+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Внешнее управление при банкротстве предприятия. Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Содержание

Чем различаются арбитражный, внешний и конкурсный управляющий?

Внешнее управление при банкротстве предприятия. Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Арбитражного управляющего предоставляет судебный орган.

Полномочия этого профессионального участника управленческой деятельности определяются особенностями процедуры банкротства, возложенными на арбитражного управляющего функциями.

Такой специалист обязательно должен иметь российское гражданство, являться членом профильного сообщества, которое создано на некоммерческой основе, — саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Функции сообщества в котором обязан состоять арбитражный управляющий

На достижение каких целей направлена деятельность саморегулируемых организаций? Ключевыми задачами СОАУ является постоянный и тщательный контроль работы участников, повышение эффективности их узконаправленной деятельности. СОАУ представляет законные интересы своих членов, отстаивает их права.

Саморегулируемые организации регламентируют отношения своих участников с органами государственной власти. СОАУ наделяются правом применять меры дисциплинарной ответственности в отношении любого арбитражного управляющего, входящего в состав членов организации. В каждом отдельно взятом деле о банкротстве судебный орган назначает арбитражного управляющего в качестве:

  1. Внешнего управляющего, если к должнику применяется процедура внешнего управления. Специалист разрабатывает план внешнего управления и распоряжается имуществом, принадлежащим юридическому лицу, выполняет инвентаризацию и занимается ведением различного учета:
  • статистического;
  • бухгалтерского;
  • финансового.
  1. Конкурсного управляющего, если арбитражным судом инициирована завершающая процедура банкротства — конкурсное производство. Специалист предоставляет в судебный орган документы, которые подтверждают факт продажи имущества, имевшегося у должника, и предоставляет отчет о своей деятельности.
  1. Временного управляющего, если юридическому лицу назначается процедура наблюдения, которая предполагает выполнение мероприятий, направленных на сохранение имущества. Временный управляющий:
  • анализирует финансовое состояние несостоятельной организации;
  • исследует возможности восстановить ее платежеспособность.

Если к должнику применяется процедура финансового оздоровления, то арбитражный суд назначает административного управляющего. Рассмотрим отличия, которые характеризуют арбитражного, внешнего и конкурсного управляющего. В чем заключаются должностные обязанности каждого из указанных участников управленческой деятельности?

Начнем с арбитражного управляющего. Такой специалист осуществляет антикризисное управление компанией, его работу контролирует арбитражный суд. Этому лицу поручается координация хозяйственной деятельности предприятия, реализация принадлежащего ему имущества, удовлетворение требований кредиторов.

Предложить свою кандидатуру в качестве арбитражного управляющего разрешается любому гражданину Российской Федерации. Саморегулируемые организации предъявляют несколько требований к новым участникам:

  • наличие высшего образования;
  • опыт работы на руководящей должности от 12 месяцев или больше;
  • наличие практических навыков и трудового стажа в качестве помощника управляющего;
  • отсутствие привлечения к уголовной ответственности за различные нарушения закона;
  • успешная сдача теоретической части экзаменационного испытания;
  • соответствие требованиям, разработанным конкретной СОАУ;
  • претендент на должность арбитражного управляющего не имеет ограничений на занятие определенными видами деятельности, не совершал противоправных действий в прошлом.

Арбитражный управляющий обязан придерживаться правил саморегулируемой организации, в которой он состоит, и повышать свою квалификацию. Если специалист перестанет выстраивать свою деятельность в соответствии с установленными правилами, то его исключат из СОАУ в течение 30 дней после выявления этого факта.

Для вступления в сообщество кандидату потребуется предоставить пакет документов, а коллегиальный орган будет принимать решение по поводу удовлетворения его заявки.

При условии положительного ответа информация о новом арбитражном управляющем будет отображена в реестре участников СРО в течение 1–3 дней.

При отрицательном ответе кандидату в 10-дневный срок будет отправлено уведомление, содержащее решение коллегиального органа.

Арбитражному управляющему разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству и выполнять другую деятельность. Главное требование — это не должно препятствовать его успешной управленческой деятельности в роли арбитражного управляющего. На такого специалиста возлагаются следующие обязанности:

  • анализировать финансовые возможности субъекта;
  • защищать право собственности общества;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • распоряжаться конкурсной массой;
  • контролировать законность требований кредиторов и самого должника.

