. Они устанавливают порядок изменения для каждой из девяти глав Конституции, но преамбула в них вообще не упоминается.

“В Конституции нет ответа на вопрос, возможно ли вносить поправки в преамбулу и в какой процедуре – это тот случай, когда необходимо заключение Конституционного суда”, – сказал Би-би-си бывший член президентского Совета по правам человека, специалист по конституционному праву, доктор юридических наук Илья Шаблинский.

С запросом о толковании Конституции, согласно статье 125 закона “О Конституционном суде”, вправе обратиться президент, Совет Федерации, Госдума, правительство и органы законодательной власти субъектов РФ.

По мнению Шаблинского, “преамбула – это часть Конституции, имеющая исключительное значение, надпартийный и исторический смысл, вносить в нее поправки, исходя из партийных или конъюнктурных интересов нельзя”.

Правообладатель иллюстрации AFP Доктор юридических наук, эксперт в области конституционного права Елена Лукьянова подчеркивает: “Раз в законах не сказано, как менять преамбулу Конституции, то и править ее нельзя”.

“Значит, изменения в преамбулу возможны только в случае принятия новой Конституции – через созыв Конституционного собрания и референдум”, – сказала Лукьянова Би-би-си. Порядок принятия нового основного закона описан в статье 135 Конституции.

В 2015 году Госдума рассматривала вопрос о возможности внесения поправок в преамбулу. Единороссы Евгений Федоров и Антон Романов тогда предложили парламенту принять закон “Об установлении возможности изменять преамбулу Конституции Российской Федерации”.

Федоров – основатель провластной ультраконсервативной организации “Народно-освободительное движение”, которая выступает за отмену Конституции 1993 года и расширение президентских полномочий.

Тогда для внесения правок во вступление к основному закону депутаты предлагали применять ту же процедуру, которая действует и для глав 3-8 Конституции – то есть принятие поправок сначала голосами трех четвертей членов Совета Федерации и двух третей депутатов Госдумы, а затем одобрение изменений региональными парламентами.

Авторы законопроекта считали, что он позволит “восполнить существующий правовой пробел”, чтобы создать “правовые основания для внесения изменений в преамбулу, отражающих политические изменения, произошедшие в России, настрой народа, его стремление к сохранению традиционных ценностей, способствующих сплочению и общественной солидарности”.

В пояснительной записке депутаты ссылались на Конституционный суд, который 50 раз упоминал преамбулу в своих решениях и считает, что “именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в стране”.

“Изменение повлечет за собой разрушение всей системы правовых норм”

В отличие от нынешних сопредседателей рабочей группы, тогда и Госдума, и правительство высказались против идеи о редактуре преамбулы.

В официальном отзыве правительства, подписанным тогдашним главой аппарата Белого дома Сергеем Приходько, говорилось, что “внесение предлагаемых изменений недопустимо ввиду отсутствия в Конституции норм, предусматривающих правила внесения поправок и пересмотра положений преамбулы”. Приходько ссылался на статьи 108, 134, 136 и главу 9 Конституции, которые “не содержат положения о пересмотре преамбулы”.

Тот же вопрос рассматривался на заседании профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.

В заключении, подписанном его председателем Владимиром Плигиным (предшественником Крашенинникова) подчеркивалось, что “положения преамбулы Конституции должны быть так же защищены от редактирования”, как и главы 1, 2 и 9, которые “не могут быть пересмотрены Федеральным собранием” и “нуждаются в повышенной юридической защите, поскольку их изменение повлечет за собой разрушение всей системы правовых норм”.

Правовое управление Госдумы в своем заключении также обращало внимание законодателей, что “главой 9 Конституции, устанавливающей порядок внесения конституционных поправок, не предусмотрена возможность внесения поправок в преамбулу”.

Рассмотрение законопроекта Госдума переносила в течение месяца шесть раз и 13 октября 2015 года окончательно отклонила его. На заседании Федоров прямо заявил, что Конституция 1993 года “была принята впопыхах” и содержит ошибки.

К ним он предлагал отнести обязательство “сознавать себя частью мирового сообщества”, из которого, по его мнению, “вытекают и другие элементы Конституции, например та же упомянутая 15-я статья, которая предписывает обязательное исполнение решений иностранных чиновников на территории Российской Федерации”.

“Мы говорим о фундаменте, содержащем ошибки, из-за которых здание на этом фундаменте имеет серьезные уязвимости, особенно отчётливо вскрывшиеся в последнее время, в условиях внешней агрессии.

