+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Ст 142 фз о банкротстве. Внесены изменения в законодательство о банкротстве

Содержание

Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2020 год – БФ

Ст 142 фз о банкротстве. Внесены изменения в законодательство о банкротстве

В Закон о банкротстве физических лиц в 2015 — 2019 годах внесен ряд изменений и поправок, благодаря которым процедура стала доступнее.

За четыре года лишь 16% неплательщиков обратились за потребительским банкротством, несмотря на многотысячные, а порой и миллионные долги перед банками. Людей отпугивала стоимость и сложность процедуры – это основные недоработки, которые сразу проявились.

В 127-ФЗ с 1 октября 2015 года многое изменилось, и Госдума не планирует останавливаться! Итак, что будет в законодательстве в ближайшем времени?

Как работает законодательство о банкротстве?

Российские правоведы не отстают от развитых стран, и в 2015 в силу вступили новые положения Закона о несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ о личном банкротстве граждан.

Такая практика давно существует в цивилизованных странах – если человек попал в затруднительную финансовую ситуацию и не способен рассчитаться с кредиторами, он вправе признать себя банкротом, в результате чего суд списывает безнадежные долги.

Итак, ФЗ о банкротстве граждан вступил в силу более 4 лет назад. Предусматривается, что банкротом вправе стать каждый гражданин – физлицо, у которого образовался долг в размере от 500 тысяч рублей и просрочки (даже по одному кредиту) сроком от 3-х месяцев.

Также возможно подать заявление, если должник предвидит скорое наступление банкротства. Примером такой ситуации является потеря работы или продолжительная болезнь, повлекшая затруднительное финансовое положение. В суде должник доказывает, что расплачиваться с банками нечем, и объясняет причины.

Соответственно, банкротство признают, даже если долг меньше установленной планки в полмиллиона.

Банкротство оформляется только через суд. Заявление вправе подать каждая заинтересованная сторона:

  • сам должник;
  • кредиторы (банки, МФО, ФНС).

Реальная стоимость процедуры банкротства физ. лиц

Также заинтересованная сторона оплачивает судебные расходы. Подавая документы, потребуется оплатить:

  • вознаграждение для финансового управляющего 25 тысяч руб.;
  • госпошлину 300 руб.

Далее назначается дата судебного заседания, где суд решает, какую процедуру будет проходить должник.

В банкротстве физлиц предусмотрено две 2 процедуры: реструктуризация долгов и реализация имущества. Если первая процедура назначается редко (только в 15% дел), то реализация вводится в большинстве случаев, и именно тогда физическое лицо становится банкротом.

Процедура реализации имущества позволяет должнику полностью или частично удовлетворить требования кредиторов. Сначала осуществляется инвентаризация и оценка имущества, затем торги. Стоимость собственности банкрота ниже, чем сумма долгов, поэтому после продажи требования кредиторов удовлетворяются не полностью. Непокрытые долги списываются.

Банкротство физических лиц доступно и гражданам, у которых нет имущества. Не требуются автомобиль, квартира и деньги в банке, чтобы вас признали банкротом – достаточно соответствовать условиям предусмотренным федеральным законом! По официальным подсчетам, 78% банкротов, инициируя процедуру, не имели имущества, пригодного для продажи.

Полную версию закона о банкротстве физических лиц (в редакции на январь 2020) вы можете скачать бесплатно на нашем сайте.

Финансовый управляющий в процедуре банкротства физ. лиц

Для успешного списания долгов важно выбрать правильного финансового управляющего. Согласно ст. 213.9, он осуществляет судебные мероприятия:

  • проводит собрания кредиторов,
  • проверяет имущество должника,
  • оспаривает сделки,
  • контролирует поступления и расходы на счетах должника,
  • проводит опись и оценку имущества,
  • организовывает торги имуществом банкрота.

Управляющий докладывает Арбитражному суду о положении дел в начале процесса и регулярно отчитывается о проделанной работе. Финансовый управляющий — это член СРО арбитражных управляющих, деятельность которых контролируется Росреестром.

В случае нарушений финуправляющий несет административную ответственность по ст. 14.13 КоАП и обязан в полном объеме возместить ущерб от некачественной работы — ст. 20.4 Закона о Банкротстве.

Как показывает практика, от выбора финуправляющего зависит длительность процедуры, оспаривание незаконных договоров и в итоге — успешное закрытие долгов.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

Федеральный Закон о банкротстве граждан: действующая редакция с изменениями на 2020 год

За прошедшие неполных пять лет к закону о банкротстве физ. лиц был принят ряд правок и дополнений для упрощения процедуры личного банкротства.