Задачи конкурсного управляющего

Рассмотрим, в чем заключаются функции и полномочия конкурсного управляющего. Такое лицо привлекается на окончательном этапе банкротства предприятия.

В процессе конкурсного производства удовлетворяются требования кредиторов, происходит полное или частичное погашение долговых обязательств.

Конкурсный управляющий занимается поиском и аккумулированием имущества, принадлежащего организации-банкроту, осуществляет ликвидацию общества.

Такой управляющий привлекается судом, когда отсутствуют возможности вернуть платежеспособность юридического лица. Если все остальные процедуры банкротства не принесли результата, то за дело берется именно такой специалист. Со дня открытия конкурсного производства организация официально становится банкротом.

Какие задачи выполняет конкурсный управляющий в процедуре банкротства? В чем заключаются его должностные обязанности? Какими полномочиями он наделяется? Функции такого лица сводятся к следующим вопросам:

  • анализу стоимости имущества обанкротившегося должника;
  • публикации сообщения о банкротстве в газете «Коммерсант»;
  • вынесению заключения о материальных активах организации;
  • контролю за сохранностью описанного имущества;
  • уведомлению работников о предстоящем расторжении трудового соглашения;
  • возврату имущества, переданного на хранение третьим лицам;
  • сообщению о предстоящих торгах с целью реализации имущества;
  • погашению задолженности перед кредиторами;
  • предоставлению развернутого отчета о выполненной работе.

Как только арбитражный суд предоставляет полномочия конкурсному управляющему, он начинает свободно распоряжаться имущественными и материальными активами. Если специалист недобросовестно и халатно относится к выполнению своих обязанностей, то его привлекают к административной ответственности.

Обязанности внешнего управляющего

Если судебным органом вынесено решение о необходимости внешнего управления активами должника, то назначается внешний управляющий. Такое лицо ведет деятельность, направленную на взыскание дебиторской задолженности, и занимается перепрофилированием и оптимизацией производства.

Специалист пытается восстановить платежеспособность компании, используя различные способы. Вероятно закрытие нерентабельного бизнеса, реализация части имущества фирмы, переуступка права требования по финансовым обязательствам. Вырученные денежные средства направляются на погашение долгов, имеющихся у потенциального банкрота.

Внешний управляющий обязан грамотно и адекватно реализовывать план, который он предоставил на рассмотрение совету директоров и получил одобрение.

Назначенный сотрудник занимается ведением бухгалтерского учета, может оспаривать требования к организации, накопившей большое количество долгов.

По решению коллегиального органа, внешнего управляющего могут отстранить от исполнения обязанностей по ходатайству СРО или в других случаях.

Освобождение внешнего управляющего от работы регламентируется положениями федерального закона N 296-ФЗ. В документе указывается, что данному специалисту предоставляется право сложить полномочия по собственному желанию, на основании написанного по специальной форме заявления.

После предоставления отчета судебному органу может быть вынесено одно из следующих решений:

  • прекращение дальнейшего производства по делу о банкротстве;
  • продление установленного ранее срока внешнего управления;
  • подписание мирового соглашения, достигнутого между кредиторами и должником;
  • вынесение заключения о необходимости конкурсного производства;
  • отказ в утверждении отчета, предоставленного управляющим, и назначение нового специалиста по внешнему управлению.

Если введено внешнее управление активами предприятия, то возможным вариантом развития событий становится введение отсрочки платежей по долговым обязательствам.

Арбитражный суд вводит процедуру внешнего управления в отношении общества на срок, не превышающий 18 месяцев. По истечении этого срока предусмотрена пролонгация (продление) данного процесса.

Максимально возможный срок продления составляет 6 месяцев.

Пролонгацию разрешается обжаловать в порядке, изложенном в пункте 3 статьи 61 федерального закона N 127 «О несостоятельности (банкротстве)», принятого 26 октября 2002 года.

Каким условиям должны отвечать СРО?

