+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правовые основы регулирования финансовой деятельности. А

Правовое регулирование финансовой деятельности

Правовые основы регулирования финансовой деятельности. А

В процессе осуществления финансовой деятельности публичный субъект (непосредственно или посредством органов общей и специальной компетенции) вступает в урегулированные нормами финансового права общественные отношения с прочими субъектами или финансовые правоотношения.

При этом не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, нуждаются в правовой регламентации (информационная, аналитическая работа). Однако в основе финансовой деятельности лежат именно отношения, урегулированные нормами финансового права.

Особенности финансовых правоотношений заключаются в том, что они:

  • 1) возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • 2) являются разновидностью имущественных отношений (носят денежный характер);
  • 3) одной из сторон всегда является властный субъект (государство или муниципальное образование непосредственно или опосредованно);
  • 4) права и обязанности сторон, составляющие содержание финансового правоотношения, опосредуются непосредственно нормативным актом, предусматривающим основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений связаны с наличием юридических фактов. Это могут быть действия (бездействие) и события. К первым относятся разнообразные нормативные акты компетентных органов. По диапазону лиц, на которых распространяются решения компетентных органов, акты могут быть индивидуальными (налоговая декларация) и общими.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований. Так, по материальному содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, страховые, кредитные и др.

По субъектам финансовые правоотношения делятся на возникающие между:

  • • органами государственной власти;
  • • органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • • учреждениями, организациями и министерствами;
  • • финансовыми органами и учреждениями, организациями;
  • • финансовыми органами и гражданами;
  • • самими финансово-кредитными органами.

В зависимости от объекта правового регулирования выделяются материальные и процессуальные правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает в следующих случаях:

  • • погашение финансового обязательства;
  • • использование выделенных бюджетных ассигнований и др. Субъект финансового правоотношения — это реальный участник

конкретного отношения. Следует обратить внимание на то, что субъект права, а именно лицо, обладающее правосубъектностью, — это потенциальный участник правоотношения. Другими словами, субъект финансового права — понятие, имеющее более широкое содержание, чем субъект финансового правоотношения.

Субъекты финансовых правоотношений разделяются:

  • 1) на коллективные:
    • • общественно-территориальные образования (Российская Федерация, республики, города федерального значения, административно-территориальные единицы;
    • • органы государственной власти и управления;
    • • учреждения и коммерческие организации;
  • 2) индивидуальные:
    • • физическое лицо;
    • • индивидуально-частный предприниматель.

Таким образом, финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в процесс финансовой деятельности.

предмет финансового права; метод финансового права; финансово-правовая норма; система финансового права; финансовые правоотношения

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что является предметом финансового права?
  • 2. Назовите специфические черты метода финансового права.
  • 3. Как связана отрасль финансового права с иными отраслями права?
  • 4. Каковы особенности финансовых правоотношений?

Найдите в научных журналах за последние пять лет статью одного из ведущих ученых-правоведов о вопросах предмета и метода финансового права, изложите ее содержание и ваше мнение относительно выводов автора статьи.

Литература

  • 1. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы. — М., 2004.
  • 2. Бельский К.С. Финансовое право. — М., 1994.
  • 3. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001.
  • 4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. — М.: Элит, 2009.
  • 5. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. — М.: Юристъ, 2006.

Правовое регулирование финансов

Правовые основы регулирования финансовой деятельности. А

Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.

Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.

Правовое регулирование различных областей государственной деятельности

Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.

Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.

Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.

Научный аспект финансового права

Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности.

То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.

Понятие финансового права

Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется.

Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные финансы (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы).

При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений.

В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

Предмет финансового права

Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.

Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления.

Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам.

Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления.

Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления.

Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

Группы финансовых отношений

Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:

  • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
  • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
  • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
  • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
  • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
  • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

Методы финансового регулирования

Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей.

А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.

Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.

Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства.

Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля.

Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере.

Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.

Развитие финансового права

Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику.

Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют.

Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.

Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.