Например, одна из проблем – стоимость банкротства. Цена сопутствующих расходов – на оценку, торги, публикации, отбивала желание обращаться в суд. Рассмотрев этот вопрос, госдума приняла поправку – с января 2017 размер госпошлины, которая обязательно оплачивается при подаче документов, снизился до 300 рублей.

Также приняты другие поправки. В частности, повышен размер вознаграждения финуправляющего, с 10 до 25 тысяч рублей за одну процедуру.

Несмотря на это, комментарии на специализированных форумах и новостные сводки свидетельствуют, что управляющих все равно не устраивает размер оплаты – объем работ слишком большой, к тому же изменения в законодательстве ужесточили требования к арбитражным управляющим и повысили ответственность за ошибки.

Какие изменения планируются в ближайшем времени?

С 2015 года выработалась противоречивая судебная практика по разделу общей собственности, итог подвел Верховный суд в Пленуме №7 от 25.12.2018. Нижестоящим судам даны разъяснения о возможности совместного банкротства супругов и порядке выделения и продажи доли банкрота из общей собственности.

Законопроект № 835938-7 регулирует имущественные отношения мужа и жены в ситуации несостоятельности, порядок раздела семейных кредитов и имущества .

Кроме того, третий год ведутся разговоры об «упрощенной версии» потребительского банкротства граждан. Что это?

Законопроект устанавливает требования к лицам, желающим списать долги в упрощенном порядке:

  • по количеству кредиторов: до десяти;
  • по размерам задолженности: от 50 тысяч до 700 тысяч руб.;
  • по другим критериям: должник не должен менять место проживания за последние 4 месяца и отчуждать имущество на протяжении последних 3-х лет на сумму больше 200 тысяч рублей.

Суть поправок заключается в снижении стоимости и сроков. Упрощенная процедура будет проходить без финуправляющего. Длительность сократится до 4 месяцев. Подчеркнем, что законопроект еще в разработке, ознакомиться можно на Федеральном портале. В лучшем случае он будет принят в конце 2020 года, а действовать начнет в 2021.

Нет смысла ждать принятия упрощенного банкротства граждан. Пени за просрочки начисляются ежедневно и, дожидаясь изменений, можно накопить долг более 700 тысяч, что лишает права пользоваться упрощенкой.

В 2020 году официально разобраться с МФО и коллекторами вправе каждый гражданин, соответствующий требованиям ч. 2 ст. 213.3 № 127-ФЗ.

Не стоит откладывать банкротство на потом – претензии из банков и звонки от коллекторов портят нервы, а проценты продолжают капать.

Не копите долги, звоните нам!

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

Банкротство по-новому: обзор изменений законодательства

Ст 142 фз о банкротстве. Внесены изменения в законодательство о банкротстве
Увеличение банкротств в России, отсутствие адекватных процедур финансовой реабилитации юридических лиц, а также относительно работающий инструмент реструктуризации долгов физических лиц подтолкнули законодателей на подготовку законопроекта*, вносящего изменения в закон о банкротстве. Проект приняли в первом чтении в 2017 году.

Законопроект содержит в себе много изменений, которые условно можно разделить на две части — концептуальные и технические. О том, как изменятся технические моменты процедуры, рассказывает советник Юридической компании «Бендерский и партнеры» Павел Двойченков.

Первые, концептуальные, касаются процедуры Реструктуризации долгов юридического лица, а также новых организационных принципов работы Арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

Вторая часть изменений — техническая, затрагивающая на первый взгляд только вводные и вспомогательные положения, связанные c введением процедуры реструктуризации в закон. Но при детальном рассмотрении они содержат массу новелл, которые могут существенно изменить текущий порядок проведения процедур банкротства, сместить баланс интересов участников дела о банкротстве.

В этом обзоре законопроекта рассматриваются технические изменения, так как они представляют не меньший интерес, чем сама процедура реструктуризации.

Повысить экономическую грамотность и ответственность

Технические изменения тоже можно разделить на два блока. Первый – условно положительный, это изменения, которые скорее положительно скажутся на процедурах, не содержат двойных смыслов. Второй – спорный, это неоднозначные или противоречивые изменения, меняющие баланс интересов сторон процесса.

Первая часть изменений коснулась порядка подачи и рассмотрения заявления о признании должника банкротом или реструктуризации долгов, статуса лиц в деле о банкротстве, расходов по делу о банкротстве, экономической грамотности участников процесса.

Так, должник в момент подачи заявления о признании его банкротом или реструктуризации, а также в отзыве на заявление кредитора, обязан приложить отчет о финансовом состоянии компании, вправе приложить проект плана реструктуризации долгов.

Кредиторы, в случае подачи заявления о реструктуризации, обязаны указывать сведения о возможных мерах по восстановлению платежеспособности должника и о предпринятых ими мерах по урегулированию задолженности.

