+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Президиум верховного суда российской федерации. Верховный суд рф Президиум состав

Содержание

Президиум верховного суда

Президиум верховного суда российской федерации. Верховный суд рф Президиум состав

Президиум Верховного суда Российской Федерации — высший совещательный орган Верховного суда РФ, руководящий его работой.

Состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного суда Российской Федерации. В состав президиума входят:

  • председатель Верховного суда,
  • заместители Председателя, входящие в состав Президиума по должности,
  • иные судьи Верховного суда Российской Федерации.

Утверждение Президиума Верховного суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседания Президиума Верховного суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации принимается большинством членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного суда Российской Федерации.

Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  • в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Российской Федерации;
  • оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Члены Президиума

  • Лебедев Вячеслав Михайлович — Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  • Серков Пётр Павлович — Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  • Нечаев Василий Иванович — Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по гражданским делам
  • Давыдов Владимир Александрович — Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по уголовным делам
  • Петрова Татьяна Анатольевна — Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по административным делам
  • Свириденко Олег Михайлович — Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по экономическим спорам
  • Хомчик Владимир Владимирович — Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих
  • Рудаков Сергей Валентинович — Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Дисциплинарной коллегии
  • Тимошин Николай Викторович — Председатель судебного состава Судебной коллегии, судья Верховного Суда Российской Федерации
  • Харламов Алексей Сергеевич — Председатель судебного состава Судебной коллегии, судья Верховного Суда Российской Федерации

Полномочия Пленума и Президиума Верховного Суда РФ

12345678910Следующая ⇒

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно.

В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Полномочия пленума:

  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам судебной практики; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов о судебной практике;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;
  • рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу РФ в порядке осуществления законодательной инициативы по вопросам ведения Верховного Суда РФ;
  • заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;
  • рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (или действующих на территории РФ разъяснений Пленума Верховного Суда СССР) законодательству РФ или постановлениям Пленума Верховного Суда РФ;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного суда Российской Федерации — высший совещательный орган Верховного суда РФ, руководящий его работой.

Состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда РФ

В состав суда входят:

  • председатель Верховного суда,
  • заместители Председателя, входящие в состав Президиума по должности,
  • иные судьи Верховного суда Российской Федерации.

Утверждение Президиума Верховного суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседания Президиума Верховного суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации принимается большинством членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного суда Российской Федерации.

Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  • в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Российской Федерации;
  • оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

39.Судебные коллегии Верховного Суда РФ: виды, состав, порядок формирования, полномочия.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

  1. Арбитражные апелляционные суды субъектов РФ, их организация и полномочия
  2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
  3. Верховные суды республик, краевые, областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, их организация и полномочия
  4. Верховный Суд РФ: его место в судебной системе, основные задачи и полномочия
  5. Виды налогов и сборов РФ. Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения
  6. Влияние разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  7. Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
  8. Глава муниципального образования: порядок формирования, правовые основы, полномочия, прекращение полномочий
  9. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты
  10. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Глава местной администрации: статус, полномочия, прекращение полномочий
  11. Квалификационная комиссия адвокатской палаты: порядок образования и полномочия
  12. Конституционный Суд РФ: его место в судебной системе и основные полномочия

Поиск на сайте:

Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”;

5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Постановление президиума Верховного суда РФ

ФКЗ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ устанавливает такое понятие, как полномочия Верховного суда. Устанавливается, что постановления Президиума – официальный документ, который в своем составе может содержать своеобразное толкование норм законодательства.

Таким образом, фактически предоставляется своеобразная инструкция к действиям для судов нижестоящих инстанций.

Также, формируются постановления, которые в своем составе могут иметь своеобразное предложение для совета федераций по поводу изменений законодательства, или же выпуска новых законодательных актов, которые бы соответствовали современным требованиям общества.

Что собой представляет постановление Президиума Верховного суда?

  1. Специализированный официальный документ, который зачастую в своем составе содержит определение норм законодательства, с учетом их применения в практической деятельности судов. Таким образом, фактически формируется единая система восприятия законодательной базы.