А теперь рассмотрим условия, которым должны соответствовать саморегулируемые организации, что в законном порядке объединяют арбитражных управляющих достаточной квалификации. Такие сообщества обязаны:

  • иметь запись в едином государственном реестре;
  • осуществлять деятельность в рамках действующего законодательства;
  • объединять 100 или больше участников необходимого профессионального уровня;
  • располагать общим фондом, созданным за счет долевых взносов участников СРО (сумма минимального взноса каждого члена сообщества — 50 000 рублей);
  • иметь практический опыт успешного ведения дел о банкротстве юридических лиц, при этом количество дел составляет от 100 на всех участников сообщества.

Каждая саморегулируемая организация обязана предусматривать наличие юридического отдела и бухгалтерии, обладать руководящим аппаратом — коллегиальным органом.

На него возлагаются полномочия по принятию юридически значимых решений, разработке собственных правил конкретного сообщества.

Регистрация СОАУ выполняется после предоставления необходимого пакета документов, оплаты государственной пошлины данным некоммерческим учреждением.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства: план оздоровления, цели, особенности

Внешнее управление при банкротстве предприятия. Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Процедура финансового оздоровления (ФО) является одной из стадий процесса банкротства юрлица.

Она вводится судебным решением для реализации мероприятий по восстановлению состоятельности предприятия и выплаты его долгов по разработанному графику.

На время проведения ФО руководство фирмы не отстраняется от своей работы, но суд назначает управляющего, который контролирует деятельность организации.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится судебным решением после процесса наблюдения, в течение которого решается вопрос о целесообразности проведения оздоравливающих мероприятий и поиск финансовых источников санации предприятия. На этот момент должник ещё не получил статус банкрота, так как у него остаются шансы выйти из кризиса.

Чтобы ввести стадию санации, один из участников процесса направляет ходатайство первому заседанию заимодателей. Обращение должно иметь документальное обоснование целесообразности проведения ФО.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

  • график выплаты обязательств юрлица;
  • гарантия обеспечения;
  • план оздоровительных мероприятий.

Копии обращения инициатор направляет остальным участникам процесса.

В графике погашения обязательств срок начала выплаты долгов должен быть не позже одного месяца с момента введения ФО, а окончание выплат – не позднее 30 дней до конца процедуры. Все выплаты заимодателям необходимо осуществлять пропорционально в равных частях на протяжении всего периода.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

Процедура санации отличается от внешнего управления тем, что в процессе её проведения руководство предприятия не отстраняется от своей деятельности. Менеджмент может как раньше контролировать работу предприятия, но с некоторым ограничениями.

В процессе проведения ФО организация должна рассчитаться по своим долгам, в противном случае заимодатели инициируют введение следующей стадии банкротства.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовая санация в банкротстве не является обязательным этапом, она вводится только в том случае, если у юрлица существует шанс выхода из кризиса и возврата платёжеспособности путём финансового оздоровления. В успехе проведении санации заинтересованы все добросовестные участники процесса, поэтому обоснованно инициировать её может любой из них.

Все правила проведения оздоровления юрлица указаны в Законе «О банкротстве» N 127-ФЗ.

Порядок проведения

При получении ходатайства суд принимает решение о начале ФО, назначает ответственное лицо – управляющего. В своём определении суд указывает срок процедуры, порядок погашения обязательств, сведения о лицах которые обеспечивают юрлицо.

После внедрения ФО наступают следующие условия:

  • последующие претензии заимодателей, кроме текущих обязательств юрлица, принимаются только по установленному законом порядку;
  • прежде введённые меры по обеспечению претензий заимодателей отменяются;
  • по решению суда с имущества юрлица могут быть сняты аресты;
  • выплаты учредителям ограничиваются;
  • зачёт встречных требований вне утверждённого графика погашения обязательств приостанавливается;
  • прекращается начисление штрафов по неисполненным обязательствам.

После введения стадии санации все процессы на предприятии курирует управляющий, назначенный судьёй. Менеджмент компании продолжает свою деятельность, однако заключение сделок, которые ведут к увеличению задолженности или к уменьшению активов организации, не допускается. И также собственники фирмы не могут реорганизовывать её без согласия управленца.

