+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Примеры материальных административно правовых норм. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования

Примеры материальных административно правовых норм. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:

  1. нормы административно-правового характера;
  2. отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.

Административно-правовая норма

Определение 1

Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.

Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.

Особенности административно-правовых норм

Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.

Императивный характер административно-правовых норм

К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти.

Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.

Особенности структуры административно-правовых норм

Также, своеобразные особенности присутствуют и в самой системе административно-правовых норм. Как и абсолютно все другие правовые нормы, данные имеют гипотезу и строгую диспозицию. При этом, они часто вовсе не содержат санкции как логичные последствия ее несоблюдения.

Замечание 1

К слову, санкции представляют собой обязательный элемент системы любой нормы права. Без наличия санкции правоведческая норма попросту не может существовать.

Все санкции, грубо говоря, вынесены за все рамки содержания нормы и строго предусмотрены в иных административных актах права.

Пример 1

Примером вышеуказанного случая является предусмотрение санкций в законодательстве о строгой дисциплинарной и административной ответственности.

Виды правовых норм

Согласно своих характеристик и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • наделяющие полномочиями;
  • поощрительные.

Замечание 2

Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия.

К таким нормам относятся:

  • нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
  • нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;
  • нормы, которые работают с порядком обращения граждан.

Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы. Их задача устанавливать недопустимые действия. Последние подразумевают нормы нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма.

Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам. Использовать такие полномочия они могут по своему желанию.

Замечание 3

К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм. К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта.

Последние устанавливают строгие границы полномочий. Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.

Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Примеры материальных административно правовых норм. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная – определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная – обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная – обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.