+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Уголовно исполнительная политика и уголовно исполнительное право. Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе, тенденции и перспективы её развития

Уголовно-исполнительное право. ШпаргалкиТекст

Уголовно исполнительная политика и уголовно исполнительное право. Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе, тенденции и перспективы её развития

Уголовно-исполнительное право (УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

2. Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач.

Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В Уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

3. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью.

Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политикив области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст.

80 Конституции Российской Федерации, Президент определяет основные направления внутренней политики государства.

Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики

На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания.

Если обостряются социальные отношения, и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества.

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности.

Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной.

Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве.

В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

5. Принципы уголовно-исполнительного права

Существуют три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

6. Принципы законности и гумманизма

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов.

В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст.

10–15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст.

10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.

12 УИК указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91 УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.

Уголовно-исполнительная система и тенденции ее развития

Уголовно исполнительная политика и уголовно исполнительное право. Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе, тенденции и перспективы её развития

И это лишь малая часть всей Концепции. С помощью нее на будущее будет внесено множество изменений:

– в ход работы сотрудников исправительных учреждений по контролю над осужденными;

– по улучшению обращения сотрудников с осужденными;

– по улучшению жилищных условий;

– по усовершенствованию спортивного инвентаря и оборудованию спортивных площадок всем необходимым для того, чтобы осужденные могли поддерживать себя в физической форме;

– по улучшению рациона питания и улучшения качества продуктов;

– по внедрению новейшего слова техники, которого ранее не было в общем доступе, для контроля и надзора за деятельностью осужденных и т.д.

Глава 2. опыт реформирования уголовно – исполнительной системы и тенденции ее развития

2.1 Реформа уголовно – исполнительной системы как процесс и ее основные этапы

При рассмотрении теоретических основ реформы УИС ее сущность была нами определена так: это переход от исполнения наказания в рамках исправительно-трудовой системы к новой модели, которая должна быть построена в соответствии с общепринятыми международными стандартами в области исполнения наказаний, гуманизации условий отбывания наказания, обеспечения прав и законных интересов осужденных и других принципов современной уголовно-исполнительной политики. Для того чтобы понять, насколько сложными и масштабными являются задачи построения такой новой модели исполнения наказания, важно показать основные характеристики исправительно-трудовой системы, которую предстояло не только качественно изменить, но и демонтировать ее фундаментальные основы.

Важнейший признак исправительно-трудовой системы (ИТС) заключался в ее направленности на получение экономической выгоды для государства за счет труда осужденных. Как отмечает А.И.Зубков, «с конца 20-х годов исправительная система стала входить составной частью в единый хозяйственно-экономический комплекс страны, являясь его существенной частью.

Достаточно сказать, что все крупные стройки практически всех пятилетних планов (особенно первых двух) выполнялись если не главным образом, то преимущественно руками заключенных.

В 70-80 годы Главное управление исполнения наказаний МВД СССР входило в число крупнейших производителей валового национального продукта, занимая среди промышленных министерств пятое – седьмое место»9.

Нельзя не указать и на такую особенность ИТС, как ее военизация. Проявлялось это не только во внешних атрибутах (форма одежды, дисциплина), но и в самой системе управления: охрану осужденных осуществляли внутренние войска; методах воздействия на осужденных; строгой регламентации порядка отбывания наказания.

Определение временных периодов проведения реформы УИС представляет известную сложность, которая связана с тем, что само российское общество конца XX – начала XXI веков находится в состоянии перманентных изменений, которые отличаются радикализмом и масштабностью.

Поэтому реформа УИС не может произойти быстро и однозначно, а «формируется постепенно в процессе преобразований в государственном строительстве, экономике и общественной жизни.

От успеха этих преобразований зависит возможность ускорения реформирования уголовно-исполнительной системы»10.

Обусловленность процесса реформирования УИС уровнем и состоянием развития общества приводит в ряде случаев к мнению о том, что отдача от реформы УИС произойдет лишь тогда, когда в самом обществе произойдут позитивные изменения.

Доля истины в таких рассуждениях есть: успех реформы УИС во многом предопределяется отношениями, складывающимися в обществе. Однако столь же очевидно, что нельзя ожидать проведения реформы УИС до тех пор, пока в обществе произойдут позитивные изменения, когда появятся все необходимые для этого ресурсы.

Реформа УИС должна проводиться динамично и поэтапно с учетом преобразований, происходящих в самом обществе.

Определенная попытка анализа периодов реформирования УИС с учетом изменений, происходящих в обществе, предпринята О.В. Филимоновым, который «выделяет при этом пять реформ, проводившихся с начала XIX века в России»11. Две из данных реформ падают на советский период.