Короче, за что ать российскому гражданину или за что нельзя ать, решают иностранные чиновники – давайте называть вещи своими именами! Все это, как видите, звенья одной цепи и вытекает из Конституции, а Конституция вытекает из преамбулы”, – говорил Федоров.

Фракция “Единая Россия” не поддержала своих однопартийцев и предложила законопроект отклонить. В итоге за него проали 65 депутатов, а остальные 385 депутатов Госдумы вообще не приняли участие в ании, и проект был отклонен.

Эксперт по конституционному праву профессор Владимир Кряжков в 2016 году, анализируя правовые основы поправок к Конституции, писал, что преамбулу Конституции будет правильно, как минимум, уравнять с основами конституционного строя и признать, что ее преобразование, если в этом есть необходимость, допустимо только через пересмотр Конституции в порядке ее статьи 135 – то есть Конституционным собранием. О том же, согласно стенограмме обсуждения в Госдуме, говорил и Плигин.

Би-би-си попросила Плигина прокомментировать нынешние инициативы рабочей группы. Он оценивать их отказался.

Можно ли ссылаться на преамбулу конституции в суде

Особенности и значение преамбулы конституции рф. О роли и юридическом значении преамбулы конституции применительно к конституции карачаево-черкесской республики

Подавляющее число современных конституций государств имеют вступительные части — преамбулы. Именно в преамбулах излагаются основные правовые ценности и духовные идеи народов, которыми пронизаны тексты конституций. В конституционно-правовой доктрине сложилось мнение об особой философско-правовой роли преамбул в механизме реализации конституционных актов.

Для науки конституционного права преамбула представляет не только теоретический интерес: в правоприменительной практике нередко возникают вопросы, связанные с правовым значением преамбулы.

Положения преамбул в некоторых случаях содержат основы правовых отношений, государственных обязательств, о которых в самом тексте конституции и законодательстве умалчивается.

В этом случае значение преамбулы трудно переоценить.

Субсидиарный подход. Преамбула применяется как дополнительное правовое основание в случае недостатка законодательного регулирования. Так, согласно позиции Л.К.

Лутовой преамбулы зачастую имеют субсидиарное значение для квалификации нормативных документов конституционными либо неконституционными.——————————— Лутова Л.К.

Преамбула нормативного правового акта (проблемы теории и практики): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. 37 с.

В законе Республики Узбекистан «О государственной независимости Республики Узбекистан» впервые на законодательном уровне было определено, что «Республика Узбекистан, в состав которой входит Республика Каракалпакстан, – независимое, демократическое государство».

В нем были закреплены также права Республики Узбекистан как суверенного государства, обладающего всей полнотой государственной власти, самостоятельно определяющего свое национально-государственное и административно- территориальное устройство, систему органов власти и управления.

Однако, зарубежный опыт конституционного развития свидетельствует об иной оценке роли и значения преамбулы Конституции. Например, Конституция Франции 1946 г. в своей Преамбуле содержала перечень комплекса прав и свобод человека, зафиксированных в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

Преамбула конституции российской федерации

Правовая система Российской Федерации — Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине… … Википедия

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного ания (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

Раздел второй Конституции Российской Федерации, который называется «Заключительные и переходные положения», в истории российского конституционализма появился впервые. В нем определён порядок прекращения действия положений старой конституции – Конституции Российской Федерации 1978 г. и введение в действие норм новой конституции.

Особое внимание уделяется действию нормативных актов, принятых на основе старой конституции. В частности, ч. 2 второго раздела Конституции Российской Федерации определяет, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. То есть структура — это внутреннее разделение нормативно-правового акта на отдельные части.

О роли и юридическом значении преамбулы конституции применительно к конституции карачаево-черкесской республики

Преамбула, обычная в конституционной практике, в широком социальном плане декларирует становление в Республике конституционализма, превращение государства в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права.

Преамбула Карачаево-Черкесской Республики является составной частью Конституции Карачаево-Черкесской Республики и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, с помощью которого выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции, а также иметь место при отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции Карачаево-Черкесской Республики, либо при необходимости изменить или дополнить Конституцию Карачаево-Черкесской Республики, т. е. внести в нее поправки, при разрешении конституционных споров и др.

Иными словами, Конституция выступает определенным ограничением государства и гарантией свободы и прав граждан.

Легитимируя государственную власть и устанавливая пределы ее дискреции, Конституция определяет основные направления деятельности и преследуемые ею цели, а также средства и способы их реализации, гарантирует общество от его поглощения государством, очерчивает сферу индивидуальной автономии личности и обязывает ее к законопослушанию, в том числе предусматривая определенные обязанности, проистекающие из социальной природы человека и его коллективного бытия.

Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»

Основным недостатком определения существенного недостатка, данного как в Законе, так и в пункте 2 статьи 475 ГК, является применение в нем расплывчатой формулировки «другие подобные недостатки».

Понятие «несоразмерные расходы или затраты времени» тоже не совсем определенное, но там по крайней мере есть возможность сопоставить расходы с ценой товара или работы, а затраты времени со сроками, установленными Законом для устранения недостатков.

В итоге следует признать, что намерение заключить сделку может возникнуть и существовать задолго до момента ее фактического заключения. При этом следует отделять намерения от желаний человека. Понятие «желание» является общим по отношению к понятию «намерение», то есть всякое намерение по своей сути является желанием, но далеко не всякое желание можно считать намерением.

Практически все люди имеют желания приобрести те или иные предметы, но по тем или иным причинам не имеют намерений реально сделать это. Одной из существенных причин отсутствия намерения является отсутствие возможности реализовать соответствующие желания.

Бывает и так, что намерение заключить сделку существует, а реальной возможности для этого нет, в первую очередь тогда, когда потребитель заблуждается относительно своих возможностей, необходимых для заключения договора.

Поэтому неотъемлемой частью понятия намерения (применительно к договору) является наличие возможности его заключить.

Обладает ли юридическим значением преамбула

В дипломатической практике преамбула нередко используется для сокрытия подлинных целей договора. В результате нередко высказывается мнение, будто положения преамбулы не обладают юридической силой*(1732).

Однако это мнение явно не соответствует международному праву.

Об этом свидетельствует и практика Международного Суда, не раз отмечавшего юридическое значение преамбулы, в том числе и для установления юридического характера акта.

В решении по делу о Юго-Западной Африке 1962 г. Суд определил: «Мандат и фактически, и юридически является международным соглашением, носящим характер договора или конвенции. Сама преамбула мандата свидетельствует о таком характере»*(1733). Особое значение Суд придавал преамбуле при толковании договора*(1734). Роль преамбулы при толковании договора подчеркивается и в литературе*(1735).

Анализ практики Советского государства показывает, что оно с самого начала весьма серьезно относилось к преамбуле.

Советская дипломатия добивалась приемлемого содержания преамбулы, считая, что оно должно проводиться в жизнь так же, как и другие положения договора*(1738).

Неоднократно подчеркивалась необходимость строго придерживаться содержащихся в преамбуле положений*(1739). Известны случаи, когда СССР заявлял официальный протест против нарушения положений преамбулы*(1740).

П. имеет юридическую силу, так как текст соответствующего международного договора необходимо толковать в соответствии с ней, П. может иметь крупное политическое значение. Так, П. к мирным договорам 1947 г. не только указывают, в каком смысле следует понимать и толковать эти договоры, но и содержат определенные обязательства (напр., в отношении принятия бывших вражеских государств в ООН).

от лат. prembulus – идущий впереди; англ. preamble) – вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта. Обычно в П. в концентрированной форме излагаются цели и задачи данного акта, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для его принятия. Так, в Конституции РФ имеется П.

, в которой говорится о целях и принципах, во имя которых народ принял Конституцию и которые лежат в ее основе. К ним относятся: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, утверждение незыблемости демократической основы суверенной государственности России и др.

Преамбула договора и его значение

Преамбула договора требует полного и подробного прописывания наименований всех лиц, которые подписывают договор, их должность, фамилию, имя, отчество. Далее обязательно упоминаются названия документов, согласно которым данные люди имеют право подписать этот договор. В качестве подобных разрешительных бумаг выступают уставы, положения, доверенности и т.д.

1. Преамбула содержит указание на лица или стороны, заключающие договор. Тот, кто пользуется услугами, в тексте договора назван заказчиком. Например, человек, желающий купить или продать свою недвижимость, пользуется услугами риэлтора. И риэлтерская контора, конкретный её представитель, работающий с заказчиком, в преамбуле назван исполнителем.

Агентство – это лицо юридическое, и по закону заключать договора, подписывать такого рода официальные документы может только тот исполнительный орган или то лицо, которые указаны в уставе.

Другие лица в этой ситуации должны предъявить доверенность, копию которой клиент, т.е. заказчик, оставляет у себя.

Без подобной копии в случае каких-то недоразумений добиться исполнения договора будет проблематично.

