+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Требования к площадке для обучения вождению. Требования минобрнауки и гибдд

Содержание

Требования к учебным автомобилям

Требования к площадке для обучения вождению. Требования минобрнауки и гибдд

Получение водительского удостоверения невозможно без обучения в автошколе. А любые курсы включают в себя как теоретические, так и практические занятия. Если с правилами дорожного движения ученикам приходится легко, то с учебной ездой дела обстоят сложнее.

Так в чем же состоят особенности и условия учебной езды? Кто может обучаться, а кто — обучать?

Учебная езда на автодроме

Прежде чем садиться за руль транспортного средства, необходимо знать правила дорожного движения. На автодроме инструктор обучает приемам старта, выполнению различных маневров, поворотов.

Также уделяется внимание устройству автомобиля: расположение ручника, правильная регулировка зеркал, водительского сидения, умение пользоваться дворниками и указателями поворота.

Первое практическое занятие обязательно будет проходить именно на автодроме, на дороги общего пользования ученика не допустят без первоначальных навыков вождения.

Учебная езда на мотоцикле осуществляется только на закрытых площадках. Обучаемый не допускается к езде на дорогах — экзамен в ГАИ также проводится только на автодроме, исключая вождение по городу.

Учебная езда по городу

Чтобы комфортно чувствовать себя за рулем, необходимо знать все правила дорожного движения — это исключит возможность возникновения трудностей на дороге: поворот запрещен или разрешен? можно ли на этом участке дороги останавливаться? как проезжать железнодорожные пути?

Хорошее знание ПДД лишь добавит уверенности езде.

Не стоит бояться своей первой поездки в город — другие участники дорожного движения видят учебный автомобиль и стараются не создавать помех, что положительно скажется на вождении обучающегося.

Если ученик попадает в ДТП, то вся вина возлагается на инструктора, поэтому в интересах обучающего пристально следить за выполнением маневров на дороге.

Чем больше ученик привыкнет к машине и особенностям работы ее сцепления, трогания, тем лучше — уверенность на дороге возрастет.

Как правило, для первого занятия в городе инструктор выбирает дорогу с минимальным трафиком и хорошим покрытием.

С какой скоростью допускается ездить?

ПДД не устанавливает предельную норму скорости, с которой разрешено движение на учебном автомобиле. Поэтому ученик должен следовать пункту 10 ПДД, а именно:

  • Максимально допустимая скорость в населенном пункте — 60 км/ч;
  • Максимальная скорость вне населенного пункта — 90 км/ч;
  • Максимальная скорость на автомагистралях — 110 км/ч;
  • Максимальная скорость в жилых зонах — 20 км/ч.

Инструктор может рекомендовать ученику скорость 40 км/ч, но так поступают далеко не все.

Правила учебной езды: в какое время суток допускается?

Учебная езда осуществляется только в светлое время суток с учетом нормальной видимости. В темное время суток водить автомобиль запрещено даже на автодроме.

Где запрещена?

Согласно пункту 21.6 ПДД, учебная езда запрещается в следующих местах:

  • На автомагистралях (знак 5.1);
  • В жилых зонах (знак 5.21);
  • На дорогах, обозначенных знаком 5.3 «дорога для автомобилей».

Органы власти имеют право вносить коррективы в этот пункт — добавлять дополнительные места, в которых ввиду различных причин может быть запрещена учебная езда.

Штрафы ГИБДД

Если вся вина за ошибки ученика возлагается на инструктора, то и отвечать за них полагается инструктору. Так, согласно статье 12.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушения правил езды водителем, который обучает вождению, полагается предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Какие существуют требования к учебному автомобилю?

  • Автомобиль, на котором производится обучение, обязательно должен быть оснащен специальным знаком «учебный автомобиль». Такой знак обычно устанавливают на крышу автомобиля, что выделяет машину из общего потока.
  • Установка автомобильного оборудования должна производиться по требованиям ГОСТ Р 55887 — 2013.
  • Инструктор должен иметь дублирующие педали — это позволит сделать вождение безопасным.
  • Обязательно наличие видеорегистратора.
  • В ТС должно быть установлено зеркало заднего вида.
  • Кроме инструктора и ученика, в автомобиле не должны находиться посторонние лица.
  • Во время начала и завершения занятия инструктор обязан заполнять путевой лист.