Первая из них связана со сталинским периодом правления и созданием лагерной системы исполнения наказаний; вторая (по мнению О.В.Филимонова она охватывает период с 1954 по начало 70-х годов) связана с развитием исправительно-трудовых колоний и принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР в декабре 1970 года12.

Что же касается реформы УИС современной России, то автор связывает ее с 1991 годом, когда Россия обрела самостоятельность13. В принципе такой подход к выделению периодов реформирования пенитенциарной системы России с точки зрения истории развития государства имеет под собой основания.

Однако следует иметь в виду, что в развитии современной России также можно выделить достаточно значимые периоды, которые существенным образом влияли на ход реформы УИС. При этом и в условиях советского периода «перестройки» конца 80-х годов предпринималось немало усилий для реорганизации УИС России.

С учетом сказанного представляется целесообразным выделить следующие три периода реформы уголовно-исполнительной системы современной России:

Первый период связан с преобразованием исправительно-трудовой системы в уголовно-исполнительную в рамках бывшего Советского Союза. Он охватывает период с конца 80-х до 1991 г;

Второй период характеризует реорганизацию УИС в условиях становления демократической России. В данный период формируется новая уголовно-исполнительная политика и соответствующая система органов и учреждений, исполняющих наказания. По времени – это период от обретения Россией самостоятельности (1991 г.) до передачи УИС в ведение Минюста России (1998 г.);

Третий период начинается с 1998 года и связан с развитием УИС в непосредственном ведении Минюста России. Для него характерно не только формирование новой системы управления УИС, но и нового уголовно-исполнительного законодательства.

В современных условиях обосновывалась также идея формирования самостоятельной системы управления УИС. Для этого предлагалось преобразовать уголовно-исполнительную систему в Федеральную службу исполнения наказаний России (ФСИН России).

Если обратиться к международному опыту, то практика организации управления пенитенциарными учреждениями неодинакова: в США, например, эти учреждения находятся в ведении Министерства юстиции, а в Англии – в МВД.

Главным в организации исполнения наказаний является не ведомственная принадлежность пенитенциарных учреждений, а реальная политика государства в отношении порядка исполнения наказаний.

Поскольку данная политика непосредственно связана с правами осужденных, то Министерство юстиции, как ведомство справедливости, действительно стоит ближе к деятельности пенитенциарных учреждений.

Немаловажное значение имеет и то, что функции Минюста всегда воспринимаются как функции правозащитные. Этим во многом объясняется нахождение управления исправительными учреждениями во многих странах в Министерстве юстиции.

Изменение ведомственной принадлежности потребовало новых подходов к организации деятельности УИС. Дело в том, что «рассчитывать на получение благоприятных результатов благодаря только факту нахождения УИС в ведении Министерства юстиции было бы просто наивно.

Здесь необходимо принять ряд кардинальных и разноплановых решений правового и организационно-распорядительного характера (включая ресурсное обеспечение)»14.

Среди таких решений первостепенное значение имели формирование новой системы управления УИС; упорядочение правовой базы функционирования УИС; разработка программ реформирования УИС в условиях ее нового статуса в Минюсте России.

Изменилась система управления и по вертикали. Прежде всего, на уровне субъектов Российской Федерации «территориальные управления приобрели совершенно иное качество.

Они стали равноправными участниками отношений в регионах наряду с УВД, прокуратурой, ФСБ и другими правоохранительными структурами.

Напрямую решают вопросы с президентами, губернаторами, главами администраций на местах, что тоже очень важно, потому что это не только материальная поддержка, но и имидж системы, признание ее роли в обществе, понимание решаемых ее задач»15.

В литературе встречается определенная критика укрепления централизованных начал в управлении УИС. По мнению В.И.Селиверстова, «такой подход приводит к сужению прав субъектов Российской Федерации, не способствует он и, по его мнению, совершенствованию процесса исполнения наказания, включая обеспечение прав и законных интересов осужденных»16.

Конечно, было бы неправильно рассуждать, что в деятельности УИС уже нет нерешенных проблем, а ее реформа завершилась.

В такой сложной и многофункциональной социальной системе как УИС таких недостатков остается немало, ряд из них во многом носит традиционный для пенитенциарных систем характер: слабая материальная база, неполный охват осужденных общественно-полезным трудом, недостаточный профессионализм кадров и т.п.

Вместе с тем, имеется и немало проблем, которые обусловлены особенностями и определенной  незавершенностью проводимых преобразований УИС. Пути их решения, а также возможные перспективы развития УИС рассматриваются в последующих разделах работы.