    В принципе, очень важно, чтобы все судебные системы работали в едином поле правового регулирования, и использовали законодательство в единственно верном понимании;

  2. Также нужно сказать о том, что постановление пленума может содержать в своем составе своеобразное предложение, которое касается осуществления изменения законодательной базы.

    Данное постановление направляется в совет федераций. Нужно отметить, что именно сбор статистики позволяет судебной инстанции правильно определить все нюансы применения законодательной базы на практике. И определить, какие сложности с применением законодательства могут возникать в процессе его применения судебными структурами.

    На основании данной информации формируется аспект предоставления определенных рекомендаций по внесению изменений в законодательную базу, с учетом определенных потребностей современного общества.

Становится понятно, что постановление президиума в действительности имеет важное значение в виде формирования дополнительного источника права.

Также нужно сказать о том, что каждое постановление в принципе выступает официальным документом, который является обязательным для исполнения нижестоящими судебными инстанциями.

Важность правильного и единственно верного толкования норм законодательства

Заметим, что все суды должны по однотипным делам принимать идентичные решения, не зависимо от уровня значения суда.

Если же речь идет о законодательстве, которое имеет неоднозначное толкование, то в данном случае может формироваться структура неоднозначности восприятия данных норм законов, что и спровоцирует разницу в принятии решений.

Такая позиция судов является недопустимой, именно по этой причине формируется острая необходимость в составлении специализированного постановления, которое фактически, будет отражать в себе единственно верное толкование тех или же иных норм законодательной базы.

Порядок формирования, состав и полномочия Пленума и Президиума Верховного Суда РФ

Президиум верховного суда российской федерации. Верховный суд рф Президиум состав

Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Порядок формирования, состав и полномочия Пленума Верховного Суда РФ

Ст. 14 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе:

  1. Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  2. заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  3. судей Верховного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда судьи Конституционного Суда, судьи Высшего Арбитражного Суда, иные судьи и другие лица.

В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Полномочия Пленума Верховного Суда:

  1. дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;
  2. использует право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст. 104 Конституции);
  3. обращается с запросом в Конституционный Суд в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции;
  4. утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда;
  5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  1. избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда;
  2. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде, а также положение о нем;
  3. утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом заключение о наличии в действиях Генерального прокурора и (или) Председателя Следственного комитета признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  4. ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей;
  5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда о деятельности судебных коллегий Верховного Суда и Апелляционной коллегии Верховного Суда;
  6. избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда тайным анием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;
  7. утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;
  8. утверждает Регламент Верховного Суда.

Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок формирования, состав и полномочия Президиума Верховного Суда РФ

Ст. 15 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации включает:

  1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
  2. заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  3. судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Количественный состав (13 судей) Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (положительное квалификационное заключение, Председатель ВС – Президент – Совет Федерации)

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» излагает Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации:
  1. проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
  2. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  3. разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
  4. утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
  5. возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  6. рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Дело № 1ПВ16 от 27.04.2016 – Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор

Президиум верховного суда российской федерации. Верховный суд рф Президиум состав

г. Москва27 апреля 2016 г.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего – Серкова П.П., членов Президиума – Нечаева В.И., Петровой Т.А., Рудакова СВ., Свириденко О.М., Харламова А.С., Хомчика ВВ., – при секретаре Шандре Л.Н. рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе Костовой Н.В.

на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г.

по заявлению Костовой Н В о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2014 г.

по делу по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Приме С А о сносе самовольной постройки, взыскании задолженности по арендной плате, расторжении договора аренды, по встречному иску Примы С А к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании права собственности на многоквартирный жилой дом.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Костовой Н.В. – Григоряна Г.Р., представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Лавровской А.Ю.

, поддержавших доводы надзорной жалобы, представителя Примы С.А. – Невраевой Е.П., представителя Цюпиной Г.Ф. – Самаркиди ВВ., Гусляковой Л.А., представителя Сильченко В.В. – Томиной А С , Шилиной Е.П.

, возражавших против удовлетворения надзорной жалобы, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 г.

удовлетворен иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании самовольной постройкой незавершенного строительством 14-этажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , сносе указанного дома, взыскании с Примы С.А. задолженности по арендной плате и расторжении договора аренды земельного участка. В удовлетворении встречных исковых требований о признании права собственности на самовольную постройку Приме С.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2014 г. указанное выше решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае отказано, иск Примы С.А. удовлетворен.

