+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Понятие и содержание государственной тайны. Какие бывают уровни секретности информации и формы допуска к ней

Содержание

Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны

Понятие и содержание государственной тайны. Какие бывают уровни секретности информации и формы допуска к ней

Государственная тайна – это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.

Определяющее понятие

Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.

Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ “О государственной тайне” (в частности, ст.3).
  3. ФЗ “О госбезопасности”.

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ – “О государственной тайне” (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения.

Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных.

С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

Законодательное регулирование

Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе “О государственной тайне” №5485-1 (1993), ст. 8.

Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

  • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
  • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
  • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: “особая важность”, “совершенно секретно” и просто “секретно”.
  • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
  • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

Уровни и грифы

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.

Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

  • “Совершенно секретно. Информация в особой папке”.
  • “Особая папка”.
  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.
  • “Данные только для служебного использования”.

Система классификации

Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом “О гостайне”. Он выполняет сразу несколько функций:

  • Установка классификации секретных данных государственной важности.
  • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
  • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
  • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
  • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

Особо важные данные

Тут важно выделять следующие сведения:

  • Военные.
  • Внешнеполитические.
  • Научно-технические.
  • Разведывательные.
  • Экономические.
  • Контрразведывательные.
  • Оперативно-розыскные.

Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.

Совершенно секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Секретные данные

Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

  • Контрразведывательная.
  • Экономическая.
  • Научно-техническая.
  • Оперативно-розыскная.
  • Военная.
  • Разведывательная
  • Внешнеполитическая.

Что не может быть гостайной?

К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ “О гостайне” указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

  • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
  • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
  • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
  • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
  • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
  • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
  • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

Рассекречивание информации

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

Допуск к информации

Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

  • Председатель российского правительства.
  • Генпрокурор РФ.
  • Руководитель Администрации президента.
  • Секретарь Совбеза РФ.
  • Первый зам. председателя правительства.
  • Заместитель председателя российского правительства.
  • Министр финансов РФ.
  • Руководитель аппарата правительства государства.
  • Первый зам. Генпрокурора – председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
  • Председатель российского Следственного комитета.
  • Федеральный министр.
  • Председатель Центризбиркома РФ.
  • Председатель российской Счетной палаты.
  • Председатель Центробанка страны.
  • Президент РАН.
  • Директор федеральной службы.
  • Руководитель федерального агентства.
  • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
  • Уполномоченный по правам человека в России.
  • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

  • Депутаты Госдумы.
  • Члены Совета Федерации.
  • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
  • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

Ограничение

Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

  • Свободный выезд за границы России.
  • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
  • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
  • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

Источник

3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне

Понятие и содержание государственной тайны. Какие бывают уровни секретности информации и формы допуска к ней

Для большинства служащих ограничения, которые связаны с формами секретности, выражаются в том, что им запрещено пересекать границы страны. Начиная с 3 формы секретности, положены доплаты.

Несмотря на это, ограничения многих отпугивают. Есть немало дополнительных условий для категорий лиц, о которых сообщается лишь в отдельных документах.

Важно понимать, что сама по себе форма секретности не запрещает выезда за пределы страны.

О допуске к государственной тайне

Допуск к государственным тайнам предназначается служащим, которым для выполнения своих функций нужно пользоваться документацией, представляющей собой секретные данные. Кроме того, допуск могут давать и предприятиям, которым также необходимо пользоваться секретной информацией.

Начиная с 3 формы допуска к секретности, его оформляют по месту службы. Предприятиям, чтобы пользоваться подобными данными, необходимо оформить лицензию Федеральной службы безопасности РФ. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Об ограничениях

Первым ограничением, связанным с допуском к государственной тайне, является запрет на выезд за границу. Сроки, на которые накладывается данный запрет, устанавливаются трудовым соглашением.

Запрет на выезд за пределы страны является действительным и какое-то время после увольнения сотрудника. Таможенная служба всегда связывается с Федеральной службой безопасности, когда люди с 3 формой допуска к секретности пересекают границу.

Однако служащим с этой формой допуска не приходится сталкиваться с более серьезными ограничениями.

Кроме подписания договора о неразглашении, люди с данной формой практически не сталкиваются с запретами. Нередко 3 форма секретности предоставляется номенклатурным работникам. По факту служащий этой категории не соприкасается с секретными сведениями.