Рита
Васильевна

Преамбула
Конституции

нормативное
содержание

и
проблемы реализации

Специальность 12.00.02 —

конституционное право;
муниципальное право

    конституция, можно, преамбула, ссылаться

Что содержит преамбула в конституции рф. О роли и юридическом значении преамбулы конституции применительно к конституции карачаево-черкесской республики

Особенности и значение преамбулы конституции рф. О роли и юридическом значении преамбулы конституции применительно к конституции карачаево-черкесской республики

Структура Конституции РФ – это особый порядок, посредством которого формируется система управления. Закон разделен на разделы.

Так называется основной документ страны, и, от того, насколько правильно жители страны научатся трактовать его, понимать статьи и следовать прописанным правилам, зависит соблюдение законности и порядка в стране.

Общая характеристика конституции РФ 1993 года

До принятия существующей Конституции в нашей стране существовало 4 закона. Они вводились автоматически, а жителям России просто приходилось с ними соглашаться. 12 декабря 1993 года состоялось ание жителей Российской Федерации за новую конституцию. Около 54% населения одобрило ее.

На современном этапе истории действует тот закон, который приняли более 25 лет назад. С принятием Конституции Российской Федерации, страна вышла из периода советской истории и перешла на российский этап развития.

Преамбула конституции РФ

Преамбула конституции РФ – начало документа. Это вводная часть, но в ней есть важная информация для всего русского народа.

Начало Конституции указывает на многонациональность народа, говорит о том, что каждый человек имеет право на свободу и права.

Кроме того, указывается на то, что каждый житель страны имеет право на гражданский мир, согласие, демократическую свободу. Но житель государства должен любить Отечество, быть ответственным за него.

Сколько разделов и глав в конституции РФ

Основной закон страны имеет два раздела, количество глав — 9. При этом все они включены в первый раздел. Второй раздел прописывает временные нормы. Во втором разделе отсутствует постатейное деление.

Раздел I

Первый раздел является основным, и в нем прописаны все права и обязанности жителей государства. Основными задачами раздела принято считать:

  • принятие и утверждение прав человека, а также его право на свободу;
  • обязательное сохранение мира. В российской Федерации должно быть согласие;
  • несмотря на то, что в стране сравнительно новый конституционный строй, граждане не должны отказываться от государства, которое исторически сложилось на территории нашей страны;
  • суверенность страны;
  • независимо от национальности, если гражданин является жителем РФ, он должен обеспечить благополучие и процветание своей Родины.

Глава 1

Глава 1 состоит из 16 статей, в ней уделяется внимание основам конституционного строя. Дается понятие равнозначности России и Российской Федерации. В стране может быть множество идеологий, религий (при этом не одна из религий не может быть признана одной и официально существующей), наличие многопартийности.

Этот документ имеет высшую юридическую силу, никто не вправе отменить его или не следовать его положениям.

Глава 2

48 статей включено во вторую главу. Основными пунктами принято считать:

  • права и свобода человека являются неотъемлемой частью. Они гарантированы каждому с рождения;
  • никто не имеет права их нарушать;
  • равенство всех жителей перед законом и судом, независимо от национальности, расы, религии;
  • запрет на применение смертной казни;
  • невозможность применения насилия по отношению к человеческой жизни.

Это лишь малая часть перечисленных статей. С полной информацией можно ознакомиться, изучив текст Конституции РФ.

Глава 3

В главе 3 указывается на федеративное устройство. Перечисляются все субъекты, которые входят в состав страны. В последней редакции сюда была включена республика Крым.

На территории страны государственным языком является русский, но при этом каждая республики имеет право устанавливать свой язык в качестве государственного. Внутри страны не может быть установлено таможенных границ, граждане имеют право на свободное передвижение.

Глава 4

Глава включает 14 статей. В них прописаны правила становления президента на должность. Именно он является гарантом Конституции, представляет интересы народа внутри страны и на международном уровне. Срок избрания президента 6 лет. Это избирательная должность, и на нее может встать любой посредством тайного ания.

Глава 5

Федеральное собрание – это законодательный орган, который состоит из двух палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона РФ. В Государственную Думу входит 450 человек, и все они избираются посредством ания.

Глава 6

Глава 6 включает в себя 8 статей. В них прописана информация о правительстве страны, которое представляет собой исполнительную власть. Председатель Правительства назначается президентом. Правительство разрабатывает и издает законы, которые утверждаются главой государства.

Глава 7

12 статей 7 главы описывают судебную власть. Судьей может стать любой гражданин страны, достигший возраста 25 лет. Судьи имеют неприкосновенность и подчиняются Конституции и федеральному закону.