Каковы требования к обучающему и обучаемому?

Инструктор:

  • Наличие водительского удостоверения категории обучающегося;
  • Стаж вождения более трех лет;
  • Отсутствие факта изъятия водительского удостоверения за последние три года;
  • Как минимум — законченное среднее образование.

Обучаемый:

  • Ученик должен иметь справку о допуске к управлению ТС;
  • Достижение 16-летнего возраста;
  • Обучаемый обязан соблюдать ПДД.

Требования к автодрому

Требования к учебному автодрому указаны в Приказе Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года. Согласно этому приказу, площадка для учебной езды должна обладать следующими параметрами:

  • Размер автодрома должен составлять не менее 0, 24 га;
  • Не допускается использование колейной эстакады;
  • Автодром должен иметь ровное асфальтное или цементобетонное покрытие;
  • Обязательно наличие ограждения по периметру;
  • Для разметки должны быть использованы ограничительные конуса, стержневые вехи.

На этом видео можно узнать требования к учебной езде:

Заключение

Если подходить к сдаче экзамена в ГИБДД серьезно и ответственно, внимательно следовать указаниям инструктора во время учебной езды, отлично знать ПДД, то от инспектора можно услышать заветное: «Вы сдали».

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги — безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию “провентилировать” этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Учебная езда по городу — кого накажут за нарушение ПДД?

Требования к площадке для обучения вождению. Требования минобрнауки и гибдд

Получение водительского удостоверения невозможно без обучения в автошколе. А любые курсы включают в себя как теоретические, так и практические занятия. Если с правилами дорожного движения ученикам приходится легко, то с учебной ездой дела обстоят сложнее.

Так в чем же состоят особенности и условия учебной езды? Кто может обучаться, а кто — обучать?

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 504-88-91 Москва
+7 (812) 385-57-31 Санкт-Петербург

Новый закон об автошколах

Требования к площадке для обучения вождению. Требования минобрнауки и гибдд

Обучение вождению аналогично образовательной деятельности других российских учебных заведений. Потенциальных автомобилистов ждут в автомобильных школах, а удостоверение водителя может быть получено после прохождения экзаменов по теории и практике на площадках ГИБДД.

Качество работы автошкол контролирует государство путем выдачи лицензий. Примерные программы для автошкол утверждает Министерство образования и науки. Существенные изменения в работе автомобильных школ произошли в 2014 г.

, когда учебные заведения обязали проходить лицензионную проверку.

Приказы об автошколах в России

Работу автошкол регламентируют несколько законодательных актов, которые касаются обязательного лицензирования, утверждения программ. В 2013 г. Правительство России утвердило постановление «О лицензировании образовательной деятельности» № 966.

Согласно этому документу, все школы, в которых обучают вождению, с 2014 г. должны иметь лицензию. Кроме этого, программы по обучению (переподготовке) водителей должны согласовываться с Государственной автоинспекцией, которая контролирует и соответствие материальных, технических баз установленным нормам.

Отсутствие лицензии приведет к тому, что выпускников не допустят к экзаменам.

Учебные программы регламентируют образовательный процесс согласно Приказу Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» № 292 г. от 18.04.2013 г. Приложение к данному документу дает право автошколам устанавливать:

  • Форму обучения;
  • Длительность и содержание курса на основе программы, которая соответствует принятым стандартам;
  • Расписание занятий, время начала и завершения курса.

На базе примерных программ педагоги разрабатывают и представляют для согласования свои программы, по которым будут обучаться студенты в конкретной автошколе. При составлении нужно учитывать пропускную способность классов. Что касается материально-технических условий, то база учреждения должна включать (по минимальным требованиям):

  • Площадку от 0,24 Га для отработки навыков вождения;
  • Автомашины для учеников (обязательно с видеорегистраторами) в достаточном количестве;
  • Тренажер (симулятор) для тренировки вождения;
  • Интерактивную доску и компьютер;
  • Картосхему населенного пункта;
  • Доску для маркеров и магнитов.

Что касается программ, по которым автомобильные школы обязаны готовить студентов, то ранее они регламентировались Приказом Минобрнауки РФ № 636, принятым в 2012 г. Однако с августа 2014 г.

действуют новые нормы, предписанные Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» № 1408.