Таким образом, уже на этапе рассмотрения заявления и суд и кредиторы смогут убедиться в возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника, изучив и его финансовый отчет, и проекты плана по реструктуризации.

Описанные изменения предполагают более ответственный подход сторон к инициации дела о банкротстве. Ведь при отсутствии необходимых документов или при их очевидной неполноте суд может как наложить штраф на руководителя должника, так и вернуть заявление.

Более того, согласно законопроекту суд при рассмотрении заявления о признании должника банкротом может, минуя процедуру наблюдения, назначить процедуру конкурсного производства.

Это происходит, если по итогу анализа представленных документов суд сочтет, что  очевидна невозможность восстановить платежеспособность.

Такие изменения существенно сократят сроки рассмотрения дела и судебные издержки сторон процесса, будут способствовать сохранению конкурсной массы, так как времени у должника на вывод активов в наблюдении уже не останется.

Важная новелла касается и защиты конфиденциальных данных на этапе рассмотрения заявления. Должник обязан будет предоставлять финансовый отчет, судебное заседание по рассмотрению заявления может быть закрытым по ходатайству стороны процесса.

Закладывается и механизм по сокращению трат конкурсной массы, при котором участники дела о банкротстве будут более взвешенно подходить к согласованию расходов в деле о банкротстве, привлечению в дело лиц, оказывающих услуги на возмездной основе.

Кредиторы должны будут более добросовестно подходить к самому факту подачи заявления о признании должника банкротом, так как все понесенные расходы на финансирование деятельности арбитражного управляющего, если заявление оставлено без рассмотрения или производство по делу прекращено, (за исключением удовлетворения требований и заявления о реструктуризации) ложатся на заявителя, который подал такое заявление.

Это изменение может помочь избежать подачи формальных заявлений и снизить нагрузку на суды. Более того, при рассмотрении заявления суд и кредиторы смогут сразу оценить финансовое состояние должника.

При несогласии кредиторов с отчетом должника о финансовом состоянии они смогут предоставить суду альтернативные отчеты, из которых суд на этапе рассмотрения заявления сможет понять, какую процедуру назначить.

Законопроектом предусмотрено, что расходы по делу о банкротстве — кроме специально оговоренных законом — будут компенсироваться не из конкурной массы, а конкурсным управляющим, который обязан их оплачивать из своего финансирования, порядок и лимиты которого также устанавливаются законом.

Далее справедливо указывается и на обязанность кредитора оплатить расходы по делу о банкротстве, если он ал за несение этих расходов или сам их предложил на собрании кредиторов. Изменения затронули и статуса лиц, участвующих в деле.

Теперь кредиторы, чьи требования подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами, априори обладают всеми правами участника дела о банкротстве, даже правом высказываться относительно кандидатуры управляющего, с момента принятия судом соответствующего заявления.

Это существенно снижает временные издержки таких кредиторов на вступление в дело. Вместе с тем законом не оговорено, освобождены ли такие кредиторы от дальнейшего заявления в реестр в принципе или все же данные процедуры необходимо будет пройти. 

Изменения процессуального статуса коснулись и других лиц. Так, представители работников теперь являются участниками дела о банкротстве с момента принятия заявления, а учредителей (участников) общества, если их не больше пяти, либо имеющих наибольшую долю, суд теперь императивно обязан уведомлять о дате заседания по рассмотрению заявления.

Следует отметить и новый подход законодателя и к определению статуса конкурсных кредиторов. Законопроект особо выделяет «крупных кредиторов», требования каждого из которых составляет не менее 5 % от общего размера требований, и/или не менее ста миллионов рублей.

Таким образом, значительная часть новелл направлена на большую экономическую грамотность и ответственность участников процесса по делу о банкротстве.

Заинтересованные лица

Вторая часть новелл относится к изменениям процессуального статуса заинтересованных лиц, порядку применения обеспечительных мер, а также балансу кредиторов в деле о банкротстве. 

Заметные изменения коснулись статуса так называемых аффилированных кредиторов, сам факт существования которых действующим законом никак не фиксируется. Законопроектом данная дефиниция тоже не вводится, но первые шаги в этом направлении сделаны. 

В законопроекте вводится понятие кредитор, заинтересованный по отношению к должнику, и он является «самым слабым» кредитором. Например, должник, при подаче заявления о признании себя несостоятельным или в отзыве на заявление кредитора будет обязан указать заинтересованных кредиторов.

Заинтересованный кредитор, в свою очередь, обязан при подаче заявления указать свой статус. Такой кредитор лишен права голоса на собраниях кредиторов, не вправе выбирать и предлагать при подаче заявления о банкротстве кандидатуру арбитражного управляющего.

Если информация о заинтересованности была сокрыта, но стала известна после того, как суд назначил предложенного таким кредитором управляющего, то последнего можно отстранить.