По этой причине выезд с 3 формой допуска к секретности за границу разрешается. Федеральная служба безопасности считает лиц, обладающих данным допуском, достаточно безобидными.

В 2018 с 3 формой секретности выезд за границу возможен без указания в анкетах ФМС о том, что она имеется.

О первой и второй формах

Гораздо сложнее выезжать за границу лицам с 1 и 2 формами допуска. В отличие от лиц с 3 формой секретности, ограничения по выезду за границу здесь серьезнее. На протяжении 5 лет с момента ознакомления с засекреченными данными такие люди не имеют права покидать пределы страны. Более того, лицам данных категорий запрет могут продлить на срок до 10 лет.

Однако не стоит полагать, что 1 и 2 формы допуска означают обязательный запрет на выезд за границу. Окончательное решение определяется с учетом множества дополнительных факторов. К примеру, при вынесении решения о накладывании ограничений при 3 форме допуска к секретности учитывают, работает ли лицо непосредственно с самой засекреченной документацией.

Также учитывают цели выезда, степень засекреченности сведений на момент пересечения границы.

Если лицо, обладающее 1 либо 2 степенью допуска, выезжает за границу, ему нужно согласовывать это решение с представителями ФСБ. Если же они согласия не дадут, в выдаче паспорта может быть отказано.

Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, заграничный паспорт могут оформлять в течение 3 месяцев. В большинстве должностных инструкций прописано, что заграничный паспорт хранят в специальном отделе.

Его отдают лишь с согласия представителей ФСБ.

При оформлении допуска к государственной тайне лицо дает согласие на то, что его права могут ограничиваться. По этой причине обжаловать запрет в судебном порядке нельзя.

Начиная с допуска к 3 форме секретности, нужно готовиться к тому, что суды встанут на сторону государства при защите государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, на которые накладываются ограничения.

В таком случае нужно доказать, что срок ограничений необоснованно долгий.

Распространение информации

Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну.

Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне.

Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.

Неприкосновенность

Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице.

Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок.

В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве.

О государственной тайне

Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 – информ в поле заполняется определенными цифрами.

Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия.

Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти.

О степенях секретности

Степень секретности устанавливается с учетом того, какой ущерб государственным интересам нанесет разглашение данных. Всего имеется 3 формы секретности – «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Применение данных грифов для сведений, которые не являются государственной тайной, недопустимо.

О рассекречивании

Среди оснований для того, чтобы рассекречивать сведения, которые ранее являлись государственной тайной, перечисляют взятие на себя РФ обязательств по обмену сведениями. Также это могут совершить из-за изменения текущей ситуации, по причине которой дальше оставлять сведения засекреченными смысла не имеет.

Сроки засекречивания информации не могут превысить 30 лет. Впрочем, встречаются исключительные случаи, когда межведомственная комиссия выносит решение продлить срок засекречивания.

О порядке оформления допуска

Государство утвердило особую инструкцию, регулирующую процедуру оформления допуска к засекреченным данным. Для начала претендент предоставляет целый пакет документации, содержащей сведения о нем.

Далее его знакомят с соответствующими законами, чтобы он решил, сумеет ли справиться с работой, связанной с секретными сведениями.

Важно, чтобы его согласие было зафиксировано, поскольку в дальнейшем его гражданские права будут ограничиваться.

Уже после этого начинаются тщательные проверки претендента и членов его семьи. Если речь идет о 1 либо 2 форме допуска к секретности, мероприятия проводятся активные. При 3 форме проверки осуществляются, когда появляются сомнения в сведениях, предоставленных претендентом.

Далее ему разъясняют законодательство, действующее в данной сфере. Он в обязательном порядке должен быть проинформирован об ответственности за разглашение государственной тайны.

Решение о предоставлении допуска принимается военным комиссаром. Если речь идет о руководителях государственных предприятий либо органов, решение принимают те, кто их утверждал в должности.

О социальных гарантиях

Помимо этого, всем, кто допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется перечень социальных гарантий.

Среди них перечисляют доплаты к заработной плате, также лицам с допуском предоставляется преимущественное право оставления на работе при проведении штатных мероприятий. Также подобным лицам предоставляют процентные надбавки к заработной плате за трудовой стаж.