Этот акт устанавливает примерное содержание программ для обучения (переподготовки) водителей всех категорий (подкатегорий). Здесь прописаны требования к учебным и материальным базам, которые обязана соблюдать автомобильная школа.

Какой нормативный акт регламентирует допуск к экзамену в ГИБДД?

Постановлением Правительства РФ «О допуске к управлению ТС» № 1097 (действует с 2014 г.) установлены «Правила проведения экзаменов на право управления ТС…». Акт ссылается на статью 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая указывает, что допуск к экзаменам могут получить только студенты:

  • Достигшие определенного возраста (для каждой категории ТС регламентирован свой возрастной порог);
  • Не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья (подтверждается соответствующим документом);
  • Завершившие профессиональное обучение, которое соответствует установленным нормам.

Именно последний пункт дает право сотрудникам ГИБДД не допускать к экзамену студентов из автомобильных школ, не прошедших процедуру лицензирования.

Тот факт, что требования об обязательном получении лицензии действуют уже около 3-х лет, не исключает функционирования нелицензированных автомобильных школ. Это учебные заведения, которые не прошли проверку на соответствие программ обучения установленным нормам.

Материальная база подобных заведений далека от нормы, что не позволяет студентам получить необходимые практические навыки вождения в полном объеме.

Более того, работа автошкол без лицензии влечет за собой как административное, так и уголовное наказание.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 предусматривает, что нанесение ущерба правам и законным интересам граждан является грубым нарушением лицензионного законодательства. Федеральный Кодекс об административных правонарушениях (ст.

14) предусматривает наложение штрафа от 40 тыс. руб. за отсутствие лицензии у юридического лица. За грубые нарушения деятельности, для которой требуется лицензия, учреждение могут закрыть на 3 мес. или оштрафовать на 200 тыс. руб. Уголовный Кодекс (ст.

171) предусматривает наказание за работу без лицензии, при условии получения крупной прибыли. Это может быть штраф от 300 тыс. руб., исправительные работы, арест на полгода и даже заключение.

Требования к автошколам – НОУ

Требования к площадке для обучения вождению. Требования минобрнауки и гибдд

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:

  • наличию учебно-программной и методической документации;
  • оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;
  • информационным материалам;
  • технической оснащенности образовательных учреждений.
  • В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:
  • примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий. Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (далее – TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития  психофизиологических качеств (далее – АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее – тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;
  • закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.

Требования к АПК

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
AПK должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:

  • психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
  • свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

Тренажеры используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:

  • первоначальное обучение навыкам вождения;
  • отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
  • ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;
  • отработку приёмов управления транспортным средством.

Требования к учебным транспортным средствам различных категории

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».
Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:

  • дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
  • зеркалом заднего вида для обучающего;
  • опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
  • аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации.

Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.

Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.

Требования к закрытым площадкам (в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 – 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры закрытой площадки и её обустройство должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

В целях имитации реальных условий движения на автодроме оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения.

Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

Если размеры закрытой площадки не позволяют разместить на её территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также, Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная. Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к квалификации педагогических кадров Требования к квалификации преподавателей по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»

Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:

  • высшее или среднее профессиональное образование;
  • действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»

Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации мастера производственного обучения

Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением.

Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.

Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения.

Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.

Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов.

Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.

Требования к автошколе

Требования к площадке для обучения вождению. Требования минобрнауки и гибдд

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги – безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию “провентилировать” этот вопрос в местных контролирующих органах.

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15.

Итак, согласно этому письму автошкола – это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • “правильный” преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта  на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Ряд курсов по определенным категориям может включать основные моменты дисциплины “Охрана труда”, “Правила перевозки грузов и езды с прицепом”.

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения – тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • “B”-категория 190 ч;
  • “D” – 257 ч.

Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.

Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу

Z=(t* 24,5* 12* (Ra))/T,

  • Z – количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года ,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере – это 7,2 ч, при двух – в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T – время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

При этом требуется рассчитать и число групп, выпускаемых школой за один учебный год:

N= (F*P* 0,75)/R, где

  • N– число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

Показатель F тоже можно рассчитать

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные “напрягающие” факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком (“У”);
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме “автоматов”);
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий  для водителей категории “А” возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте “Основные нововведения”.

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование “Образование и педагогика” (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС,  должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей – это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Дополнительные требования

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.