Тем не менее, требования такого кредитора предполагается удовлетворять в общем порядке, положений о понижении таких требований «за реестр» законопроектом не предусмотрено. 

У приведенных ограничений статуса заинтересованного кредитора есть исключение: если «заинтересованный кредитор» является кредитной организацией, то права голоса он не лишен. Логика такого решения не очень понятна, налицо дискриминация по признаку организационной принадлежности кредитора. 

Вместе с тем сама ст. 19 Закона о банкротстве не претерпела изменений, понятийный аппарат «заинтересованности» в законе так и не раскрыт, оставляя все же общие отсылки к легальному понятию аффилированности. Единственное изменение в ст.

19 Закона о банкротстве касается очевидного – в список заинтересованных лиц добавлены контролирующие должника лица.

Возможно, на втором чтении законопроекта законодатель будет учитывать последнюю практику ВС и добавит презумпцию автоматического «понижения» требований заинтересованных кредиторов «за реестр».

Обеспечительные меры

Необходимо обратить внимание и на то, что изменились правила о применении обеспечительных мер.

Предполагается, что по ходатайству арбитражного управляющего суд может принять меры по запрету распоряжением имуществом не только в отношении имущества должника, но и имущества контролирующих лиц, даже имущества контрагентов  (при условии того, что есть основания признать сделку, по которой контрагент получил от должника имущество, недействительной). При этом ответственности за убытки таких лиц арбитражный управляющий не несет, конечно, при условии того, что он действовал добросовестно. Контрагенты, которых коснутся обеспечительные меры, вправе их оспорить, но учитывая специфику и сроки рассмотрения дел о несостоятельности, такой арест может повлечь за собой вал банкротств компаний, у которых арестуют имущество. 

При этом обязательства перед налоговым органом исполнять можно. Впрочем, это не единственная преференция, которая дается государственным органам в деле о банкротстве. В законопроекте появляется новая форма залога – «административный», а вместе с ним и новый тип залогового кредитора, что может существенно изменить баланс удовлетворения требований в деле о банкротстве.

Согласно замыслу законодателей, залоговыми следует признать требования, основанные на обязательствах, вытекающих из отношений, «которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой и наличие которых или размер которых в части превышения над размером обязательств, известных кредитору, в установленные законодательством сроки были сокрыты от кредитора, заявившего требования, в том числе если о наличии и/или надлежащем размере таких обязательств не было сообщено кредитору в порядке и в сроки, которые установлены законодательством». 

Состав имущества, в отношении которого устанавливается административный залог, указывается самим кредитором. То есть любое доначисление налогов и пеней сверху уплаченной должником суммы налога будет залоговым требованием. 

Эта новелла оставляет много вопросов. Как быть, если имеющееся у должника имущество уже в залоге? Он аннулируется или залог становится пропорциональным размеру требований? Каковы законные основания для признания такого залога? ГК РФ таких конструкций не знает. 

Баланс интересов

Нельзя отрицать желание  законодателя защитить публичный интерес в деле о банкротстве, но в совокупности с другими преимуществами, которыми пользуется налоговый орган, о таком понятии как баланс интересов кредиторов вскоре можно забыть.

Это часть существенных изменений, которые ждет закон о банкротстве. Следует отметить, что, несмотря на то, что некоторые из них действительно важны и могут изменить в лучшую сторону Банкротное законодательство, законопроект в существующем виде оставляет много вопросов. 

Все предлагаемые изменения таят в себе много «НО» и неопределенностей в части применения на практике, а какие-то необходимые инициативы не реализованы в принципе, баланс кредиторов, если законопроект будет принят в этом виде, будет существенно смещен в пользу государственных органов и кредитных организаций. 

*Законопроект №239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц»

Источник

Фз «о несостоятельности (банкротстве)» по-новому. чего ждать от изменений законодательства в 2019 году?

Ст 142 фз о банкротстве. Внесены изменения в законодательство о банкротстве

К концу 2018 года стало известно о том, что планируется ряд поправок в законодательство, связанное с банкротством граждан. При этом инициатива исходила с разных сторон одновременно.

Прогноз изменений в закон о банкротстве физических лиц

29 ноября Верховный Суд России вынес значимое определение по делу о несостоятельности должника. Данный судебный акт вызвал активное обсуждение в юридическом сообществе и в СМИ, поскольку фактически лишает должников иммунитета единственного жилья.

18 декабря во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатором этого проекта стала группа депутатов Госдумы. А целью – приведение в равновесие интересов должников и кредиторов.

25 декабря Пленум Верховного Суда России принял Постановление №48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”. Верховный суд дал разъяснения о порядке изъятия и реализации жилых помещений должников. Кроме этого, разрешены и другие вопросы, возникающие в банкротных делах.