Глава 8

Местное самоуправление – избирается гражданами РФ. Именно оно отвечает за управление на местах и соблюдение законности и прав граждан республик, областей. Члены местного самоуправления обязаны заботиться о гражданах, живущих в области.

Глава 9

Регламентируют возможность пересмотра пунктов Конституции. Подобные предложения могут вносить: президент, члены правительства или представители местной власти.

Раздел II

В разделе зафиксированы основные заключительные и переходные положения. Прекращение действия предыдущей Конституции, принятой в 1978 году.

Заключение

Это лишь краткое описание основных положений, которые содержит основной документ страны. Следовать ему обязан каждый гражданин российского государства.

Депутаты Госдумы Евгений Федоров и Антон Романов (оба – «Единая Россия») подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Поправка направлена на устранение правового пробела, касательно процедуры внесения изменений в преамбулу Конституции, которая на сегодняшний день не определена.

Законодатели указывают, что вводная часть нормативного акта несет в себе не только моральный смысл, но и является юридическим ориентиром, которому должны соответствовать другие правовые положения в стране.

Преамбула Конституции РФ сегодня гласит: «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

Для возможности изменения преамбулы парламентарии предлагают внести поправки, которые распространят процедуру внесения изменений в главы 3–8 Конституции РФ на ее вступительную часть. Сегодня в соответствии со ст.

136 Конституции поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Таким образом в последние годы были приняты правки, касающиеся присоединения Крыма и Севастополя к РФ, а также повышения сроков полномочий Государственной думы и президента России.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с п. 1 ст. 135 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Изменение данных глав требует получения 3/5 Федерального собрания, после чего должно будет созываться Конституционное собрание из преставителей трех ветвей власти как федерального, так и регионального уровня.

Окончательно данная процедура предусматривает проведение референдума и принятие новой Конституции. При всех сложностях изменений 1, 2 и 9 глав Конституции самой большой проблемой остается то, что в РФ до сих пор не принят закон о Конституционном собрании.

Конституция носит для нас высший статус, а преамбула представляет собой надконституционный посыл, некую идеологему, которая стоит над Конституцией. Пусть она не носит прямого характера, но она определяет общую логику всей Конституции, всего законодательства.

Поэтому корректировка преамбулы – это корректировка курса страны, – считает депутат Федоров. – Наш закон позволяет поменять эту преамбулу. Это в дальнейшем поможет поменять и курс страны, потому что на сегодняшний день это необходимо. Например, в части, которая касается взаимоотношений России с миром.

У нас в преамбуле заключена уникальная формулировка, что российский народ является частью какого-то большего сообщества.

Подобного положения, как отметил депутат, нет в Конституции ни одной страны мира. Евгений Федоров ранее предлагал внести изменения в российскую Конституцию – удалить из нее положения о приоритете норм международного права над национальным законодательством, а также запрет на государственную идеологию.

Специалист в области конституционного законодательства, профессор юрфака РАНХиГС Сергей Комаров считает, что разговоры о том, что преамбула Конституции на сегодня как-то обязывает Россию при принятии решений учитывать мнение или нормы других стран, безосновательны. При этом эксперт заметил, что преамбула является конституционным положением и обладает той же юридической силой, как и остальные главы Основного закона.

Если законодатели захотят менять преамбулу, то при этом необязательно менять отдельные статьи. Должно быть внутреннее согласование соотвествующих норм. Что касается суверенности, то у нас и так много там говорится об этом.

В Конституции четко сказано, что мы – многонациональный народ РФ, соединенный общей судьбой на своей земле, – сказал профессор. – На сегодняшний день в преамбуле ничего не говорится о необходимости совещаться с другими государствами по каким-то вопросам вопреки нашему суверенитету.

Только о единстве в рамках нашего многонационального государства.

Заместитель завкафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Илья Шаблинский считает, что изменения в преамбуле, направленные против приоритета международного права, никак не повлияют на статьи из неприкосновенных на сегодня глав, которые отражают эту тему.

Сама по себе норма о том, что РФ в полной мере опирается на нормы международного права, если говорить о практической стороне дела, никак не влияет на внутреннюю и внешнюю политику РФ.

Все государства в своей практике учитывают общепризнанные нормы международного права: например, что все договоры должны исполняться. Есть и принцип неагрессии. Это надо оговаривать.

Но в любом случае изменения в преамбуле здесь ни на что не повлияют, – полагает Илья Шаблинский.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.