2.2 Тенденции реформирования и перспективы развития организации исполнения наказания в виде лишения свободы

На уголовно-исполнительную систему возложена реализация многих видов  наказания, предусмотренных уголовным законодательством: лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и т.п. Ведущее место здесь, безусловно, занимает лишение свободы. Как пишет Л.И.

Зубков «по числу осужденных к лишению свободы на 100 тысяч населения Россия занимает одно из первых мест в мире»17.

Исполнение наказания в виде лишения свободы для государства является обременительным в экономическом плане, что связано с большими затратами на строительство и содержание зданий и сооружение тюремного типа, жизнеобеспечение осужденных.

Если брать социальный аспект эффективности деятельности исправительных учреждений в плане достижения цели исправления осужденных, то в силу ряда объективных факторов (изоляция, тюремная атрибутика, субкультура, разрыв социально-полезных связей и др.

) многие освобожденные из мест лишения свободы вновь совершают преступления. По данным криминологов и статистики рецидив  преступлений со стороны лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, составляет около 30 %.

Учитывая данные обстоятельства, в ряде случаев высказывается мнение о том, что «о воспитательной роли колоний вообще говорить не приходится»18.

На практике проблема обеспечения отбывания наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Федерации столкнулась со значительными трудностями, которые были связаны с тем, что в ряде субъектов Федерации отсутствовал полный набор всех видов исправительных учреждений, предусмотренных законодательством.

Одним из выходов сложившейся ситуации можно считать создание на базе ИУ участков с различным видами режима, с учетом обеспечения изоляции их функционирования. Важное значение имеет закрепление в законе (УИК РФ) правового статуса таких специализированных участков.

Можно предложить и более радикальный способ решения данной проблемы – это изменение самого подхода к классификации видов исправительных учреждений. В настоящее время в качестве токового критерия выступает режим отбывания наказания. За рубежом исправительные учреждения подразделяются на виды по другому критерию, а именно – степени изоляции от внешнего мира.

При этом выделяют, как правило, исправительные учреждения низкой, средней и высокой степени изоляции. Такой подход позволяет сократить виды исправительных учреждений, а значит и более успешно решить проблему распределения осужденных с учетом территориального принципа отбывания наказания.

Реализация такого подхода возможна и потому, что условия отбывания наказания на различных видах режима исправительных учреждений по действующему уголовно-исполнительному законодательству, за исключением колоний особого режима, мало чем отличаются друг от друга.

Отдельного рассмотрения также требует проблема исполнения наказания в отношении новой для отечественной практики категории осужденных – осужденных к пожизненному лишению свободы.

В связи с мораторием на смертную казнь и ее заменой пожизненным лишением свободы, доля этой категории лиц возрастает.

Рост количества осужденных к пожизненному лишению свободы предопределил необходимость создания новых учреждений для их размещения.

Более сложным является вопрос о формах и методах работы с данной категорией осужденных. В литературе данную проблему в ряде случаев сводят лишь к обеспечению изоляции рассматриваемой категории опасных преступников. По мнению Б.З.

Маликова «социальная значимость данного вида наказания видится в том, что оно, принудительно изолируя преступника на всю его последующую жизнь в специально предназначенных учреждениях уголовно-исполнительной системы с содержанием под охраной и надзором, защищает важнейшие интересы граждан, государства и общества от наиболее опасных преступных посягательств. С другой стороны, оно позволяет уйти от варварского вида наказания, каким остается смертная казнь»19.

Однако простой изоляцией исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы не исчерпывается. По мнению О.А.

Антонова «здесь возникает немало проблем, связанных с организацией психолого-педагогического воздействия на данную категорию лиц, их медико-санитарного обслуживания, а также работы с персоналом»20.

На данном этапе развития института пожизненного лишения свободы особо актуальным является создание системы социальных перспектив для данной категории осужденных в зависимости от их поведения и отбытого срока.

В этих целях представляется целесообразным предусмотреть в порядке поощрения возможность сокращения срока, по отбытии которого пожизненно осужденный может быть переведён из строгих в общие или облегченные условия отбывания наказания, возможность замены пожизненного лишения свободы более мягким наказанием в виде лишения свободы на определённый срок.

https://www.youtube.com/watch?v=HfLcZX622aQ

Один из важных вопросов реформирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы – это его гуманизация, что непосредственно связано с расширением прав осужденных.

Значимость данного направления предопределяется основополагающим принципом Конституции Российской Федерации, которая провозгласила приоритет интересов личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2).