28 декабря на портале проектов нормативно-правовых актов размещен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан». Разработчиком является Минэкономразвития. К слову, эта инициатива обсуждалась еще с 2016 года. Но проект так и не был внесен на рассмотрение.

Все эти изменения направлены на повышение доступности процедуры банкротства и пресечение действий недобросовестных должников.

Введение процедуры упрощенного банкротства граждан

В конце 2018 года Минэкономразвития разработало проект о внесении изменений в закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно проекту, изменения коснутся процедуры банкротства граждан. Планируется создать упрощенную процедуру для физических лиц с долгами от 50 до 700 тысяч рублей.

При наличии долга до 500 тысяч рублей подать заявление о признании себя банкротом сможет только должник.

Кредиторы смогут обращаться в суд только при наличии долга свыше 500 тысяч. При этом появится возможность рассмотреть банкротное дело в течение 5 рабочих дней с момента принятия заявления. Это позволит не вызывать стороны и не проводить судебное заседание.

В пояснительной записке указывается на причины создания таких поправок. Для большинства граждан-неплательщиков, действительно нуждающихся в банкротстве, эта процедура оказалась недоступной из-за своей стоимости. Оплата услуг финансового управляющего является неподъемной ношей для должника.

Суды также поддержали эту инициативу, потому что количество дел по заявлениям физических лиц значительно выросло. Кроме того, упрощенная процедура сократит сроки ее проведения.

Пока что процедура банкротства доступна для граждан, имеющих долги свыше 500 тысяч рублей и просрочку по долгам свыше 90 дней. По состоянию на 1 января 2019 г. под эти признаки подпадало около 750 тысяч граждан.

Подавляющая часть из них не знает о праве признать себя банкротом. Другая часть не может воспользоваться такой возможностью, потому что она является дорогостоящей.

Принятие поправок о создании упрощенного банкротства поможет должникам, оказавшимся в трудной ситуации и не имеющим возможности исполнять свои обязательства.

Какие еще нововведения произойдут в случае принятия упрощенного порядка:

  • проведение собрания кредиторов станет необязательным;
  • изменится объем полномочий финансового управляющего;
  • появится возможность перейти из упрощенной процедуры банкротства к общей;
  • будет предусмотрена возможность отмены определения о завершении процедуры банкротства в отношении граждан, которые создали притворные признаки соответствия условиям упрощенной процедуры.

Банкротство станет дешевле за счет снижения цен на услуги финансового управляющего. Но в связи с этим остается неясным, кто будет оплачивать услуги управляющего, либо какой управляющий будет вести дело о банкротстве за небольшой гонорар.

Возможность перейти из «упрощенки» в общую процедуру будет предусмотрена для случаев, когда выявится, что объем долгов не соответствует условиям применения упрощенной процедуры, и в случае, если будет обнаружено имущество, размер которого превышает 200 тысяч рублей.

Изменение взгляда на единственное жилье должника

Согласно части 1 статьи 446 ГПК РФ, нельзя обращать к взысканию единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение. Но в ноябре 2018 года Верховный Суд России принял значимое решение, вызвавшее бурную реакцию юридического сообщества.

Фабула дела: должник оформил большой заем для приобретения 5-комнатной квартиры, но не торопился возвращать деньги своему кредитору. Тогда займодавец подал на него в суд. Квартира была оценена свыше 20 миллионов рублей.

Чтобы ее не обратили к взысканию, заемщик предпринял попытки вывести квартиру из своего имущества. Но недвижимость все же была арестована, а сделки по отчуждению признаны недействительными.

Тогда должник прописался в этой квартире и подал на собственное банкротство, в ходе которого строил позицию защиты на принципе имущественного иммунитета единственного жилья.

Суд первой инстанции принял эту позицию, а суды апелляционной и кассационной инстанций утвердили решение суда. Квартиру исключили из конкурсной массы должника. Но Верховный суд отменил определения нижестоящих инстанций, направив дело на новое рассмотрение.

Это определение может сформировать новую практику при установлении степени роскошности единственного жилья. При новом рассмотрении дела суд определит подходы по оценке единственного жилья как роскошного. И обратит внимание на место регистрации должника.

Место регистрации должника – это зафиксированные сведения о месте жительства гражданина. Если место регистрации должника не совпадает с адресом его «единственного жилья», то суды должны проверять, где в действительности проживает гражданин.

Формирование такой позиции Верховного суда является закономерным процессом. Еще в 2012 году Конституционный суд указал, что необходимо создать инструмент для определения случаев, когда размер и качество жилья превышают потребности должника и его семьи.

Создание такой нормы позволит соблюдать баланс между интересами должников и кредиторов.
Институт банкротства физических лиц введен в действие с 2015 года. С каждым годом суды рассматривают все больше заявлений о признании граждан несостоятельными.