Нужно учитывать, что минимальными будут доплаты за секретность 3 формы, с повышением степени допуска доплаты будут расти.

Порой допуск к государственной тайне может прекращаться по решению официальных органов.

В качестве причины могут выступать расторжение трудового договора, нарушение по обязательствам, связанным с государственной тайной. Также прекращение доступа может спровоцировать расторжение трудового соглашения.

Если лицо лишается допуска к засекреченным сведениям, оно продолжает сохранять за собой обязательство по неразглашению данных.

О трудностях

В действительности при оформлении допуска к государственной тайне возникает множество трудностей. Все дело в том, что форм существует немало, а порядок оформления строг.

Так, на первом этапе на предприятии, имеющем отношение к засекреченным сведениям, создается список должностей, которым понадобится допуск к ГТ. Список утверждает руководство предприятия.

Здесь могут упоминаться и сотрудники, чей допуск к ГТ может быть связан с выполнением задач в иных организациях, куда они направляются в командировки по распоряжению своего руководства.

Список этих должностей пересматривают 1 раз в 5 лет.

На 2 этапе лица, для которых предусматривается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они указывают достоверные сведения о своей личности. Впоследствии эти анкеты заверяют печатями предприятия.

На 3 этапе происходит сверка указанных в анкете данных с личной документацией. В обязательном порядке происходит уточнение ответов на ряд вопросов. К примеру, нужно выяснить, имел ли ранее сотрудник допуск к засекреченным сведениям.

Вынеся решение, соответствующие органы информируют о нем руководство организации. Это проделывают как в письменной, так и в устной форме.

На 4 этапе предприятие при необходимости проверяет данные о сотруднике, собранные с предыдущего места его работы.

Если оформляется 1 и 2 форма допуска, предприятие в обязательном порядке направляет представителям ФСБ документацию с мотивационным письмом о том, что сотрудника нужно допустить к засекреченным данным. Важно, чтобы там указывалась должность, число лиц, имеющих допуск. Также нужно указывать обстоятельства, которые влияют на вынесение решения о допуске.

На лицо, для которого оформляют 1 либо 2 форму допуска, заводят отдельную карточку. Если он перейдет на работу в иное предприятие, именно эту карточку пересылают туда. Новую переоформляют лишь в случаях, когда предыдущую по какой-либо причине уничтожили. Карточку в обязательном порядке должно утвердить руководство организации.

Далее взаимные обязательства сотрудника и предприятия оформляются в отдельном контракте. Этот документ выступает в качестве приложения к трудовому договору.

Что означает форма допуска к государственной тайне

Понятие и содержание государственной тайны. Какие бывают уровни секретности информации и формы допуска к ней

Успейте получить 10% скидку

Оставьте заявку онлайн!

Любая страна в современном мире обладает своими государственными тайнами, разглашение которых наносит вред ее национальной безопасности.

С секретными сведениями в различных областях государственной деятельности соприкасаются различные люди, осуществляющие свои рабочие функции.

По существующим правилам таким гражданам оформляют специальные формы допуска к государственной тайне (далее – гос. тайне).

Подобная форма обозначает уровень секретности сведений, с которыми сталкивается работник, и его обязанности по их сохранению и неразглашению.

В нашей стране формы допуска к секретным сведениям, которые составляют гос. тайну, обозначены в инструкции N 63, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г.

Данным Постановлением определены три формы допуска, отличающиеся уровнем секретности той информации, к которой допускается должностное лицо:

  • 1-я (самая высокая) форма – для лиц, которые работают со сведениями особой важности
  • 2-я форма – для работников, соприкасающихся с совершенно секретными сведениями
  • 3-я (низшая) форма – для лиц, работающих с (просто) секретными сведениями

В 1995 г. Указом Президента РФ № 1203 утвержден перечень сведений, относящихся к гос. тайне, и определены те организации и государственные органы, которые имеют право распоряжаться подобными сведениями.

Кроме того, вышеназванным Указом обозначены и области государственной деятельности, в которых существуют сведения (гос. тайны), не подлежащие разглашению.

К ним отнесены, в частности, такие области, как:

  • Экономики, науки и техники
  • Военная
  • Оперативно-розыскной и разведывательной деятельности
  • Область внешней политики и экономики

При этом в Указе сведениями особой важности названа та информация, разглашение которой приносит ущерб нашей стране в одной или некоторых из вышеперечисленных областей.