Этот принцип лег в основу реформирования политики и законодательства в сфере исполнения наказания, обусловив, в первую очередь, систему мероприятий, направленных на их гуманизацию, усиление цивильного начала в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительная политика

Уголовно исполнительная политика и уголовно исполнительное право. Уголовно-исполнительная политика России на современном этапе, тенденции и перспективы её развития

Одним из наиболее отчетливых и значимых критериев оценки эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности в государстве выступает то, насколько оперативно и адекватно проводится деятельность, связанная с выявлением, пресечением и расследованием противоправных деяний, а также с исполнением наказания, назначенного виновному лицу в качестве меры юридической ответственности.

При этом актуальность соответствующей деятельности многократно повышается применительно к исполнению наказаний за совершение наиболее общественно-опасных посягательств на охраняемые законом общесоциальные и индивидуальные блага и законные интересы.

Так, в большинстве современных государств вопросы исполнения уголовных наказаний регламентированы в рамках самостоятельной отрасли законодательства и права, которая, например, в Российской Федерации именуется уголовно-исполнительным правом.

Кроме того, с учетом обозначенной значимости соответствующей деятельности, реализация уголовно-правовых мер ответственности не может осуществляться стихийно, без учета научно-обоснованных предложений юридической и криминологической доктрины. В этой связи, в настоящее время целесообразно говорить о существовании самостоятельного направления – уголовно-исполнительной политики.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Уголовно-исполнительная политика – относительно обособленное направление деятельности государства, в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц, а также общественных организаций и граждан, в сфере исполнения уголовного наказания.

При этом следует обратить внимание на то, что содержание рассматриваемой политики составляет целый комплекс компонентов, основными из которых выступают: цели, принципы и стратегия применения уголовных наказаний, основные направления, методы и формы государственно-властной деятельности по обеспечению их исполнения, а также исправлению осужденных и достижению целей общей и частной превенции – то есть предупреждению совершения новых общественно-опасных деяний как лицами, уже подвергавшимися уголовному преследованию, так и всеми остальными.

Элементы уголовно-исполнительной политики наполняются необходимым содержанием, с одной стороны, с учетом достижений современной юридической и криминологической науки, а с другой – с учетом конкретно-исторических факторов, в числе которых можно выделить:

  1. Уровень социально-экономического и политического развития общества;
  2. Уровень правовой культуры общества и господствующие социально-нравственные ценности;
  3. Показатели структуры и динамики преступности;
  4. международно-правых актов, в части обязательных требований о правах человека и стандартах обращения с осужденными;
  5. Деятельность соответствующих международных организаций, программными целями которых является развитие и координация вопросов исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации

Ключевым признаком уголовно-исполнительной политики выступает то, что это в первую очередь направление государственно-властной деятельности, в связи с чем, ее отличает особый круг субъектов формирования и развития, основными из которых, применительно к Российской Федерации признаются:

  • Президент Российской Федерации, поскольку к сфере его профессиональной компетенции на конституционном уровне отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, а в силу нормы ч.3 ст. 80 Конституции РФ, политика в сфере борьбы с преступностью признается неотъемлемым компонентом внутренней политики РФ. Непосредственно формирование уголовно-исполнительной политики нашей страны в деятельности Президента проявляется в утверждении стратегических и тактических основ развития уголовно-исполнительной системы, принятии решений о реформировании отдельных компонентов УИС, и т.д.
  • Федеральное собрание РФ, роль которого, применительно к формированию и развитию уголовно-исполнительной политики, заключается в принятии общеобязательных нормативных правовых актов, в том числе кодифицированных законов (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и т.д.), а также в принятии и утверждении актов амнистии, оказывающих непосредственное влияние на количественные и качественные показатели преступности в Российской Федерации;
  • Иные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к ведению которых отнесена непосредственная реализация уголовно-исполнительной политики в деятельности конкретных органов и должностных лиц.

Пример 1

В числе конкретных органов государственной власти, к ведению которых относится реализация основных направлений уголовно-исполнительной политики в РФ, выступает Министерство юстиции РФ, правоохранительные органы, а также органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.

Основные направления реализации уголовно-исполнительной политики в РФ

Исходя из содержания деятельности рассмотренных выше субъектов формирования уголовно-исполнительной политики в РФ, можно сделать вывод о том, что непосредственно соответствующая политика реализуется по трем основным направлениям:

  • Принятие директивно-установочных документов, направленных на определение и закрепление государственной позиции применительно к различным сферам общественной жизни;
  • Разработка и принятие общеобязательных нормативных правовых актов законодательного и подзаконного уровней, в которые происходит фиксация начал уголовно и уголовно-исполнительного права;
  • Последующая реализация соответствующих нормативных положений в деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти, и возникновение, в этой связи, конкретных правоотношений в рассматриваемой сфере.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.