Это говорит о том, что данный ресурс показал свою эффективность и прижился в России.

Потенциальные изменения и поправки в законодательство о несостоятельности граждан

На стадии согласования находится законопроект № 307663-7. Согласно этим поправкам, банкротство в отношении гражданина может быть введено и в тех случаях, когда у него нет имущества, которым можно оплатить расходы на проведение этого процесса или удовлетворить требования кредиторов.

По мнению законодателя, внесение таких изменений необходимо, потому что банкротство должно преследовать социально-реабилитационные цели. Государству следует предоставить честным должникам шанс снять с себя неподъемные долги, а не только преследовать цель удовлетворить требования кредиторов.

Верховный суд в 2018 году сформировал еще несколько правовых позиций, которые могут стать основаниями для внесения изменений в действующее законодательство. Все эти позиции объединены целью устранить лазейки в законе, которыми пользуются недобросовестные должники:

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Закон о банкротстве физических лиц ФЗ 127 с изменениями: обзор и комментарии 2020 года

Ст 142 фз о банкротстве. Внесены изменения в законодательство о банкротстве

Уровень просроченной задолженности России неустанно растет с каждым годом. Так, чтобы помочь простым гражданам выбраться из «долговой ямы», избавить их от жесткого «сотрудничества»  с коллекторами был разработан специальный закон о банкротстве физических лиц. На территории РФ он действует с 1 октября 2015 года  под номером 127-ФЗ и по-прежнему актуален на 2020 год.

Главные нормы

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Федеральный закон № 127 о банкротстве физических лиц (точнее, изменения в этот закон по ФЗ-476) появился в связи с принятием соответствующих поправок в ранее утвержденном законе о несостоятельности.

Вследствие чего подать заявление в Арбитражный суд на проведение процедуры банкротства теперь могут не только ИП и юридические лица, но и обычные жители государства, имеющие огромную закредитованность и не в силах выполнять свои обязательства перед кредиторами, партнерами, другими уполномоченными органами. Официальный процесс может стать результатом полного списания долгов заемщика.

Главные нормы в отношении банкротства гражданина освещены в главе Х действующего закона (ст. 213.1 — 213.32). Отметим, что банкротство физических лиц применимо в нашей стране и для иностранных граждан, если на то имеются соответствующие условия. Например, белорус, получивший кредит в российском банке, может быть признан обанкротившимся, опираясь на «местное» законодательство.

Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.

Необходимые требования к гражданину

Закон о банкротстве физических лиц  разрешает обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании физлица банкротом не только самому должнику, но и конкурсносу кредитору, а также уполномоченным органам. Об этом свидетельствует п.1 ст. 213.3 ФЗ № 127.

Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:

  1. Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
  2. Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.

Планка долга банкрота — особенности

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц на многих юридических сайтах трактуется несколько неграмотно. Так, как указано выше, размер долга  потенциального банкрота должен быть не менее 500 000 рублей, однако в этом же законе в ст. 213.6 присутствуют и другие предпосылки признания гражданина несостоятельным человеком, например:

  1. Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
  2. Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
  3. Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.

Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества.

Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше.

Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2020 год.

Подсудность — место отправки заявления

Обратимся к ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц. Там указано, что для начала проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать в случае невозможности исполнять требования одного или нескольких кредиторов, а также, если должник смог предвидеть факт своего банкротства при наличии определенных обстоятельств.

Отметим, что опираясь  на п.2.1 ст. 213.4, прежде чем подать заявление в органы суда индивидуальным предпринимателям следует заранее (не менее чем за 15 дней) опубликовать предварительное уведомление в ЕФРС о том, что планируется подача бумаги о признании ИП банкротом.

К заявлению потребуется приложить множество других документов, список которых содержит п. 3 ст. 213.4 закона № 127. Образец заявления смотрите у нас на сайте.

Выбор арбитражного управляющего

Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:

  1. Временный – проводит наблюдения.
  2. Административный – занимается финансовым оздоровлением.
  3. Внешний – назначается для внешнего управления.
  4. Конкурсный – работает над конкурсным производством.
  5. Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.

Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е.

сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве.

Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.

Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего  согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.

Какие изменения закона «О банкротстве» могут быть приняты в 2020 году?

Ст 142 фз о банкротстве. Внесены изменения в законодательство о банкротстве

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям при Государственной Думе РФ подготовил обновленную версию поправок, которые нужно внести в закон «О банкротстве» № 127-ФЗ.

Законопроект уже прошел I чтение и теперь готовится ко второму.

Депутаты учли отзывы профессионального сообщества, и теперь направили документ на оценку Илье Торосову, заместителю министра экономического развития РФ.

ДОЛГ.РФ решил выяснить, какие основные изменения ждут закон «О несостоятельности» в 2020 году.