Так, например, к ней можно отнести информацию об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации и перспективах ее развития в целях обеспечения ее безопасности и обороноспособности.

К совершенно секретным сведениям отнесена та информация, вред от разглашения которой касается интересов или отдельного государственного органа, или отдельной экономической отрасли России.

Это – например – данные Министерства обороны о потерях личного состава в военное время.

И, наконец, просто к секретным сведениям относятся все остальные сведения, относящиеся к гос. тайне.

Разглашение такой информации может навредить лишь отдельной российской организации.

Вышеуказанные формы допуска необходимы тем лицам, которые занимают должность, дающую доступ к секретной информации.

Получение допуска

В РФ существует специальный Закон о государственной тайне и различные ведомственные инструкции, в которых прописан порядок допуска граждан к гос. тайне.

В данных документах определено, что вначале работник должен дать письменное согласие на проведение проверки по его биографии.

Готовить материалы на лиц, которым необходимо получить доступ к секретным сведениям, должна кадровая служба организации.

На основании данных материалов, без проведения полной проверки, руководитель организации может произвести оформление лишь допуска граждан к государственной тайне по третьей форме.

В случае, если работнику необходимо получить более высокую форму допуска, то полную проверку материалов кадровой службы проводит ФСБ РФ, с подключением – в необходимых случаях – других органов безопасности.

При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск.

После полной проверки руководитель предприятия имеет право самостоятельно принять решение о выдаче соответствующего разрешения или отказе в нем.

В случае положительного решения оформляется договор с работником, а также специальное приложение к договору, где указывается о выдаче соответствующего разрешения.

Юридически подобное приложение означает, что подписавший его гражданин принял на себя некоторые ограничения и обязанности.

Ограничения для работников, допускаемых к секретам, перечислены в ст. 24 Закона о гос. тайне.

Они могут касаться таких прав, как права выезда за границу, права человека на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверки, а также возможности увольнения работника, если ему – по каким-либо причинам – будет отказано в работе с гос. тайнами.

Также в допуске к секретным сведениям (гос. тайнам) могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 22 вышеуказанного Закона:

  • Если работник уклоняется от проверки или сообщил ложные (неверные) анкетные данные
  • Если суд признал данного гражданина недееспособным, а также, если он имеет неснятую судимость или находится под судом
  • Если он – или его близкие родственники – постоянно проживают за границей
  • Если работник имеет медицинские (врачебные) противопоказания, мешающие его работе с секретными сведениями

В перечисленных случаях руководитель организации должен отказать в разрешении к допуску.

Зачем нужна лицензия ФСБ на строительство

Возможна ли банковская гарантия без залога, об этом ЗДЕСЬ

Ответственность

Лица, виновные в разглашении и передаче секретных сведений, в соответствии со ст. 26 Закона о гос. тайне, несут уголовную, административную и другую ответственность.

В зависимости от уровня секретности разглашенных сведений и умышленности (неумышленности) действий обвиняемого гражданина зависит и степень его наказания.

Для юридически правильной оценки совершенных действий они оцениваются специальными экспертами, на заключениях которых и основываются соответствующие органы государственной власти.

Так, например, если гражданин, имеющий третью форму допуска, неумышленно разгласил секретные сведения, и они стали известны другим лицам, то это подпадает под ст. 283, ч.1 УК РФ.

Такое деяние наказывается (в зависимости от наступивших последствий) или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет.

Если же неумышленное разглашение сведений привело к тяжким последствиям (как правило, это бывает при разглашении более секретных сведений лицами, обладающими второй формой допуска), то срок лишения свободы может увеличиваться до 7 лет.

Самые тяжкие последствия наступают, если действия обвиняемого лица, согласно экспертного заключения, классифицируются как государственная измена (шпионаж).

Такие действия, совершенные в ущерб безопасности нашей страны (как правило, лицами, обладавшими первой формой допуска) подпадают под ст. 275 УК РФ и наказываются лишением свободы на срок до 20 лет.

Таким образом, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, можно отметить, что форма допуска к гос. тайне означает, в первую очередь, степень секретности информации, к которой допускается работник.