7 апреля 2015 г. Костова Н.В.

обратилась в Геленджикский городской суд Краснодарского края с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2014 г.

В обоснование заявления Костова Н.В.

указала, что является собственником одной из квартир в жилом доме, расположенном на земельном участке, смежном с земельным участком, на котором расположен строящийся 14-этажный многоквартирный жилой дом, являющийся предметом спора по делу, обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются ее права и законные интересы, однако она не была привлечена к участию в деле, а узнала об обжалуемом судебном постановлении из письма администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 3 апреля 2015 г., копию которого приложила к заявлению.

Определением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 14 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 мая 2015 г., заявление Костовой Н.В. удовлетворено.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. определение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 14 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 мая 2015 г. отменены, в удовлетворении заявления Костовой Н.В. отказано.

В надзорной жалобе Костова Н.В. просит отменить определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г., ссылаясь на то, что спорный жилой дом выстроен без разрешительных документов, в непосредственной близости от дома, в котором она проживает, а признание за Примой С.А.

права собственности на самовольно возведенный жилой дом затрагивает ее права и законные интересы, что в соответствии со статьей 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дает ей право обжаловать определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2014 г.

в кассационном порядке.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 6 апреля 2016 г. надзорная жалоба Костовой Н.В.

на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г.

передана с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в части отказа в восстановлении Костовой Н.В. срока на подачу кассационной жалобы.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорную жалобу, находит, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. об отказе Костовой Н.В.

в восстановлении срока на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2014 г.

подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г.

№ 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (часть 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В пункте 27 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новое судебное постановление (определение), не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (пункт 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из данных разъяснений, суд кассационной инстанции вправе принять новое судебное постановление, то есть разрешить спор или вопрос по существу только в том случае, если нижестоящим судом допущена ошибка в применении и (или) толковании правовых норм.

В случае же, если нижестоящим судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд кассационной инстанции обязан направить дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд – суд первой или апелляционной инстанции, к полномочиям которых отнесено установление указанных обстоятельств на основании представленных сторонами спора в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств и с соблюдением принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

При разрешении вопроса о восстановлении лицу, не привлеченному к участию в деле, пропущенного процессуального срока на обжалование судебного акта либо об отказе в восстановлении такого срока в судебном заседании первой или апелляционной инстанции должны быть исследованы юридически значимые обстоятельства, а именно: лишено ли данное лицо каких-либо прав или ограничено в правах, наделено правами либо на него возложена обязанность (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», абзац 4 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции).

Между тем, признав, что ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не были установлены названные юридически значимые обстоятельства, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в нарушение пункта 5 части 1 и части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разрешила по существу вопрос об отказе Костовой Н.В. в восстановлении срока на обжалование судебного акта в кассационном порядке, что повлекло за собой нарушение единообразия в применении норм процессуального права.

Исходя из изложенного, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. об отказе Костовой Н.В.

в восстановлении срока на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2014 г.

подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 391.9, 391.10, пунктом 2 части 1 статьи 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г.

об отказе Костовой Надежде Васильевне в восстановлении срока на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 января 2014 г.

отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Геленджикский городской суд Краснодарского края.

Председательствующий

Президиум Верховного суда

Президиум верховного суда российской федерации. Верховный суд рф Президиум состав

Для целей обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а равно для целей реализации конституционного права на соответствующую защиту, в настоящее время в Российской Федерации, сформирована целостная система юрисдикционных органов, особое значение в рамках которой придается судебным органам.

При этом анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что во главе соответствующей системы в нашей стране находится Верховный суд Российской Федерации, порядок формирования и компетенция которого, также определены на уровне федерального законодательства.

Определение 1

Верховный суд Российской Федерации – высший российский судебный орган, одновременно возглавляющий систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Основы правового положения рассматриваемого органа в условиях отечественной правовой системы детализируются в положениях Конституции РФ.