Для проведения реабилитации компании инициатором должны быть представлены следующие документы: план ФО и график погашения задолженности.

Комплекс мер

Финансовая санация состоит из целой серии мероприятий, направленных на спасение компании. Все реализуемые меры по восстановлению платёжеспособности должника должны прежде всего способствовать выплате долгов юрлица.

К комплексу мер ФО относятся:

  • необходимая смена руководства;
  • инвентаризация имущества фирмы;
  • расчёты по дебиторской задолженности;
  • сокращение производственных расходов;
  • продажа филиалов и части имущества юрлица;
  • завершение работ по незаконченным объектам;
  • сокращение численности сотрудников;
  • распродажа устаревших товаров, ненужного оборудования фирмы, которые хранятся на складах;
  • усовершенствование технологий;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • приобретение нового оснащения.

Основная ответственность за реализацию оздоровительных мероприятий ложится на менеджмент компании.

Если фирма не сможет выплачивать свои обязательства согласно утверждённому графику, управляющий обращается к третьим лицам, предоставившим обеспечение должника.

Цели финансового оздоровления

Главной целью проведения оздоровления является реабилитация платёжеспособности фирмы и выплата её долгов.

Процедура финансового оздоровления соответствует интересам всех участников. Заимодатели могут вернуть свои средства, а должник сможет стабилизовать свой бизнес. При положительном результате после ФО выгоду получает даже общество, так как устойчивости бизнеса способствует росту экономических показателей в стране.

План оздоровления предприятия

План ФО считается основополагающим документом процесса, в котором фиксируется механизм реабилитации юрлица.

Согласно законодательным нормам план ФО предприятия должен разрабатывать должник.

Документ представляет собой бизнес-план компании, который включает следующие пункты:

  • информация о компании:
  • данные о финансовом состоянии фирмы;
  • маркетинговые исследования;
  • меры для восстановления платёжеспособности должника;
  • производственный план и маркетинговая стратегия;
  • источники финансирования и внешние механизмы компании.

Контроль за исполнением плана выполняет административный управленец.

Условия введения

Процедура ФО внедряется только при условии предоставления заимодателям гарантии на обеспечение должника, которое должно составлять не меньше 20% от его обязательств. В качестве гарантии может выступать залоговое имущество, банковское поручительство или гос. удостоверение.

К отчётности о реализованных в течение ФО мерах всегда прилагаются бухгалтерские документы. Управляющий проводит анализ финансового положения юрлица и направляет заключение заимодателям, которые принимают решения по восстановлению компании.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура ФО проводится с участием следующих лиц:

  • должник;
  • заимодатели;
  • управляющий.

Таблица. Права и обязанности участников ФО

УчастникПраваОбязанности
Должникинициирование начала процедуры ФО;контроль функционирования компании с некоторым ограничениями;обжалование судебных решенийсоставление плана и методологии ФО;соблюдение графика, сроков погашения долгов в установленных размерах;составление отчётности для управленца
Заимодателиполучение выплат по своим претензиям согласно утверждённого графика;инициирование отстранения руководства должника или управленца;ознакомление с отчётностью должника и управленцасоблюдение норм, предусмотренных Законом «О несостоятельности»
Управляющийтребование у должника документов и отчётности;введение ограничений на сделки должника;направление в суд ходатайствсоставление реестра заимодателей;мониторинг исполнения плана ФО;составление отчёта по результатам ФО

Ограничения применяемые к должнику

Несмотря на то что менеджмент компании сохраняет свои полномочия при введении ФО, по отношению к должнику применяются следующие ограничения:

  • руководство обязано придерживаться утверждённого плана мероприятий по реабилитации компании;
  • действия руководителей не должны нарушать права других участников процесса;
  • имущественные сделки, заключаемые менеджментом компании в период ФО, а также методы ФО, должны согласовываться с управляющим.

На какой срок вводится процедура

Срок финансового оздоровления при банкротстве составляет 2 года. За 30 дней до окончания процедуры юрлицо обязано предоставить управленцу следующие отчётные документы: баланс предприятия, отчёт по прибыли и убыткам, документы по обязательствам.