Степени секретности, по российскому законодательству, имеют три уровня:

  • 1-й уровень – сведения особой важности
  • 2-й уровень – совершенно секретные сведения
  • 3-й уровень – секретные сведения

Кроме того, разрешение на допуск означает и обязанности гражданина по сохранению и нераспространению доверенных ему секретных сведений (гос. тайн).

Разглашение подобных сведений может привести к тяжким юридическим последствиям для их обладателя.

Закажите звонок прямо сейчас и получите ответы на все ваши вопросы!

Государственная тайна

Понятие и содержание государственной тайны. Какие бывают уровни секретности информации и формы допуска к ней

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере – режим секретности.

Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств.

С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов.

Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные – компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне.

В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения.

Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах.

Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов.

Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» – только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» – только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» – для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов.

Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.

В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

https://www.youtube.com/watch?v=QdmsmO4iTiw

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований.

Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране.

Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика – важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Ограничения при допуске секретности 1, 2 и 3 формы

Понятие и содержание государственной тайны. Какие бывают уровни секретности информации и формы допуска к ней

Автор Сергей в 13 мая 2018. Новости

Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта.

Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.

Что означает допуск к гостайне

Допуск предоставляется:

  • должностным лицам и гражданам, которым по роду работы (службы) необходим доступ к сведениям и документам определённой степени секретности;
  • организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну.

Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Юридические лица для доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ.

Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Подробнее: Получение допуска к государственной тайне

Какие ограничения связаны с допуском секретности

Закон РФ «О государственной тайне» в ст. 24 предусматривает следующие ограничения прав и свобод для тех, кто оформил форму секретности:

1. Ограничения, связанные с выездом за границу.

Срок запрета оговаривается в трудовом договоре, с которым работник знакомится под роспись. Обратите внимание, что ограничение на выезд действует определённое время после увольнения, а органы ФМС и таможенной службы в обязательном порядке взаимодействуют с ФСБ по вопросам выезда «секретчиков» за границу.

Подробнее: Формы допуска к гостайне

Для тех, у кого 3 форма допуска секретности, ограничений практически нет. Они подписывают обязательство о неразглашении — и на этом, как правило, все ограничения заканчиваются. Более того, часто 3 форму допуска к гостайне получают лишь для оформления на должность из номенклатуры, и фактически человек может никогда так и не увидеть секретных документов.

Видимо, поэтому ФСБ считает таких носителей гостайны достаточно безобидными и позволяет выезжать за границу без указания о наличии формы секретности в анкете ФМС и уведомления работодателя.

С обладателями 1 и 2 формы допуска секретности сложнее. Как правило, в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. По решению Межведомственной комиссии по гостайне срок может быть продлён в общей сложности до 10 лет.

  • Но не нужно думать, что наличие допуска секретности 1 или 2 формы автоматически закрывает вам путь за границу. Решение об ограничении возможности выезда принимается не просто по факту допуска к гостайне, а с учётом следующих обстоятельств:
    • факт непосредственной работы гражданина с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
    • степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
    • цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.

    Особенности выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени, таковы:

    • при оформлении заграничного паспорта ФМС обязательно согласует это с ФСБ;
    • при отрицательном заключении ФСБ в выдаче паспорта могут отказать;
    • даже при положительном заключении ФСБ загранпаспорт может оформляться до 3-х месяцев;
    • обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
    • 80% внутренних инструкций режимно-секретных предприятий предусмотрено, что загранпаспорт сотрудника хранится в 1 отделе и выдаётся лишь после согласования поездки.

    Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст.

    Судебная практика поддерживает всестороннюю защиту государственной тайны и максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока ограничения выезда и только в случае, если удастся обосновать нецелесообразность и чрезмерность установленного срока.

    2. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны

    За расплывчатой формулировкой скрываются:

    • запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы;
    • ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну;
    • ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны. Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах.

    К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.

    3. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни

    В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников.

    В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.д.

    Такие ограничения для оформления допуска секретности возможны лишь во время предварительной проверки. В иное время неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только по основаниям, предусмотренным законом.

    Хотите узнать больше об ограничениях и процедуре оформления допуска к гостайне? Звоните!

    Трекбэк с Вашего сайта.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.