Введение терминов «реструктуризация долгов» и «антикризисный управляющий»

Ст. 2 закона № 127-ФЗ планируют дополнить новыми терминами:

  • Реструктуризация долгов, под которой понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику (юридическому лицу) в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов.
  • Антикризисный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения реструктуризации долгов в соответствии с законом «О банкротстве».

Введение новых терминов предполагает и введение новых процедур в отношении юридических лиц. Теперь кредиторы смогут не только подавать иски о банкротстве, но для начала потребовать реструктуризации задолженности, чтобы должностное лицо попыталось восстановить платежеспособность компании. Сведения о начале реструктуризации задолженности также будут передаваться на Федресурс.

Банкротство при ликвидации компании можно начинать не сразу

Ст. 9 закона «О несостоятельности» в ч. 3 содержит предписание, что в случае, если при ликвидации юридического лица комиссия обнаружит, что компания не может расплатиться с долгами перед кредиторами, то она в течение 10 дней обязана подать заявление о банкротстве предприятия. В Госдуме РФ планируют расширить временные рамки до 20 дней.

О заинтересованных кредиторах и полномочиях арбитражных управляющих на собрании

Некоторым категориям заинтересованных кредиторов разрешили участвовать в общем собрании взыскателей и принимать решения на нем. К их числу относятся банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и иные кредитные компании. Заинтересованными кредиторами не могут быть признаны муниципальные образования, субъекты РФ и сама Россия.

Также арбитражным управляющим будет запрещено вносить изменения в повестки дня собраний не только уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, но и представителей работников должника.

Введение понятия «зависимая и контролирующая задолженность»

Закон № 127-ФЗ будет дополнен ст. 19.1, в которой будет определено понятие «зависимой и контролирующей задолженности». Ею будет считаться задолженность, которая:

  • принадлежит заинтересованному лицу – долг будет считаться зависимым даже в случае, если заинтересованная сторона получила его в рамках цессии, поручительства или законного правопреемства от незаинтересованного лица;
  • была получена незаинтересованным лицом от заинтересованной стороны в рамках цессии, поручительства или законного правопреемства;
  • изначально принадлежала заинтересованному лицу и многократно переходила различным правопреемникам;
  • принадлежит контролирующему лицу организации или заинтересованным к контролирующему лицу гражданам или компаниям;
  • превышает 20 % от общей суммы требований взыскателей III очереди;
  • не исполнялась должником и не взыскивалась кредитором в течение длительного времени ИЛИ были установлены нетрадиционные сроки, форма расчетов, процентные ставки ИЛИ юридическое лицо не смогло бы вести деятельность без финансирования со стороны заинтересованного лица.

При этом суду оставили право на свое усмотрение признавать ту или иную задолженность зависимой и контролирующей.

Заинтересованные кредиторы не будут иметь права голоса на собраниях (за исключением кредитных организаций), их денежные требования при принятии решений учитываться не будут.

Однако их не лишат права выступать на собраниях.

Фактически закон создает IV очередь кредиторов, поскольку заинтересованные взыскатели смогут получить удовлетворение только после того, как будут возвращены долги всем остальным.

Если другие кредиторы выяснят, что арбитражный управляющий скрывает информацию о том, что конкретное лицо является заинтересованным, а задолженность – зависимой, они могут в течение 3 месяцев обжаловать факт невключения взыскателя в список заинтересованных.

Новые полномочия арбитражных управляющих

Арбитражным управляющим официально разрешат работать с персональными данными граждан, но при условии, что это необходимо для объективного ведения процедуры банкротства.

Также арбитражные управляющие теперь обязаны отчитываться как перед судом, так и перед собранием кредиторов о возможности продолжения хозяйственной деятельности юридическим лицом, определяя, не повлечет ли это за собой дополнительных убытков.

Будет введена оплата труда антикризисных управляющих. Они будут получать:

  • 15 тыс. руб. ежемесячно;
  • 45 тыс. руб. в месяц, если антикризисный управляющий примет на себя функции руководства организации;
  • процентное вознаграждение будет таким же, как и другим арбитражным управляющим, в соответствии с ч. 10-11 ст. 20.6 закона «О банкротстве».

Если антикризисному управляющему переданы полномочия руководства, то он должен будет застраховать свою ответственность.

Плата за публикацию сведений на Федресурсе

Законодательные нововведения предлагают освободить от оплаты услуг по публикации сведений на Федресурсе Банк России, муниципальные и государственные органы.