Если в течение стадии оздоровления должник не смог удовлетворить все требования заимодателей, их возмещает лицо, которое предоставило обеспечение в начале процесса. Таким образом, третье лицо принимает на себя непогашенные обязательства должника.

Окончание финансового оздоровления и его последствия

В зависимости от того какие будут последствия введения финансового оздоровления заимодатели могут составить жалобы и направить их в суд. После рассмотрения всех обращений и заключения управленца, судья выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве (при погашении задолженностей в полном объёме);
  • о введении внешнего управления (если существует возможность восстановления платёжеспособности компании);
  • о предоставлении должнику статуса банкрота и начале конкурсного производства, в процессе которого компания будет закрыта (если присутствуют все признаки несостоятельности).

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управленец избирается и назначается судом с момента введения ФО. После назначения он сразу приступает к выполнению своей миссии. Оплата услуг управленца ложится на плечи должника. На стадии оздоровления управляющий занимается контролем за исполнением плана реабилитационных мероприятий и деятельности юрлица.

За 10 дней до окончания процедуры управленец составляет заключение, которое вместе с отчётными документами передаёт в суд. Если по завершении процедуры должник не предоставил управленцу отчёт о проделанной работе, специалист выносит вопрос о дальнейших действиях на заседании заимодателей.

Как только заканчивается срок финансового оздоровления, управленец приостанавливает свою деятельность. Досрочное отстранение специалиста возможно из-за неисполнения им своих обязанностей либо по собственной инициативе.

Зарубежный опыт финансового оздоровления

Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.

Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.

Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.

На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.

Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.

Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия

Внешнее управление при банкротстве предприятия. Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным, совсем не обязательно, что его ликвидируют. К организации-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления при банкротстве. Его цель заключается в восстановлении платежеспособности банкрота и полный расчет с кредиторами по имеющимся долговым обязательствам.

Когда вводится внешнее управление при банкротстве юридического лица?

На стадии внешнего управления все полномочия полностью переходят ко внешнему управляющему.

Управление вводится решением арбитражного суда, если собрание кредиторов или сам должник обращался с заявлением в судебную инстанцию. Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Введение этой процедуры для кредиторов имеет преимущества. У кредитующих лиц появляется больше шансов вернуть свои финансовые средства, так как при начале стадии конкурсного производства и реализации имущества на аукционе, полученных денег может не хватить на полное погашение всей задолженности.

Как проводится внешнее управление?

Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему.

Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием.

 Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности. Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.

Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.

План проведения

В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер.

Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности.

Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.

План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:

  • предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
  • иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
  • соответствовать установленным законодательствам требованиям.

Управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться о реализации утвержденного плана и общей финансовой ситуации должника.

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности

Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего.

Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации.

Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.

Срок процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

Внешнее управление не может длиться бесконечно. Его максимальный срок не должен превышать полгода. Однако при определенных условиях период может продлеваться до полутора лет.

Для некоторых организаций предусмотрены более широкие временные рамки. Это градообразующие предприятия, при ликвидации которых возникают негативные социально-экономические последствия для региона. Срок управления такими предприятиями может продлеваться вплоть до 2,5 лет при наличии заявления от органов местного самоуправления.

Помимо градообразующий предприятий, рассчитывать на продление срока внешнего управления могут фермерские хозяйства. Судебной инстанцией устанавливается отдельный временной отрезок, на протяжении которого может быть выращен и собран очередной урожай.

К общему сроку в 18месяцев добавляется еще один год в исключительных случаях, когда на работу организации-должникаповлияли стихийные бедствия.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника.

Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом.

Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования.

В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Что такое внешнее управление при банкротстве: процедуры, функции, порядок введения

Внешнее управление при банкротстве предприятия. Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Когда коммерческая компания подает заявление на признание лица несостоятельным, целью не всегда является ликвидация. А в случае банкротства, ликвидация предприятия подразумевается сама собой.

Но есть возможность в ходе процесса вернуть финансовые возможности, реанимировать фирму. И тогда она сможет полностью закрыть свои долговые обязательства и продолжить деятельность.

Об этом и пойдет речь в данной статье, внешнее управление как процедура при банкротстве.