При этом следует обратить внимание на то, что с момента принятия Конституции РФ, свыше двадцати лет соответствующие системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов возглавлялись различными органами – соответственно Верховным судом и Высшим арбитражным судом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако в связи с внесением изменений в действующую Конституцию РФ и ряд федеральных нормативных правовых актов вышеназванные юрисдикционные органы были объединены, а их правопреемником стал Верховный суд Российской Федерации, которой с учетом обозначенных компетенционных особенностей в настоящее время не является звеном системы судов общей юрисдикции.

Проводя характеристику полномочий Верховного суда РФ следует отметить, что действующим законодательством соответствующему органу предоставлен достаточно обширный круг компетенции, элементы которого направлены не только на обеспечение судопроизводства и защиту конкретных прав и свобод различных субъектов, но и не обеспечение эффективности, последовательности и единообразия судопроизводства в Российской Федерации в целом.

Обеспечению реализации всей совокупности возложенных на Верховный суд задач, способствует его особая структура, элементами которой в настоящее время выступают:

  • Президиум и Пленум Верховного суда;
  • Апелляционная коллегия
  • Пять судебных коллегий, сферу компетенции которых составляет, соответственно, рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров, и споров, субъектами которых выступают военнослужащие;
  • Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ.

Кроме того, для целей обеспечения деятельности Верховного суда, не связанной с непосредственным отправлением правосудия, в его составе функционирует аппарат ВС РФ, Судебный департамент при Верховном суде РФ, и Научно-консультативный совет при ВС РФ.

Особенности деятельности Президиума Верховного суда Российской Федерации

Как было отмечено выше, особое место в современной структуре Верховного суда Российской Федерации отведено его Президиуму.

Говоря о субъектом составе рассматриваемого звена Верховного суда РФ следует отметить, что в настоящее время в состав Президиума входят тринадцать судей Верховного суда. При этом некоторые из них входят в него по должности, а остальные утверждаются Советом Федерации РФ по Представлению Президента, которое в свою очередь, основывается на представлении председателя Верховного суда.

Замечание 1

Кроме того, важной процедурной особенностью утверждения персонального состава Президиума ВС РФ выступает наличие положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Следовательно, отсутствие обозначенного согласия влечет невозможность утверждения состава Президиума ВС РФ и необходимость повторного инициирования формирования персонального состава рассматриваемого звена высшего судебного органа Российской Федерации.

После формирования и утверждения состава Президиума Верховного суда его деятельностью руководит председатель ВС РФ, который, как было отмечено выше, входит в его состав по должности, а при его временном отсутствии – заместитель председателя Верховного суда, наряду с исполнением иных полномочий председателя ВС РФ.

Деятельность и полномочия Президиума Верховного суда РФ

Как было отмечено выше, Президиуму Верховного суда РФ, как звену высшего российского судебного органа присуща особая процедура формирования и организация, предусмотренная действующим федеральным законодательством.

При этом переходя к характеристике непосредственной деятельности Президиума ВС РФ следует отметить, что в настоящее время установлено правило, в соответствии с которым Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже чем раз в месяц, причем правомочны они при наличии большинства членов (минимум семь человек).

Постановления Президиума, принимаемые по наиболее важным вопросам также утверждаются большинством членом Президиума (участвующих в заседании) и подписывается Председателем ВС РФ.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время круг полномочий Президиума Верховного суда РФ представлен совокупностью следующих прав и обязанностей:

  1. Надзорное производство в пределах полномочий по рассмотрению жалоб и представлений, а также производство в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами по жалобам (представлениям) уже проходившим процедуру надзорного производства в Президиуме Верховного суда РФ;
  2. Оценка материалов изучения и обобщения судебной практики нижестоящих судов, анализирует сведения судебной статистики;
  3. Рассмотрение вопросов организационного характера касательно деятельности ВС РФ;
  4. Оказание помощи нижестоящим инстанциям в обеспечении верного правоприменения и т. д.

Замечание 2

Таким образом, в результате проведения анализа особенностей организации и деятельности Президиума Верховного суда Российской Федерации, как звена высшего российского юрисдикционного органа, можно сделать вывод об исключительной важности его деятельности для целей обеспечения законности и последовательности правоприменения в РФ.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.