Должник совместно с иском о банкротстве обязан направить в суд отчет о своем финансовом состоянии

Обсуждается введение ст. 38.1 в закон «О несостоятельности», в котором будет описываться содержание отчета о финансовом состоянии компании. В нем должна быть прописана следующая информация:

  • перечень активов и имущественных прав должника совместно с оценочными отчетами;
  • список известных кредиторов, уполномоченных органов с указанием сумм долга и адресов их местонахождения;
  • список заинтересованных кредиторов за последние 3 года;
  • список незаинтересованных взыскателей, размер требований которых составляет не менее 5 % от общей суммы задолженности;
  • перечень незаинтересованных кредиторов, размер требований которых превышает 100 млн руб.;
  • сведения о соотношении долговых обязательств и цены всех активов;
  • информация о судебных решениях за последние 3 года;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования взыскателей;
  • причины, из-за которых предприятие стало неплатежеспособным;
  • прогноз финансового состояния должника, меры для восстановления платежеспособности, проект плана реструктуризации, иные сведения, которые помогут восстановить платежеспособность компании (если подается заявление о реструктуризации)
  • бухгалтерская и финансовая отчетность за последние 3 года.

Информация из этого отчета признается конфиденциальной. Отчет должен быть представлен в течение 10 дней после его истребования уполномоченным органом. В противном случае представителям юридического лица придется уплачивать судебный штраф.

О запрете на распоряжение имуществом

Арбитражных управляющих хотят наделить правом требовать у суда наложения запрета на распоряжение имуществом. Запрет можно будет инициировать в отношении имущества:

  • самого должника;
  • контролирующих лиц;
  • дочерних структур должника или аффилированных с контролирующими лицами компаний.

Запрет о распоряжении активами будет накладываться не позднее следующего дня после обращения арбитражного управляющего.

Последний не будет нести ответственность за убытки, связанные с применением обеспечительных мер.

Запрет на распоряжение имуществом не будет действовать в рамках административных правоотношений, если должник был обязан передать какое-то имущество государственному или муниципальному органу.

Закрытые судебные заседания и возможность введения реструктуризации

Для проверки обоснованности исков о банкротстве или о реструктуризации долгов суд наделят правом проводить закрытые заседания, чтобы не распространять информацию о финансовом состоянии должника.

Реструктуризация должника не может быть введена, если в последние 2 года схожая процедура уже действовала, но была прекращена из-за невозможности восстановить платежеспособность юридического лица.

Ответственность арбитражного управляющего

Участники дела о банкротстве смогут обжаловать деяния арбитражного управляющего в течение полугода после того, как они узнают, что его действия или бездействие существенно нарушило их права. Чтобы подать жалобу на арбитражного управляющего, участникам процедуры несостоятельности придется уплачивать государственную пошлину.

Реструктуризация долгов

Закон № 127-ФЗ будет дополнен главой III3, в которой будет подробно описываться процедура реструктуризации долгов. Будут определены основания для введения этой процедуры, содержание определения о начале реструктуризации, ее последствиях для должника, порядке управления компанией, полномочиях антикризисного управляющего.

Также контрагентам должника на время реструктуризации будет запрещено расторгать договоры аренды в одностороннем порядке.

Антикризисный управляющий в течение 2 месяцев после введения реструктуризации будет фиксировать информацию о том, какие долги компания намерена возвратить, а какие – нет.

Если возврат определенной задолженности помешает восстановить платежеспособность организации, то от нее будут отказываться. Контрагент имеет право оспорить такой отказ в суде.

В главе III также описываются особенности составления плана реструктуризации, списания и увеличения капитала (либо конвертации долгов в капитал), порядок рассмотрения плана реструктуризации кредиторами и судом, перечень оснований для отказа в утверждении плана, последствия принятия плана.

В законопроекте также перечислены основания, когда можно будет обжаловать план, как арбитражному управляющему раскрывать информацию с него и вносить изменения при необходимости. При нарушении прав кредиторов или выявлении, что план реструктуризации не работает, его можно будет досрочно отменить.

Если законопроект примут, он не будет иметь обратной силы. Предположительно, нововведения должны будут начать действовать с 1 октября 2020 года.

Полезны ли нововведения в закон «О банкротстве»?

Иван Рыков, аналитик долгового рынка, считает, что законопроект кардинальным образом ситуацию в сфере несостоятельности не изменит. Эксперт критикует формальный характер законопроекта, называя его «рамочным».

Иван Рыков рассказал, что в новой версии законопроекта исключены поправки, изначально предлагаемые Дмитрием Скрипичниковым, председателем Совета Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ).

Он предлагал ограничить доходы арбитражных управляющих при реализации залогового имущества. Такой шаг, по его мнению, якобы должен был повысить эффективность процедур банкротства.

Однако о заработках арбитражных управляющих он совсем не думал.

Подписывайтесь на телеграмм канал ДОЛГ.РФ. Получайте новости быстрее.

Все о финансах, налогах и банкротстве читайте на нашем портале.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.