Хотя, существует возможность, что цели учредителей и руководителей лежат в иной плоскости. Они просто хотят избавиться от неугодного проекта, довести дело до конкурсного производства. Но в таком случае вполне легко предусматривается умысел.

Ведь такой фактор гласит о том, что компания изначально не являлась добросовестным заемщиком. И сформированные задолженности она в принципе и не планировала оплачивать.

Поэтому если руководствоваться точкой зрения закона, то финансовая реабилитация – это всегда наиболее выгодный вариант для всех сторон.

Если обозначенная стадия процедуры реализуется успешно, то в этом случае, конкурсное производство не предусматривается. То есть, нельзя реанимировать проект за счет продажи его имущества, это будет уже иной этап.
статьи

Что это, внешнее управление при банкротстве

Это комплекс различных мероприятий, направленных на восстановление финансовых возможностей должника, его платежеспособности. Применять ее допустимо лишь в случае назначение непосредственно арбитражным судом. А он не всегда приходит к такому решению. Для этого необходимы аргументированные условия.

  • За установленный срок существует потенциальная возможность реабилитации.
  • Анализ «внутренней кухни» и бухгалтерии показал, что у компании существуют активы, с помощью которых данный процесс завершится успешно при грамотных действиях со стороны руководителя.
  • Кредиторы согласны с данным решением, а также направляют ходатайство с официальным представителем собрания кредиторов в суд.

Последнее условие обычно всегда наличествует, если есть первые два. То есть, когда активы фирмы действительно позволяют вернуть долг, то нет никакого смысла доводить дело до конкурсного производства. Кредиторам такой подход не выгоден, ведь имущества обычно не хватает на покрытие всех обязательств. Правда, за выгоду приходится платить задержкой по времени.

Банкротство физических лиц

от 7200 руб/месяц

Подробнее

Юридическая помощь должникам

от 3000 руб

Подробнее

Списание долгов по кредитам

от 7200 руб/месяц

Подробнее

Основные цели особенности

Разумеется, есть не только цели, но и задачи для каждого этапа. Но конечный результат, предполагаемый судом, всегда идентичный. Внешнее управление вводится с целью:

  • Реанимация проекта, возвращение его финансовой активности.
  • Дальнейшее продолжение деятельности компании.
  • Погашение всех долговых обязательств.

К особенностям же можно отнести:

  • Замораживаются требования контрагентов на срок процесса.
  • Все полномочия по руководству фирмой временно переходят к назначенному лицу. А гражданин, занимающий должность руководителя, отстраняется от работы.
  • Назначается срок процесса, в среднем – 18 месяцев. Максимально допустимый предел – 24 месяца.
  • Управляющий имеет права отменять любые прошлые решения, менять стратегию, разрывать договора и контракты в установленном законом порядке.
  • Через месяц после вступления в должность он обязан составить проект действий, передать его кредиторам. А они, в свою очередь, одобряют его или блокируют.

Когда вводят процесс

Итак, внешнее управление вводится только судом. И только на конкретный период, с возможностью продления на 6 месяцев, но не более двух лет в итоге.

Введение возможно в ситуациях, когда политика финансового оздоровления была успешной, а глубинный анализ показал, что в дальнейшем компания сможет «встать на ноги». Другими словами, без точных предпосылок это невозможно.

А значит, стадия ни в коем случае не может быть первичной. Она активируется после получения все информацию по данному проекту.

А также пробных экспериментов, проверки всех путей приобретения и сбыта благ, изучения документации по задолженностям.

Права и обязанности

Это центральная фигура в процессе. Именно от его компетентности на 80% и зависит успех. Ведь фактически этот человек должен самостоятельно сделать то, что не смогли все руководители и учредители вместе за долгий период. Причем они не смогли обеспечить работу фирмы при нормальных условиях, а управляющий уже начинает из заведомо проигрышной позиции, когда лицо на грани ликвидации.

Обязанности этого человека логично вытекают из должности – ведение проекта, решение всех экономических задач, поиск правильной стратегии. Но также он и ведет отчетность перед собранием кредиторов, демонстрируя шаги восстановления.

Он имеет право:

  • Осуществлять полную хозяйственную деятельность предприятия.
  • Распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Но, естественно, он не имеет прав реализации без строгой отчетности по целевому назначению полученных в итоге денежных средств.
  • Требовать от суда признания некоторых сделок недействительными. С ничтожными сделками – понятно, а вот действительность разбирается лишь в особых случаях. И заявление – одна из веских причин.
  • Оформлять, заключать мирное соглашение с кредиторами, абсолютно не консультируясь с учредителями или управленцами, смещенными с должности.

Стадии

Учитывая ограниченный срок внешнего управления при банкротстве, для всех стадий существует четко отведенные лимиты. Назначение – не более месяца. Это первичный этап. И к слову, он и я является самым важным.

Ведь от того, кто вступит на должность, зависит позитивный или негативный исход всего мероприятия. Также стоит понимать, что данный гражданин должен занимать абсолютно беспристрастную, нейтральную позицию.

Руководствоваться требованием закона, а не желаниями учредителей или собрания кредиторов.

На второй стадии происходит утверждение плана. На его составление отводится ровно один месяц. За этот срок ставленник должен детально ознакомиться со всеми активами проекта, требованиями контрагентов. И выдвинуть документ на утверждение собранию кредиторов. Они имеют права внесения собственных корректировок, которые в связи с их интересами, покажутся эффективными.

Третья стадия – самая длительная. Это реализация плана, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий. Именно на ее долю приходится срок от 18 месяцев до двух лет. А завершающим этапом выступает полный расчет с долгами. Так что условно стоит выявить четыре главных части.

Алгоритм действий

Общий порядок выглядит так:

  • Уведомления руководителей и учредителей.
  • Формирование заявления и направления в суд.
  • Получения разрешение.
  • Введение ВУ.
  • Передача всей документации новому временному руководителю.
  • Утверждение плана на собрании.
  • Уведомление о новой политике компетентные органы, в первую очередь налоговые.
  • Собрание сотрудников, в том числе бухгалтеров и аудиторов. Персональная работа с ними.
  • Инвентаризация, анализ активов, выявление скрытых ресурсов.
  • Погашение задолженностей.
  • Подведение итогов на собрании.

Стоит понимать, что конкретный порядок введения внешнего управления способен изменяться. Видение управленцев бывает разным. И их понятие об эффективности. Но тут приведен частный случай, который оказывается верным вариантом в 80%.

Сроки

Как уже стало понятно, максимальный лимит упирается в два года. Но начальный имеет вольную трактовку. Суд по общим правилам выдвигает диапазон от 12 до 18 месяцев. Но вполне возможно, что работа будет закончена еще быстрее. Особенно если речь идет про небольшую компанию, в которой даже сотрудников всего один-два человека. Тем более, если она существует на рынке недолгий срок.

Участники

В принципе, существует 4 главных участника. Сам новый управленец, должник в лице всех учредителей и держателей привилегированных акций, кредиторы, которые хотят получить свои финансовые средства. И государственные органы власти, в первую очередь сам арбитражный суд. А также налоговые органы. Они занимают надзорную позицию.

Права должника

Фирма не полностью лишается своих полномочий. У нее остается возможность влиять на мероприятия, а также даже полностью отказываться от них. Они имеют права заменять активы на равноценные, приостанавливать процесс с помощью расчета и погашения долгов.

А также вносить предложения в том числе о реализации имущества. То есть, как бы переходя к конкурсному производству, но только целевыми участниками аукциона будут исключительно кредиторы.

И к функциям внешнего управления относятся рассмотрение и удовлетворение (при законности) таких требований.

Права кредиторов

Заимодавцы корректируют всю работу, вносят предложения, списки требований, ходатайствуют в суд. А также на своих собраниях утверждают стратегию и план. Сам новоиспеченный директор соответственно занимает руководительской работой, проводит инвентаризацию, сверяют бухгалтерию.

Также стоит понимать, что на собрании принимается решение об удовлетворении плана. На него сильно влияют списки запросов заимодавцев. Параметры, которые они указывают, нельзя игнорировать по закону.

Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения вашей заявки.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление при банкротстве предприятия. Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально.

Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.

  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.

  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.

  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.

  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ).

Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица.

Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.